![]()
|
|||||||
Русская культура ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Русская культура 1. Крещение Руси: историко-культурные предпосылки, проблема выбора веры, значение принятия христианства для развития русской культуры. 2. Особенности древнерусской культуры IX – первой трети XIII вв. 3. Научные знания, письменность, книжность и грамотность в Древней Руси (IX–XII вв.). 4. Характерные черты древнерусской архитектуры IX–XII вв. Памятники древнерусской архитектуры IX–XII вв. в Киеве и Новгороде. 5. Древнерусская живопись IX – первой трети XIII в.: мозаика, фреска, икона. 6. Характерные черты архитектуры периода раздробленности (XII – первая треть XIII в.). Памятники архитектуры этого периода на территории Владимиро-Суздальского княжества. 7. Основные типы православных икон. 8. Характерные черты русской культуры в период ордынского господства. 9. Исихазм и его влияние на развитие русской духовной культуры XIV–XV вв. 10. Русская литература периода монголо-татарского ига: основные жанры и характерные особенности. 11. Местные архитектурные школы и памятники архитектуры XIII–XV вв. 12. Дионисий. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. 13. Местные школы живописи XIII–XV вв. Творчество Феофана Грека. 14. Творчество Андрея Рублёва. 15. Завершение объединения русских земель и характерные черты русской культуры XVI в. 16. Процесс обмирщения русской культуры в XVII в. 17. Развитие научных знаний в XVI–XVII вв. Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и "травников". В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки "для лечбы" ратных людей. Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается "Книга Большому чертежу", в Новгороде создается "Чертеж… городам русским и шведским до Варяжского моря". Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г. возникло "Описание новые земли, сиречь Сибирского царства". Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд С.У.Ремизова "Чертежная книга Сибири".
18. Образование в России в XVI–XVII вв. Появление книгопечатания и книжность в XVI-XVII вв. В то время каждая рукописная книга являлась произведением искусства, стоили очень дорого. Первая типография была создана в Москве по инициативе Ивана 4 и митр. Макария в 1553 г. 1563 г – новая типография. 1564 г – напечатан «Апостол», в 1565 – «Часословец». 1568 г – напечатан «Псалтырь». 17 в: открытие славяно-греко-латинской академии в 1687 г. Центры книгопечатания – монастыри и Московский печатный двор. В типографии Киево-Печерской Лавры в 1680 г напечатан первый учебник по русской истории. 19. Основные черты развития архитектуры и живописи в XVI-XVII вв. Гражданская архитектура. 16 в: появилось стремление ввысь. В 1591 г. Выстроена деревянно-земляная крепость Скородом. Сложилась кольцевая планировка Москвы. 17 в: Воссоединение Украины с Русью – взаимное обогащение культуры. Расцвет архитектуры. Стремление сделать «как в сказке». «Нарышкинское барокко». Живопись: Годуновская(Др.каноны) и Строгановская, парсуны(предшественники портретов). Библия Пискатора – альбом с иллюстрациями к Библии. 20. Предпосылки культурных преобразований в эпоху Петра Великого. Традиции и новые явления в культурной жизни XVIII в. Среди факторов, повлиявших на проведение Петром I культурных преобразований можно выделить следующие: Стремление сломать складывавшиеся веками русские традиции для установления в стране европейских ценностей; Петр I во время участия в Великом посольстве в Европу ознакомился с европейскими порядками и проникнулся зарубежной культурой; С детских лет царь противился устоявшимся в русском обществе нормам, считая их устаревшими и варварскими. Сближение с европейской культурой, обмирщение культуры, развитие личностного начала в культуре, отчетливое деление на дворянскую и народную культуры. 21. Наука в России в XVIII в.: система знаний и научные учреждения. Заложены основы отечественной медицины, организация горноразведочной службы, развитие географии, изобретение 1 русской подводной лодки. Образование не при Церкви, а при гос-ве.1707 г – первое мед.училище. 1712 г – инженерная школа. 1725 - академия наук. Дворянин не мог жениться, а священник – получить приход без образования. 22. Развитие образования в XVIII в. 23. Архитектура XVIII в.: особенности развития и художественные стили. Памятники архитектуры первой четверти XVIII в. Зачатки всех стилей(барокко, рококо, классицизм), высокие шпили, наладили пр-во кирпича, 1703 г – закладка Санкт-Петербурга. Мазанковое строительство. Петропавловский собор; Дворец Меньшикова на Васильевском о-ве; Здание 12-ти коллегий; Летний дворец Петра 1; Меньшикова башня 24. Памятники архитектуры второй половины XVIII в. Смольный собор; Медный всадник в Санкт-Петербурге; Площадь Дворцовая. 25. Развитие русской живописи и скульптуры в XVIII в. Расцвет художественной культуры. Гравюра – светское искусство. Андрей Матвеев (Портрет Голициной; Автопортрет с женой, Галантые отношения). Иван Никитин (Напольный гетман, Петр 1 на смертном одре, портрет графа Головина)
ХХ век.
