|
|||
Вопросы к экзамену по дисциплине «История становления и развития высшего образования»Вопросы к экзамену по дисциплине «История становления и развития высшего образования»
1. Развитие школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации. Религиозно-философские источники Древнего Востока о воспитании и обучении детей. Педагогическое учение Конфуция. 2. Воспитание и школа в Древней Греции. Педагогические идеи мыслителей Древней Греции и Древнего Рима (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан). 3. Истоки гуманистических идей. Педагогические взгляды педагогов-гуманистов в эпоху Возрождения. 4. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского средневекового Востока. 5. Я.А. Коменский как основоположник педагогики как науки. Принцип природосообразности Я.А. Коменского и современность. 6. Д. Локк как представитель английского просвещения. Д. Локк о воспитании джентльмена. 7. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Теория «свободного воспитания» и современность. 8. Проблема факторов формирования человека в трудах К.А. Гельвеция и Д. Дидро. 9. Идея развивающего обучения в педагогической системе И.Г. Песталоцци. 10. И.Ф. Гербарт как основоположник традиционной педагогики и школы. 11. Ф.В.А. Дистервег о принципах природосообразности, культуросообразности и самодеятельности в воспитании и обучении. 12. Д. Дьюи как основоположник прагматической педагогики. 13. Развитие экспериментальной педагогики в конце Х1Х-начале ХХ вв. «Педагогика действия» А. Лая. 14. Теория «свободного воспитания» М. Монтессори и теория «нового воспитания» С. Френе. 15. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера. 16. Современная зарубежная школа: проблемы, тенденции, перспективы развития. 17. Основные направления современной зарубежной педагогики. 18. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв). Литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли («Изборник Святослава», «Поучение детям» князя Мономаха, «Пчела», «Русская правда»). 19. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (ХIV-ХVII вв). Литературные источники Русского государства ХIV-ХVII вв., содержащие сведения о воспитании («Домострой», «Азбука» И. Федорова, «Азбуковники», «Гражданство обычаев детских»). 20. Развитие светской государственной школы в России в ХVШ в. Педагогическая мысль России ХVШ века. 21. Основные тенденции развития образования и школы в России в Х1Х в. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. 22. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о теории «свободного воспитания» в России. 23. Развитие педагогической мысли в России в конце Х1Х-начале ХХ вв.: экспериментальная педагогика (А.Ф. Лазурский); развитие педологии (А.П. Нечаев); эволюционная педагогика (В.П. Вахтеров); антропологическое направление (П.Ф. Каптерев); теория физического образования (П.Ф.Лесгафт); рефлексологическая педагогика (В.М. Бехтерев); теория всеобщего обучения аномальных детей (В.П. Кащенко). 24. Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса. Классификация истории советской школы и педагогики. 25. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. А.С. Макаренко как основоположник теории коллективного воспитания. Теория коллективного воспитания и современность. 26. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого. 27. Педологически ориентированная педагогика П.П. Блонского. 28. В.А. Сухомлинский как виднейший представитель гуманистической педагогики. 29. Основные тенденции и проблемы развития образования в России на современном этапе. 30. Развитие педагогической мысли России на современном этапе: цели, ценности, модели, перспективы. 31. Эволюция принципа природосообразности в истории мировой педагогики. 32. Эволюция принципа культуросообразности в истории мировой педагогики. 33. Развитие теории «свободного воспитания» в истории мировой педагогической культуры. 34. История развития антропологического знания. Философско-педагогическое наследие российского зарубежья (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин). 35. Поиски педагогами-новаторами путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Развитие педагогики сотрудничества в 90-е годы ХХ века в России (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Иванов и др.). 36. Концепции и реалии поликультурного воспитания.
|
|||
|