Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НОВЫЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ ВИЗАНТИЙСКИЕ КРЕСТЫ



 

Майко В. В.

НОВЫЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ ВИЗАНТИЙСКИЕ КРЕСТЫ

С ГРАВИРОВАННЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СУГДЕИ

 

Maiko V.

New Middle East Byzantine Сrosses with Engraved Images

from Medieval Sugdeja

 

Ближневосточные сиро-палестинские, но, в целом, византийские энколпионы Сугдеи с гравированными изображениями, выполненными в «штриховой» манере, неоднократно становились предметом специальных исследований (Майко 2014: 167). До недавнего времени их количество составляло три экземпляра.

Оборотная створка первого из них с изображением Богородицы в позе Оранты была найдена М.А. Фронджуло при осмотре разрушенных погребений некрополя Судак-II на юго-западном участке посада Сугдеи [Майко 2014: 450, рис. 182, 3] (Рис, 1, 1). Надпись повреждена в древности и состояла, вероятно, из пяти букв ПЕ..РО. Наиболее приемлемый вариант реконструкции – имя Апостола Петра (Πέτρο)ς. На известных автору подобных энколпионах изображение этого Апостола помещались только на боковых лучах с легендами Πέτρος или Πέτορς [Дончева-Петкова 2011: 65, обр. 11, 140; 2011: 74, обр. 13, 173б]. Оборотная створка второго креста была обнаружена И.А. Барановым в слое пожара второй половины XIII в. на полу каменного жилого дома на северо-восточном участке посада средневековой Сугдеи [Майко 2014: 450, рис. 182, 2]. Верхний луч изделия обломан в древности, что не позволяет произвести атрибуцию изображения. Третий фрагмент с изображением Богоматери с легендой ΜΡ ΘΥ и Святых на боковых лучах был найден на территории Сугдеи в подъемном материале [Майко 2014: 450, рис. 182, 1].

К этой небольшой коллекции необходимо добавить еще один экземпляр, хранящийся в фондах музея-заповедника «Судакская крепость» (МЗСК КП-738/48). Он был обнаружен в 2018 г. в подъемном материале в районе христианского храма, исследованного в 1995 г. у подножия горы Полвани-Оба. Высота его вместе с креплениями составляет 9,3 см при максимальной ширине 5,3 см (Рис. 1, 2), что соответствует крупным мощевикам. На кресте помещено гравированное изображение Святого юного возраста в позе Оранта с длинными изогнутыми ладонями. Надпись на верхнем луче HOANHC не оставляет сомнений в атрибуции фигуры, как Святого Иоанна. Орнаментальное оформление верхней и нижней части одежд, в том числе с использованием точечного орнамента и штриховки, находит аналогии во многих образцах подобных изделий. Отметим горизонтальную полосу, украшающую левый край нижней части одеяния, заполненную чередующимися крестами. Характерной особенностью энколпиона являются две стилизованные пальмовые ветви в виде вертикальных лепестков, заполненные противопоставленными горизонтальными полосами. Сверху и снизу лепестки украшены концентрическим орнаментом в виде двух кружков, только имитирующих, в данном случае, круглые гнезда для вставок. Оформление боковых лучей рассматриваемой группы энколпионов стилизованными пальмовыми ветвями встречается достаточно часто, в том числе, и для мощевиков с изображениями Святого Иоанна. Тем не менее, точных аналогий данному варианту нам неизвестно. Достаточно часто встречаются случаи, когда пальмовая ветвь дополняется одинарной или двойной христограммой. Нам известен только один экземпляр с изображением Святого Георгия, происходящий из материалов Софийского Национального археологического института и музея Болгарской академии Наук, где стилизованная пальмовая ветвь другого варианта украшена по бокам одинарными концентрическими кружками [Дончева-Петкова 2011: 81, обр. 15, 178а].

Нет сомнений и в том, что крайняя лаконичность надписей имени Святого Иоанна на восточных византийских энколпионах и неопределенность иконографических признаков, не позволяет безошибочно идентифицировать этого Святого. Лишь на уникальных изделиях надпись определяет Иоанна как Иоанна Богослова или как Иоанна Предтечу. Б. Питаракис, в случае изображения юного лица и помещения Богоматери на оборотной стороне, идентифицирует большинство фигур, как Святого Иоанна Богослова [Pitarakis 2006].

Византийские энколпионы с гравированными рисунками в настоящее время неплохо изучены и достаточно полно опубликованы в обобщающих каталогах и монографиях [Асташова, Петрова, Сарачева 2013; Дончева-Петкова 2011; Залесская 1988: 93-104; Пескова, Строкова 2012; Pitarakis 2006]. Иконография схематично изображенного на них Святого Иоанна детально проанализирована [Пескова, Строкова, 2012: 35, 36]. Отмечено, что мощевики с изображениями именно этого Святого, которые в целом датируются не ранее первой половины XI-XII вв., одна из частых находок. Хорошо известно, что эти кресты отличает универсальность лицевых изображений и отсутствие каких-либо индивидуальных черт. Изготавливали их, как в крупных специализированных мастерских, так и в более мелких, существовавших при монастырях в местах особого почитания отдельных Святых [Пескова, Строкова, 2012: 36].

