Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день такие понятия, как этничность, нация, национальный характер, язык, менталитет, национальные традиции пополнили список популярных тем для изучения общественных наук. Статей и исследовательских работ по данным темам становится все больше, и освоиться в подобном водовороте информации затруднительно, ведь все эти понятия касаются фактически всех аспектов деятельности как каждого отдельного человека, так и социума в целом.

Люди разной этнической принадлежности, невзирая на соответствующее внешнее сходство, различаются темпераментом, поведением, чувствами и мировоззрением. Однако подобные расхождения существуют не только у представителей различных народов, но и у выходцев из одной нации. У каждого свой уклад жизни и своя система ценностей.

Культурное развитие казахов развивалось на перекрестке культур Востока и Запада, Азии и Европы, в пространстве степной и городской цивилизации, под мощным воздействием тюркской ментальности и исламских духовно-нравственных устоев. Среди других стран Центральной Азии Казахстан смог продемонстрировать значительные успехи в борьбе с проблемами переходного периода и в большей степени оставаться независимым государством.

Несмотря на это, в Казахстане происходит качественная, скачкообразная трансформация истоков казахской нации, но это воспринимается неоднозначно. Подобные изменения привели к сосуществованию различных этносов и сходстве их системы ценностей, где уважение и толерантность играют значительную роль в мировосприятии людей, при этом учитывая и плюрализм культур, принадлежащий к евразийскому пространству. В связи с этим правительство Республики использует различные механизмы для сглаживания и устранения возможных этносоциальных обострений.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент в Независимом Казахстане формируются новые ценности. Это ценности переходного этапа: например, персональная ответственность, желание проявить свои лидерские качества, заинтересованность в собственном деле. В стране совершилось скачкообразное преобразование иерархии ценностей, что привело к изменению кочевого менталитета казахской нации.

Объектом исследования является современная казахская нация в современных условиях глобализации, а предметом – основные факторы формирования казахской нации.

Цельюработы является выявить основные факторы трансформации казахской нации вследствие современной парадигмы развития Независимого Казахстана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить основные факторы формирования и характеристики современных наций;

2) проанализировать влияние природно-географического и исторического факторов на формирование основных черт казахского народа;

3) выявить развитие культурно-религиозной составляющей казахстанского общества в эпоху современности;

4) определить основные причины трансформации системы ценностей казахского народа в постсоветский период.

Рабочая гипотеза заключается в том, что после 1991 года казахская нация, в условиях перехода к рыночным отношениям, продолжает трансформироваться в полиэтническое и поликонфессиональное общество, гармонично сохраняющее в себе исконно-казахстанские обычаи, традиции и традиционную систему ценностей в Республике Казахстан.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Природно-географический, исторический и религиозный факторы являются двигателем текущему формированию национальных особенностей казахской нации.

2) Основополагающим фактором успешной трансформации казахской социально-политической системы является гармоничное сочетание исконных культурно-исторических ценностей и обновленной государственной политики, направленной на формирование здоровых рыночных отношений.

3) Современная национальная политика Республики Казахстан нацелена на формирование стабильных дипломатических отношений с соседними государствами, а также на сохранение и развитие мультикультурализма в стране.

 

Новизнаисследования заключается в том, что оно может способствовать решению такой сложной задачи, как трудности выстраивания сбалансированных межэтнических отношений, внедрения различных этнических групп в многонациональное пространство с целью поддержания их социокультурной уникальности, изучения разнообразных форм мирных взаимоотношений и инициатив этнических групп с целью решения стоящих перед обществом первоочередных проблем.

Благодаря углубленному исследованию этносоциальных изменений и тенденций в Республике Казахстан в условиях модернизации и поиску инструментов для их предотвращения научная и практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов в деятельности региональных отраслей и в сфере теории и практики региональных исследований. Они могут быть использованы для дальнейшего совершенствования национальной региональной политики самого Казахстана, и послужить примером для других государств, находящихся на переходном этапе развития в эпоху современности.

Временные рамки данного исследования охватывают постсоветский период и до настоящего времени. Именно на протяжении этого периода казахская нация начинает процесс трансформации.

В качестве основных методов исследованияиспользуются:

· общенаучные: дедукция и индукция, методы сравнительного, системного и ретроспективного анализа;

· методы политических, географических, регионоведческих и экономических наук;

· эмпирические методы: сравнение.

