Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация для родителей.. Значение правильной осанки для детей дошкольного возраста»



 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Кудровский центр образования №1»

 

Консультационный пункт

 

Консультация для родителей.

«Значение правильной осанки для детей дошкольного возраста»

подготовил: инструктор по физической культуре

 Войтенко П.Ю.

2020 г.

Осанка, говорит нам википедия, — это привычная поза в покое и при движении - ссылаясь на теорию и методику фк  Матвеева. Слово «привычная» выделю особым шрифтом. Из этого определения следует, что осанка – это привычка держать положение тела вертикально. Хочется заметить, что слово осанка является однокоренным с популярным и одновременно экзотическим словом АСАНА, которым обозначаются позиции в йоге. Это слово по тем или иным причинам стало обозначать гимнастические позы, а не то, что подразумевалось в первоисточнике.     Востоковед санскритолог их СПБГУ Андрей Всеволодович Парибок, так и определяет понятие асана. Асана – это прямое и устойчивое положение тела.  Соответственно, Асана = осанка. Это говорит о том, что даже древние  понимали, что привычка держаться вертикально для человека даёт человеку определённые «бонусы». Если мы обратим внимание на предписания для активной умственной деятельности, будь то привычный для нас образовательный процесс в учебном заведении или экзотическая медитация, то первое требование – это прямая спина - вертикальное положение и сохранением естественных изгибов позвоночника. Зачем? Ответ достаточно логичен. Обучение невозможно «на ходу». Вы можете сами провести эксперимент. Прослушайте какой-то новый специфический материал сидя (из совершенно незнакомой вам области знаний), другой идя по улице, а потом попробуйте пересказать. В каком случае остаточные знания сохранятся в большем объёме? Или второй пример. На какой парте сидит отличник? В какой позе он сидит? Правильная осанка сводит к минимуму мышечную активность, освобождая часть внимания, которое зачастую и без того в дефиците. И наоборот неестественное положение разбавляет внимание, снижая количество усвоенной информации. Резюмируя такое затянувшееся вступление, я бы хотел повторить, что формирование привычки держать спину вертикально является первым требованием, к построению образовательного процесса.

О формировании этой привычки мы поговорим чуть позже, т.к. мне бы хотелось сформировать комплексный взгляд на данную тему, а не ограничиться демонстрацией тривиальных физических упражнений.

Для начала примем за факт, что изначально возможности организма того или иного ребёнка отличаются. У меня нет медицинского образования, чтобы брать на себя ответственность говорить с позиции врача физиолога. Но с опытом работы у меня сформировалась некоторая выборка, на основе которой появилось видение. В секцию ко мне приводят детей без предварительного отбора или какого-то вступительного экзамена. На основе этого я дам себе немного вольности в терминологии и условно разделю детей на 2 категории: дети с повышенным и недостаточным мышечным тонусом. Это крайне грубая классификация, но из неё становится более ясно, что делать.

Одним тонус необходимо снижать: массаж, растяжка. Растяжку они, как правило, особенно не любят. Возможной причиной излишнего тонуса мышц является недостаток координации. Перенапряженная зона лопаток будет давать сутулость, и плохая гибкость плеч будет сгибать спину, нарушая осанку.

Других надо напрягать. Приведу такой пример. Был случай, когда мне позвонила мама девочки, которая ходит ко мне в секцию. В выходные они пошли в батутный центр и, попрыгав на батуте, девочка получила компрессию позвоночника. Выпала из занятий на 2 месяца. И такие истории возникают достаточно часто. У этих детей самая большая проблема – это быстрая утомляемость. Для поддержания осанки такому ребёнку необходимо прилагать сознательные усилия.

Правильная осанка – это показательно хорошего физического развития человека. В дошкольном возрасте есть возможность скорректировать практически любые нарушения, поэтому советую не затягивать. Для тех, у кого есть возможность и желание заниматься самостоятельно, предлагаю далее обратить внимание на некоторые моменты, которые нам помогут сформировать комплекс для зарядки.

Начнём снизу вверх.

Осанка является составной частью общего физического развития и не ограничивается одним позвоночником. Представьте скатерть. Если потянуть за один конец, вся скатерть будет изменять свою форму. Так же и телом. Поэтому я делаю акцент на комплексном отношении к данной теме.

Ноги – это амортизационная система человека. У любого автомобиля, хорошего велосипеда и других средств передвижения есть такая система. Цель её - снизить ударную нагрузку при эксплуатации. Вспомним пример с компрессией. У человека существует 3 звена цепи амортизации. Это голеностопные, коленные и тазобедренные суставы.

