Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русская культура



Русская культура

1. Крещение Руси: историко-культурные предпосылки, проблема выбора веры, значение принятия христианства для развития русской культуры.

2. Особенности древнерусской культуры IX – первой трети XIII вв.

3. Научные знания, письменность, книжность и грамотность в Древней Руси (IX–XII вв.).

4. Характерные черты древнерусской архитектуры IX–XII вв. Памятники древнерусской архитектуры IX–XII вв. в Киеве и Новгороде.

5. Древнерусская живопись IX – первой трети XIII в.: мозаика, фреска, икона.

6. Характерные черты архитектуры периода раздробленности (XII – первая треть XIII в.). Памятники архитектуры этого периода на территории Владимиро-Суздальского княжества.

7. Основные типы православных икон.

8. Характерные черты русской культуры в период ордынского господства.

9.  Исихазм и его влияние на развитие русской духовной культуры XIV–XV вв.

10.  Русская литература периода монголо-татарского ига: основные жанры и характерные особенности.

11.  Местные архитектурные школы и памятники архитектуры XIII–XV вв.

12.  Дионисий. Рождественский собор Ферапонтова монастыря.

13.  Местные школы живописи XIII–XV вв. Творчество Феофана Грека.

14.  Творчество Андрея Рублёва.

15.  Завершение объединения русских земель и характерные черты русской культуры XVI в.

16.  Процесс обмирщения русской культуры в XVII в.

17.  Развитие научных знаний в XVI–XVII вв.

Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и "травников". В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки "для лечбы" ратных людей. Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается "Книга Большому чертежу", в Новгороде создается "Чертеж… городам русским и шведским до Варяжского моря".

Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г. возникло "Описание новые земли, сиречь Сибирского царства". Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд С.У.Ремизова "Чертежная книга Сибири".

 

18.  Образование в России в XVI–XVII вв. Появление книгопечатания и книжность в XVI-XVII вв.

В то время каждая рукописная книга являлась произведением искусства, стоили очень дорого. Первая типография была создана в Москве по инициативе Ивана 4 и митр. Макария в 1553 г. 1563 г – новая типография. 1564 г – напечатан «Апостол», в 1565 – «Часословец». 1568 г – напечатан «Псалтырь».

17 в: открытие славяно-греко-латинской академии в 1687 г. Центры книгопечатания – монастыри и Московский печатный двор. В типографии Киево-Печерской Лавры в 1680 г напечатан первый учебник по русской истории.

19.  Основные черты развития архитектуры и живописи в XVI-XVII вв. Гражданская архитектура.

16 в: появилось стремление ввысь. В 1591 г. Выстроена деревянно-земляная крепость Скородом. Сложилась кольцевая планировка Москвы.

17 в: Воссоединение Украины с Русью – взаимное обогащение культуры. Расцвет архитектуры. Стремление сделать «как в сказке». «Нарышкинское барокко». Живопись: Годуновская(Др.каноны) и Строгановская, парсуны(предшественники портретов). Библия Пискатора – альбом с иллюстрациями к Библии.   

20. Предпосылки культурных преобразований в эпоху Петра Великого. Традиции и новые явления в культурной жизни XVIII в.

Среди факторов, повлиявших на проведение Петром I культурных преобразований можно выделить следующие: Стремление сломать складывавшиеся веками русские традиции для установления в стране европейских ценностей; Петр I во время участия в Великом посольстве в Европу ознакомился с европейскими порядками и проникнулся зарубежной культурой; С детских лет царь противился устоявшимся в русском обществе нормам, считая их устаревшими и варварскими.

Сближение с европейской культурой, обмирщение культуры, развитие личностного начала в культуре, отчетливое деление на дворянскую и народную культуры.

21.  Наука в России в XVIII в.: система знаний и научные учреждения.

Заложены основы отечественной медицины, организация горноразведочной службы, развитие географии, изобретение 1 русской подводной лодки. Образование не при Церкви, а при гос-ве.1707 г – первое мед.училище. 1712 г – инженерная школа. 1725 - академия наук. Дворянин не мог жениться, а священник – получить приход без образования.

22.  Развитие образования в XVIII в.

23.  Архитектура XVIII в.: особенности развития и художественные стили. Памятники архитектуры первой четверти XVIII в.

Зачатки всех стилей(барокко, рококо, классицизм), высокие шпили, наладили пр-во кирпича, 1703 г – закладка Санкт-Петербурга. Мазанковое строительство.

Петропавловский собор; Дворец Меньшикова на Васильевском о-ве; Здание 12-ти коллегий; Летний дворец Петра 1; Меньшикова башня

24.  Памятники архитектуры второй половины XVIII в.