Степень проработанности темы исследования. В течение последних лет в Республике Казахстан появился ряд работ, посвященных изучению развития казахского народа как нации. Вопросами занимаются такие научные учреждения и государственные учреждения, как Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстана и т.д., а также находят свое отражение как в работах таких ученых, как: Ю.Н. Дорожкин, И.В. Ерофеева, Я.А. Аубакиров, А.Е. Есентугелов, Т.А. Абдразаков и др.

Работа структурирована следующим образом:введение, основная часть, включающая в себя три главы – в каждой по два параграфа, заключение и список литературы.

Введение описывает актуальность темы, определяет цель,
для достижения которой поставлены задачи, объект и предмет исследования, формулируется научная и практическая значимость работы и степень проработанности темы исследования, описаны использованные научные методы.

В первой главе перечислены ключевые методы изучения наций, предпосылки и условия их формирования, а также характеристики, с помощью которых можно проследить появление общностей людей и их последующую трансформацию.

Во второй главе акцент сделан на основных условиях формирования национальных особенностей современной казахской нации, природно-географическом и историческом факторах, определении тенденции развития культурно-религиозной составляющей в жизни казахстанского общества.

В третьей главе рассматривается влияниесовременной парадигмы развития Независимого Казахстана наказахстанский народ, и перечисляются основные факторы трансформации системы ценностей казахского народа.

В заключении подведен итог и сформулирован вывод работы. Ставится вопрос о подтверждении рабочей гипотезы и достижении цели исследования.

Практическая апробация работы была проведена в ходе предварительной защиты на международной конференции студенческого научного общества МГЛУ Collegium Linguisticum – 2020 20 марта 2020 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для современных государств национальный вопрос особенно важен в наше время. Это также принципиально важно и для Республики Казахстан с точки зрения ее существования как независимая страна, которая развивается подобным образом почти 30 лет. Безусловно, существует и будут существовать еще достаточно проблем в сфере межнациональных отношений, но все они решаемы в рамках национальной консолидации и межконфессионального согласия. Единое, внутренне интегрированное общество является главным способом разрешения всех проблем, которые стоят перед казахским народом.

Процессы социально-экономического, территориального и языкового объединения индивидов, которые обеспечивают постоянное функционирование производительных сил, являются теми факторами, что формируют нацию. Финансово-экономические отношения и интересы играют значимую роль в становлении национальной консолидации.

Тип власти, расовые и культурно-психологические факторы, религия и географический фактор также ускорили и усложнили механизм формирования нации.

Географическое положение, климатические условия, постепенное увеличение территории, населенной народами с разными, но в то же время похожими жизненными условиями, традициями и религиями, создали особенность страны, которая предопределяет появление ряда отличительных черт казахской государственности.

С момента обретения независимости Республикой Казахстан вопросы национальной сплоченности и межнациональной стабильности находились под пристальным вниманием администрации Казахстана, прежде всего Президента Казахстана, Лидера Нации, Н.Назарбаева. В связи с этим казахстанская модель современного межэтнической баланса была высоко оценена по всему миру.

Национальная политика полностью ориентирована на стабильность государства, тем самым вызывая уважение казахского многонационального и многоконфессионального общества.

Казахстан уже успел пережить кризисные и разрушительные годы, выстраивая свою государственную идеологию благодаря ответственным, миролюбивым и работящим людям, которые руководствуются и по сей день многовековыми ценностями, сплачивающие народ внутри страны.

Неудивительно, что казахскому народу присуща толерантность, ведь вся его многовековая история связана с пребыванием бок о бок с другими этническими группами. После Октябрьской революции 1917 года возник Советский Союз на политической карте мира. Это было мощным государством, под воздействием которого продолжили свое развитие союзные республики, в том числе и Казахстан.

Создавшееся разнообразие национальностей в Республике Казахстан выдержало испытание временем, проблемы транзитного периода не сломили межнациональную и межконфессиональную гармонию казахстанцев. Они обучились грамотно совмещать свои общенациональные интересы с различными социально-экономическими и государственными интересами.

Единодушное голосование всех 56 стран за появление Казахстана в ОБСЕ с января 1992 года говорит о том, что глобальное сообщество крайне заинтересовано тематикой межэтнических отношений в Республике Казахстан, который создал парадигму межнационального согласия.

Нравственность и грамотность казахстанцев выходят на передний план, если говорить о терпимости к людям других национальностей. По сравнению с другими народами, проживающими в Центральной и Средней Азии именно казахский народ выделяется своей высокообразованностью. На сегодняшний день Республика Казахстан сумела предотвратить межнациональные конфликты.

