Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возникновение буддизма.



Возникновение буддизма.

      

   Буддизм возник в Индии в середине первого тысячелетия до н.э. и в течение более пятнадцати веков развивался как составная часть историко-философского процесса в этом регионе. Это отнюдь не означает, что первоначально буддизм выступал в роли секты по отношению к какой-либо религиозной доктрине. Когда говорят о направлениях буддизма, то имеют в виду позицию этих направлений применительно к ведам – своду древнейших текстов, по праву считающемуся духовной основой индийской культуры.

Варна брахманов (элитарная жреческая социальная группа наследственного характера) толковала веды как истинного, сакральное по своей природе. Согласно преданию, веды стали известны людям благодаря божественной способности слуха древних риши – легендарных мудрецов, родоначальников духовной культуры индоариев.

  Буддизм, подобно брахманизу, - родное дитя индийской культуры, о чем свидетельствуют как минимум три признака, характерных для обеих этих традиций и для индийской культуры в целом. Это, во-первых, признание за человеком уникальном способности к духовному саморазвитию, способности, которая радикально отличает людей от иных классов «живых существ» индийского культурного универсума, включая богов. Во-вторых, высший смысл человеческого существования трактуется как практическая реализация этой способности – достижение освобождения от жажды чувственного опыта. И, наконец, в-третьих, смерть человека не есть завершающий факт его существования, она лишь условие обретения душой (в брахманизме) или сознанием (в буддизме) нового рождения в одной из сфер существования и соответственно в благоприятной или неблагоприятной форме. Цепь новых рождений обрывается только путём обретения духовного освобождения – единения с мировом душой (в брахманизме) или причинно необусловленное состояние (буддийская нирвана).

    

   Возникновение буддизма связано с легендой о Будде, т. е. реальная жизнь реального индивида – Сиддхартха Гаутамы.

Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо-востоке Индии в середине VI века до н.э. Его поэтому в последующем называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Через семь дней после рождения мальчика мать умерла. Ребёнка вырастила сестра матери, которая стала впоследствии его мачехой. Воспитывался Сиддхартха изыскано, по-княжески, в неге и довольстве. Отец намеренно оберегал его от неприятных впечатлений, искусственно изолировав от мира роскошью княжеских дворцов. Но юный принц всё-таки увидел жизнь. Во время прогулок он последовательно встретил больного, старика, покойника и с ужасом узнал, что человеческая жизнь бренна. Он постиг, что и его ждут впереди болезнь, старость и смерть. Привыкший к исключительности своего существования, он стал размышлять над тем, нельзя ли избежать всеобщей участи и найти путь к спасению. После он встретил аскета, что дало его раздумьям совершенно иное направление. Когда у него родился свой сын – ещё одна прочная привязанность к миру, принц решил покинуть дворец, полагая, что найдёт спасение в аскетическом отрешении от удовольствий.

Сиддхартха Гаутама убежал из своего искусственного рая; он, как буддийские источники, ушел из родины в безродность, из дома в бездомность. Ему было в то время 29 лет.

   Насколько позволяют судить факты, Будда совершил свой необычный поступок, перевернувший всю жизнь, не потому, что он устыдился своей праздной роскоши, и не потому, что пресытился удовольствиями. Он хотел для себя больше того, что имел, - спасения. Он хотел убежать от подстерегающих его впереди страданий. Более того, он поставил перед собой самую дерзновенную, предельную задачу, которую только можно помыслить, - обрести бессмертие. Сиддхартха Гаутама бежал не из дворца, он убегал от смерти.

 

   Следующие 6-7 лет Будды были годами суровыми. Под руководством опытных наставников он познакомился с философскими традициями, пошёл школу йоги, овладел техникой созерцания и управлением собственным телом. Будда подвергал себя суровым испытаниям, чтобы добиться просветления, познать высшую истину бессмертия. Однажды он решил в самоистязаниях пойти до конца – для предельной концентрации мысли и воли вообще отказался от пищи, удерживал дыхание. Пять странствующих отшельников наблюдали за ним, поражаясь его выносливости и в готовности стать его учениками, если он достигнет просветления. Будда, однако, потерял сознание. Очнувшись, он понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины, и снова принял пищу. Отшельники покинули его.

Будда пришел к выводу, что спасение достигается через освобождение от желаний. Так тридцатипятилетний принц Сиддхартха Гаутама, мудрец из племени Шакья, стал Буддой (от слова Buddha, что означает «просветлённый», «пробуждённый»). Он достиг того желанного состояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрёл бессмертие. В буддийской традиции к нему прилагают характеристики, призванные подчеркнуть его единственность и употребляющиеся часто вместо его имени: «бхагават» (благословенный, блаженный); «татхагата» («так ушедший»); «сугата» (в добре ушедший) и др.

После просветления Будда семь дней подряд сидел под смоковницей с поджатыми под себя ногами, наслаждаясь обретённым блаженством. Преодолев некоторые сомнения, он решил поведать людям об обретённом им всеведении, запустить колесо Дхармы (учения). Первыми его слушателями и учениками стали пять наблюдавших его последний аскетический опыт монахов, которых он нашел в парке близ Бенареса. Первая его проповедь, получившая название Бенаресской, стала и самой знаменитой – в ней излагаются первоосновы учения.       Вокруг него сложилась община, которая быстро достигла численности 60 человек.

  Среди последователей Будды было много представителей высших сословий, хотя в рамках буддийского учения и практики никаких различий между людьми разных сословий не проводилось. Будда пользовался поддержкой правителей и богатых людей в своей проповеднеческой деятельности и организации общинной жизни.

 К нему примкнули многие из его родственников – сын, сводный брат, мачеха, которую он принял после долгих колебаний, ибо тем самым он открывал для женщин дверь к монашеской жизни. Будда считал, что из-за включения в общину женщин он вдвое уменьшает шансы на спасение. Его единомышленниками стали и два его двоюродных брата, из которых один – Ананда – стал ближайшим помощником, тенью Будды на протяжении последних 25 лет его жизни, а другой – Девадатта – его злым гением, трижды покушавшимся на жизнь Будды, расколовший буддийскую общину.

Вся жизнь принца Гаутамы после того, как он стал Буддой, была посвящена проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Он ходил по стране, чтобы нести своё слово и обретать новых последователей, прерывая своё странничество лишь на четырёхмесячный период дождей, когда дороги становятся труднопроходимыми и, кроме того, невозможно путешествовать, не наступая на всякую обильную в это время живность. День Будды складывался очень просто, как и у всякого монаха: утро посвящалось духовным упражнениям, день – сбору подаяний на обед (Будда принимал приглашения к обеду от любого человека – и от князей, и от бедняков, если же такого приглашения не было, то он ходил по домам со своей специально для этого предназначенной чашей, молча и покорно ожидая, пока кто-нибудь не наполнит её едой) и полуденному отдыху, вечер до глубокой ночи – поучениям.

   Будда учительствовал 44 года. О первых двадцати четырёх годах существует предание, о последних двадцати четырёх годах ничего не известно, за исключением нескольких предсмертных месяцев. Он смертельно заболел, отведав жирной свинины в доме кузнеца по имени Чунда. Случилось это предположительно в 447 году до н.э. ( Существует другая датировка смерти Будды, относящая её к началу IV века). Будде было тогда 80 лет. Его последними словами были: «Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для спасения»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.