Смольный собор; Медный всадник в Санкт-Петербурге; Площадь Дворцовая.

25.  Развитие русской живописи и скульптуры в XVIII в.

Расцвет художественной культуры. Гравюра – светское искусство. Андрей Матвеев (Портрет Голициной; Автопортрет с женой, Галантые отношения). Иван Никитин (Напольный гетман, Петр 1 на смертном одре, портрет графа Головина)

 

ХХ век.

 

1. Основные особенности культуры ХХ века.

-ускорение научно-технического, промышленного и художественного развития;

-быстрая смена ценностных ориентиров, вкусов, худ.течений;

-значимость контекста

-понятие прекрасного уходит

-эстетизация уродливого

-размытие границ между разными видами искусства

2. Символизм в живописи. Основные черты и представители.

Выразилось разочарование европейской интеллигенции в современной действительности, страх перед миром, шагающим вперед. Это искусство пессимистично и полно обращений к прошлому. Основные идеи и принципы – Шарль Бодлер.

Густав Моро (великий ювелир)(Франция) – все герои погружены в себя, картина – фантастическое ведение, дающее наслаждение.

Одилон Редон(Франция)

3. Творчество Густава Климта.

Австрийский художник, основоположник модерна. График, мастер оформления архитектурного интерьера. (Любовь; Музыка; Юдифь; Саломея; Даная; Надежда; Смерть и жизнь; Три возраста женщины; Поцелуй; Бетховенский фриз)

4. «Музыкальная» живопись Н.К.Чюрлениса.

5. В.Э.Борисов-Мусатов и М.А.Врубель - символизм в русском искусстве.

6. Примитивизм. Таможенник Руссо.

7. Экспрессионизм. Основные черты и представители.

8. Творчество Эдварда Мунка.

9. Анри Матисс.

10.  Модерн в архитектуре. Гауди и Шехтель.

Окончательное преодоление влияния античного ордена – сочетание верт. И горизонт. частей здания. Виртуозное владение разнообр.средствами декор. Оформления фасадов и зданий. Источник вдохновений – вся архитектура от античности до японских домов. Вдохновляла природа. Завершил творческие поиски 19 в. Франц Иосиф Шехтель, особенность – виражи, витиеватые линии(МХАТ им. Чехова; Ярославский вокзал; Особняк Рябушинских)  

11.  Дадаизм.

12.  Кубизм. Творчество Пабло Пикассо.

Использование подчеркнутых геометрических форм. Родоначальник – Поль Сезан. Первая картина в кубизме – «Авиньонские девицы» П.Пикассо.

(Ольга Орлова; Любительница абсента; Старый нищий с мальчиком; Девочка на шаре; Автопортрет; Герника 1937 г;Сон; Рыдающая женщина)

13.  Абстракционизм. Кандинский и Мондриан.

Отказ от изображения форм, ориентация на выразительные ассоциативные свойства цвета. 1-е работы – 1910 г. – Кандинский, большой теоретик искусства. Живопись уподобляется музыке.

Пит Мондриан – родоначальник геометрической абстракции, равновесие худ. масс. 1 период – 1911-1914 – первые поиски в Европе; 2 период – 1914-1921 – возвращение в Россию. Полуабстракция.

14.  Сюрреализм. Дали и Магритт.

Действительность, в которой зафиксированы бессвязные подсознательные ощущения человека. Основа творчества – бессознательное. Активные и даже агрессивный характер. Выступали против цивилизации. Дали(Сон; Метаморфоза; Постоянство памяти; Мягкие часы; Загадка Вильгельма Теля)

Магритт(Возлюбленные; Чёрная магия; Песнь любви; Насилие; Сын человеческий; Прекрасный мир)

15.  Супрематизм. Малевич.

Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур. Основан Казимиром Малевичем в 1910 г.

16.  Архитектура в России после Революции 1917 года.

17.  Скульптура в России после Революции 1917 года.

Вера Мухина (Крестьянка;Рабочий и колхозница; Ленин и Сталин).

18.  Живопись соцреализма.

19.  Кузьма Петров-Водкин и Павел Филонов.

20.  Основные направления contemporary art.

-экзистенциализм(бессмысленность, свобода, замкнутость, тревога)

-абстрактный экспрессионизм(быстрая рисовка, негеометрические штрихи, большие полотна)

-неодадизм

-поп-арт (образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения)

-оптические искусство

-минимализм

-арте-повера

-лэнд-арт

-стрит-арт



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.