Многие современные нации в практике общенационального строительства характеризуются в большинстве случаев многонациональными сообществами.

Республика Казахстан – не исключение, ведь в стране гармонично сосуществуют представители более 130 этнических групп, 17 религий, многих этнических традиций и культур. Поэтому возникает дилемма – как добиться в такой ситуации баланса, гармонии, сбалансированности? Поскольку любая этническая группа, любая религия имеет свои особенности, специфические черты и интересы.

На сегодняшний день в Казахстане проживает около 18 миллионов человек. Ислам и православие – основные религиозные конфессии. Стабильность общества в Республике Казахстан основывается на балансе двух самых многочисленных этнических групп – казахи и русские.

Национальное строительство рассматривается как один из основных критериев сплоченности казахского народа. В эпоху современности в Казахстане сформированы две концепции межнациональных отношений. Первая концепция ориентирована на создание единой казахской нации, основа которой – высокий уровень осознанности гражданской идентичности. Вторая концепция нацелена ​​на создание единой нации, учитывая исключительную роль казахской нации как базис культуры казахстанского общества.

Во времена СССР все республики старались быть изображены как национальные государства в конфедеративном союзе. Исходя из этого, с 1991 года началось объединение всех этнических групп в Казахстане в консолидированное сообщество вокруг казахстанцев и их ментальности.

В то же время историко-культурная атрибутика казахов стала восприниматься этническими группами Казахстана как государственные символы, а этноним «казах» стал наименованием всей полиэтнической общности Казахстана.

Все эти действия привели к тому, что в Республике Казахстан сформировано единое, толерантное сообщество различных этнических групп, называемых казахстанцами.

Смотря на новые самодостаточные государства на постсоветском пространстве, нациоестроительство нацелено на выстраивание гражданской нации вокруг основной этнической группы. По такому сценарию идет и Республика Казахстан, где казахи – та самая ведущая этническая группа.

Необходимо учесть и то, что у любой национальности существует своя систему ценностей и характерные черты, которые присуще только ей. Как же в таком случае сформировать нацию, какие факторы способствуют их объединению?

Многоэтнический и многоконфессиональный характер казахстанского общества имеет свои преимущества. Через взаимодействие различных культур происходит процесс обогащения духовности. Этнические группы могут получать друг от друга не только материальные аспекты, но и элементы духовной культуры.

В Республике Казахстан моральные основы, которые передаются из поколения в поколение занимают особое место в системе межэтнических взаимоотношений. Проявление почтения к пожилым людям и великодушие, житейская мудрость и доброта считаются отличительными чертами духовности казахского народа, которая стала фундаментом менталитета и культурной составляющей каждой этнической группы, живущей в Казахстане.

Многокультурная политика в Республике Казахстан несет гуманно-правовой характер: действует Конституция, обеспечивающая равноправие и независимость для всех граждан. На текущее положение в межнациональной области воздействуют различные факторы, к примеру: терпимость, характерная казахам и иным народностям, проживающих в стране. Стимулируя всевозможные формы диалога и укрепляя взаимоотношения между людьми, укореняется концепция взаимозависимости и взаимной ответственности, сформировываются доверие и патриотизм. Основным требованием данных процессов считается предотвращение политизации этнического развития.

Единство социокультурных ценностей, необходимость сохранения и развитие языка и духовности были противопоставлены эгоизму. В настоящее время все этнические группы в Казахстане задействованы в решении проблем социально-экономического характера, к примеру: сохранение родного языка и духовности, гражданское и патриотическое воспитание, взаимообогащение культур.

На сегодняшний день благодаря разумной государственной политики в Республике Казахстан, культурное разнообразие развивается как главный фактор социального развития. Этнонациональное и религиозное многообразие Казахстана считается его стратегическим ресурсом. «К единству – через многообразие» - вот аксиома межэтнического диалога и межнациональных взаимоотношений, которая является фундаментом государственной национальной политики.

Таким образом, необходимо отметить, что цель выявить основные факторы трансформации казахской нации вследствие современной парадигмы развития Независимого Казахстана достигнута. Задачи, поставленные для достижения цели, выполнены. Рабочая гипотеза относительно того, что после 1991 года казахская нация продолжает трансформироваться в полиэтническое и поликонфессиональное общество с учетом гармоничного сохранения исконно казахстанских обычаев, традиций и системы ценностей, нашла свое подтверждение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.