Обратите внимание зону голеностопного сустава. Бывают случаи, когда дети либо ходят на цыпочках, либо наоборот совершенно не могут вставать на носки. Проследите, на какой стороне стопы ходит ребёнок (внешняя внутренняя). Посмотрите в интернете материалы по теме «вальгус». Развивать нужно все положения стоп: хождения на цыпочках, на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы. Вращать носочком по кругу.

Следующим шагом посмотрите на коленные и тазобедренные суставы. Попросите ребёнка выполнить приседания. Сводятся ли колени, отрываются ли пятки, сгибается ли спина? Легко ли приседать?

Гениальность в простоте! Приседания - это лучшее упражнение для развития ног у детей. К тому же для дошкольников в своей массе какие-то глубокие шаги и выпады могут быть трудны для вестибулярного аппарата. Весь положительный эффект от упражнений будет растрачен поиском равновесия. Усложнением может быть прыжок из низкого приседа. Все дети знают «лягушки». Сам коленный сустав только сгибает и разгибает ногу в колене. Вращение осуществляется тазобедренным суставом. Недостаточная ротация тазобедренного сустава не позволит ребёнку присесть с прямой спиной, колени будут заваливаться в середину. Упражнением для тазобедренных суставов может послужить марш, а затем бег с высоким подниманием коленей, различные имитации зверей (гусиный шаг, медведи, паучки и т.д.) а также различные упражнения на гибкость - различные наклоны и вращения в круговые движения стоя.

О ногах поговорили, переходим выше. Руки, ключицы, лопатки. Я могу сказать, что для детей сложно выполнять круговые движения. Сложно – значит малоэффективно. Чтобы научиться делать вращения руками сделаем из круга треугольник или четырёхугольник на 3 и 4 счёта соответственно. Вращение вперёд на 4 счёта (руки вперёд, вверх, в стороны, вниз) или 3 три счёта (вперёд, в стороны, вниз) поможет ребёнку нарисовать в голове траекторию движений. Соответственно, выполняя последовательность наоборот, мы получим вращение вперёд.

Еще одно несложная комбинация: звёздочка (руки в стороны, ноги на ширине плеч или чуть шире), затем хлопок ладонями над головой, затем опять звездочка и шлёпнуть руками по бедрам. Назовём это упражнение «полётом орла». При выполнении будут напрягаться мышцы спины, необходимые нам для поддержания грудного отдела позвоночника.

Можно усложнить эту комбинацию. После каждой звёздочки мы достанем ладошками до плеч.  

 В этих упражнениях ключевую роль играют прямые локти. «Лучше меньше, да лучше» - точно подметил Ленин. Выполняйте всего 5 раз каждое упражнение, но выполняйте их на 100% правильно. В таком случае будет результат. Также обратите внимание на темп выполнения упражнений. Каждое положение рук должно сопровождаться паузами 1-3-5 секунд. Обучение двигательным действиям возможно только в низком темпе.

Хорошо для развития плечевых составов различные замочки за спиной. 1. Руки за спиной, наклон вперёд. 2. Одна рука сверху, вторая снизу.

Для осанки можно выполнять безопасные прогибы: выполнив замок руками за головой, со вдохом прогнуть спину, посмотреть на потолок, локти максимально раскрыть в стороны и назад, напрячь лопатки. Затем сделать всё да наоборот: сгорбиться и соединить локти вместе.

Выполняйте эти упражнения сами и вместе с детьми по возможности каждое утро. Выполнение займет меньше времени, чем прочтение описания этих упражнений. Мы вначале уже определили, что осанка – это привычка. Привычка подразумевает регулярность. В заключительной части нашей беседы я хочу порекомендовать отдать ребёнка в спортивную секцию. Пробовать нужно всё, но лично моё мнение, что для дошкольников лучше лучший выбор – это сложно координационные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика, рок-н-ролл. Советский спорт сформировал превосходную базу. Брейк данс, кстати, тоже, т.к. специалисты из спортивной гимнастики начали заниматься более современными прогрессивными направлениями. Помимо этого рекомендую спортивный альпинизм. Главное убрать из слова приставку «ПО»: походить, позаниматься. Если вас устраивает секция и тренер, целенаправленно прозанимайтесь хотя бы 2-3 года. Если всё будет нравиться, оставайтесь, если нет – идите дальше. Если тонуса мышц не хватает для таких трудных видов спорта, попробуйте например танцы: различные современные направления. Совершенно Уверен, что вопрос об осанке отпадёт сам собой.

Помимо всего вышесказанного, я призываю всех родителей контролировать здоровье детей через специалистов. Если есть возможность, было бы очень хорошо встретиться с детским ортопедом, проверить наличие плоскостопия, получить консультацию, рекомендацию и, возможно, направление на медицинский массаж.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.