1. Основные особенности культуры ХХ века. -ускорение научно-технического, промышленного и художественного развития; -быстрая смена ценностных ориентиров, вкусов, худ.течений; -значимость контекста -понятие прекрасного уходит -эстетизация уродливого -размытие границ между разными видами искусства 2. Символизм в живописи. Основные черты и представители. Выразилось разочарование европейской интеллигенции в современной действительности, страх перед миром, шагающим вперед. Это искусство пессимистично и полно обращений к прошлому. Основные идеи и принципы – Шарль Бодлер. Густав Моро (великий ювелир)(Франция) – все герои погружены в себя, картина – фантастическое ведение, дающее наслаждение. Одилон Редон(Франция) 3. Творчество Густава Климта. Австрийский художник, основоположник модерна. График, мастер оформления архитектурного интерьера. (Любовь; Музыка; Юдифь; Саломея; Даная; Надежда; Смерть и жизнь; Три возраста женщины; Поцелуй; Бетховенский фриз) 4. «Музыкальная» живопись Н.К.Чюрлениса. 5. В.Э.Борисов-Мусатов и М.А.Врубель - символизм в русском искусстве. 6. Примитивизм. Таможенник Руссо. 7. Экспрессионизм. Основные черты и представители. 8. Творчество Эдварда Мунка. 9. Анри Матисс. 10. Модерн в архитектуре. Гауди и Шехтель. Окончательное преодоление влияния античного ордена – сочетание верт. И горизонт. частей здания. Виртуозное владение разнообр.средствами декор. Оформления фасадов и зданий. Источник вдохновений – вся архитектура от античности до японских домов. Вдохновляла природа. Завершил творческие поиски 19 в. Франц Иосиф Шехтель, особенность – виражи, витиеватые линии(МХАТ им. Чехова; Ярославский вокзал; Особняк Рябушинских) 11. Дадаизм. 12. Кубизм. Творчество Пабло Пикассо. Использование подчеркнутых геометрических форм. Родоначальник – Поль Сезан. Первая картина в кубизме – «Авиньонские девицы» П.Пикассо. (Ольга Орлова; Любительница абсента; Старый нищий с мальчиком; Девочка на шаре; Автопортрет; Герника 1937 г;Сон; Рыдающая женщина) 13. Абстракционизм. Кандинский и Мондриан. Отказ от изображения форм, ориентация на выразительные ассоциативные свойства цвета. 1-е работы – 1910 г. – Кандинский, большой теоретик искусства. Живопись уподобляется музыке. Пит Мондриан – родоначальник геометрической абстракции, равновесие худ. масс. 1 период – 1911-1914 – первые поиски в Европе; 2 период – 1914-1921 – возвращение в Россию. Полуабстракция. 14. Сюрреализм. Дали и Магритт. Действительность, в которой зафиксированы бессвязные подсознательные ощущения человека. Основа творчества – бессознательное. Активные и даже агрессивный характер. Выступали против цивилизации. Дали(Сон; Метаморфоза; Постоянство памяти; Мягкие часы; Загадка Вильгельма Теля) Магритт(Возлюбленные; Чёрная магия; Песнь любви; Насилие; Сын человеческий; Прекрасный мир) 15. Супрематизм. Малевич. Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур. Основан Казимиром Малевичем в 1910 г. 16. Архитектура в России после Революции 1917 года. 17. Скульптура в России после Революции 1917 года. Вера Мухина (Крестьянка;Рабочий и колхозница; Ленин и Сталин). 18. Живопись соцреализма. 19. Кузьма Петров-Водкин и Павел Филонов. 20. Основные направления contemporary art. -экзистенциализм(бессмысленность, свобода, замкнутость, тревога) -абстрактный экспрессионизм(быстрая рисовка, негеометрические штрихи, большие полотна) -неодадизм -поп-арт (образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения) -оптические искусство -минимализм -арте-повера -лэнд-арт -стрит-арт
|
|||||||
|