|
|||
Вопросы к экзамену по курсу «Философия Древнего Востока»Вопросы к экзамену по курсу «Философия Древнего Востока» 1. Гегель о главных духовных источниках и социально-политических факторах возникновения философии. Начало философии и ее история. (Гегель. Лекции по истории философии. Предисловие. Введение). 2. Гегель о мысли Древнего Востока: характеристика китайской и индийской философии. 3. Понятия «Восток» и «Запад» в их традиционном и современном значении. Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада» и ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. 4. Возникновение первых цивилизаций Древнего Востока в III-II тыс. до н.э. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. 5. Специфика древневосточной философии: ее тесная вязь с мифологическим сознанием, традиционализм, увековечивание связанных с «веком бронзы» духовно-мировоззренческих форм. 6. Сравнительный анализ процессов возникновения философии в культурах Востока и Запада. 7. Предфилософские построения в религиях и мифологии Ближнего Востока. Древний Вавилон. 8. Предфилософские построения в религиях и мифологии Ближнего Востока. Древний Египет и Иран. 9. Особенности истории и культуры Древнего Китая и их отражение в мифологии и философии. 10. Специфика древнекитайской мифологии. Краткий анализ первых литературных памятников Древнего Китая: И цзин (Книга перемен), Ши цзин (Книга песен), Шу цзин (Книга историй), Ли цзы (книга обрядов), Чунь цю (Летопись). 11. Возникновение древнекитайской философской мысли и ее специфика. 12. Основополагающие категории конфуцианства: гуманность и человеколюбие (жэнь), благопристойность (ли). 13. Учение конфуцианства об «исправлении имен» (чжэнмин). 14. Понятие о «благородном муже» (цзюнь-цзы) как идеальном типаже «служилого человека». 15. Учение Конфуция об управлении обществом и государством. 16. Учение Мэн-цзы о прирожденной доброте человека. Сюнь-цзы как мыслитель, завершающий «золотой век» китайской философии. 17. Исторические судьбы конфуцианства. Место и роль конфуцианства в современном Китае. 18. Мо-цзы и моисты. 19. Легизм(фа-цзя) об управлении обществом и государством. 20. Противостояние конфуцианства и легизмакак двух основных течений философской и политической мысли Древнего Китая. 21. Философскийдаосизм(дао-цзя) и его место в истории становления даосской традиции. Основные этапы развития даосизма. 22. Основные понятия, конституирующие учение даосов: «Дао» «дэ». Дао как субстанция и первооснова всего сущего. 23. Конфуцианское и даосское понимание Дао. Идея о потоке всеобщего становления всех явлений в книге «Дао дэ цзин». 24. Идеал совершенномудрого в даосизме и его соответствие Дао. Принцип не-деяния (У-вэй) как критерий единения с Дао. 25. Особенности культуры Древней Индии и трудности ее изучения. Связь древнеиндийской культуры с религией. 26. Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Структура Вед. 27. Зарождение первых философских понятий в Упанишадах: брахман, атман, карма, сансара, мокша. 28. Формирование классической религиозно-философской мысли Древней Индии и ее деление на астику и настику. Основные классические школы древнеиндийской философии. 29. Религиозно-философское учение джайнизма. 30. Возникновение буддизма. Первоначальный буддизм. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана. 31. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Хинаяна и махаяна. Исторические судьбы развития буддизма. 32. Школа чарвака-локаята. 33. Традиция «Упанишад» и формирование на ее базе школы веданта. Бхагавадгита. 34. Экзегетика школы миманса. 35. Классификация категорий и космологическая доктрина школы санкхья. 36. Философское учение йоги. Йога как метод дисциплинирования тела и ума; основные ступени и методы достижения йогической сосредоточенности или т.н. «восьмеричный путь» йоги. 37. Логика ньяя. 38. Атомистика школы вайшешика.
|
|||
|