Совершенно очевидно, что массовость производства этих предметов личного благочестия обусловила наличие очень близких стилистических и иконографических групп. Вместе с тем, исходя из технологии ручного производства, каждое изделие имеет свои индивидуальные черты и абсолютно подобных экземпляров, выполненных одним штампом, практически не встречается. Верно и то, что, несмотря на крайнюю схематичность многих изображений, все они выполнены квалифицированными и опытными мастерами [Залесская 2013: 102-105].

Второй фрагмент  (МЗСК КП-740/17) (Рис. 1, 3), обнаруженный в 2013 г. в подъемном материале в восточной части средневековой Сугдеи представляет собой фрагмент верхнего луча креста, максимально сохранившейся высотой 2,9 см, шириной 2,7 см при толщине 0,2 см. На окончании луча помещена греческая надпись ГЕОРНОС, подчеркнутая двумя параллельными заштрихованными линиями, которая не оставляет сомнений в том, что пред нами изображение Святого Георгия. От последнего, к сожалению, сохранился в нижней части луча только нимб.

Это первый в Сугдее фрагмент редкой категории христианских ближневосточных византийских гравированных изделий в виде нагрудных односторонних, массивных, прямоконечных, с расширяющимися концами крестов. Петля на нашем экземпляре не сохранилась. Наиболее типологически близкий экземпляр присутствует в коллекции Б.И и В.Н. Ханенко [Пескова, Строкова 2012: 146, № 53]. На нем так же изображен Святой Георгий с аналогичным нимбом в нижней части луча. В трехрядной надписи  в имени Святого присутствует лишняя буква. Концы креста по краю так же орнаментированы. По мнению авторов публикации и фигура Святого, и надпись выполнены неуверенной рукой. Типологически близкий крест с именем Святого Феодора и с крайне схематическими изображениями известен и в коллекции Государственного Эрмитажа [Залесская 1998: 41, № 46].

Исходя из сложившейся в Византийской империи политической ситуации, способствовавшей оживлению торговых и культурных контактов, время проникновения на относительно широкие территории, в том числе и на Крымский полуостров, гравированных энколпионов и крестов относится, вероятно,  ко второй половине Х – первой половине XI в. Именно в это время после возрождения разрушенных арабами ближневосточных Святых мест, паломники начинают активно посещать православные христианские центры Сирии, где получают разнообразный литургический инвентарь и предметы личного благочестия [Залесская 1988: 98]. Этот процесс продолжается и на протяжении второй половины XI-XII в. [Пескова 2009: 285-312]. Этим же временем, на основании нумизматического материала датируют время появления подобных энколпионов на Балканах, в Добрудже, на юге Болгарии [Дончева-Петкова 1991: 53, табл. I, 1б] и на Руси [Куницький 1990: 106-116]. Находки гравированных энколпионов и крестов в слоях XIII-XV вв. объясняется, чаще всего, длительным периодом их бытования [Пескова 2009: 302].

 

Библиография:

 

АСТАШОВА Н. И., ПЕТРОВА Л. А., САРАЧЕВА Т. Г. Кресты-энколпионы из собрания Государственного исторического музея. Москва: РИП-холдинг, 2013. 319 с.

ДОНЧЕВА-ПЕТКОВА Л. За някои типове кръстове-енколпиони от Добруджа // Добруджа. № 8. 1991. С. 51–65.

ДОНЧЕВА-ПЕТКОВА Л. Средновековни кръстове-енколпиони от България (IX-XIV в.). София, 2011. 751 с.

ЗАЛЕССКАЯ В. Н. Связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X-XII веках // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV - XVI вв. Л., 1988. C. 93-104.

ЗАЛЕССКАЯ В. Н. Христиане на Востоке. Мелькиты. Монофиситы. Несториане // Христиане на Востоке. Искусство мелькитов и инославных христиан: Каталог выставки. СПб., 1998. С. 12-59.

ЗАЛЕССКАЯ В. Н. Особенности иконографии византийских крестов-энколпионов XI–XII вв. (традиции и практика благочестия) // Византия и византийское наследие в России и в мире: тез. докл. XX Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2013. С. 102-105.

КУНИЦЬКИЙ В. А. Близькосхідні енколпіони на території південної Русі // Археологія. № 1. 1990. С. 106–116.

МАЙКО В. В. Восточный Крым во второй половине X-XII вв. Киев: Видавець Олег Філюк, 2014. 467 с.

ПЕСКОВА А. А. Традиции изображения святых на византийских крестах-реликвариях // Archeologia Abrachamica: Исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама. М., 2009. С. 285-312.

ПЕСКОВА А. А., СТРОКОВА Л. В. Христианские древности Византии в «сирийской коллекции» Б. И. и В. Н. Ханенко.СПб.-Киев, 2012. 224 с.

PITARAKIS B. Les croix-rel-iquaires pectorales Byzantines en bronze / Cahiers Archéologiques. Paris: Picard, 2006. T. XVI. 447 р.

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Рис. 1. Ближневосточные византийские энколпионы с гравированными изображениями средневековой Сугдеи.

1 – из раскопок М.А. Фронджуло; 2 – из подъемного материала 2018 г.; 3 – из подъемного материала 2013 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.