|
||||||||||||||||||||
План изученияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Урок“Глобальные проблемы человечества”. План изучения 1. Понятие о глобальных проблемах. 2. Классификация глобальных проблем. 3. Основные особенности глобальных проблем. 4. Пути решения. 1.Мотивационно-целевой блок. Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока. Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем. Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь) Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем). 1. «Универсального» характера. Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им); 2. Природно – экономического характера. Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана); 3. Социального характера. Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма); 4. Смешанного характера. Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.); Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. План характеристики глобальной проблемы: 1. Сущность проблемы. 2. Причины ее возникновения. 3. Пути решения проблемы. Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.
Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема? «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности Земли; от человека до скота и гадов. И птиц небесных, все истребилось с Земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге» Библия. Бытие.гл7№2 Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе). Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете, почему? Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны. Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети. Последствия этой бомбардировки ощущаются и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни. Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока. Итак первая глобальная проблема мира – проблема мира и разоружения Демографическая проблема Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского: Много нас – людей – на белом свете. Маются серьёзные умы: В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы! Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст Города вступают как нарывы. Очень много, слишком много нас! Много нас! Учёный бомбу хвалит. Много нас! Эсминец рвёт волну. Много!.. Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну. Что значит много нас? Сформулируйте проблему. Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений? Как вы думаете? Проблема энергетическая и сырьевая Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке. Чем больше на Земле населения, тем больше тратится различных минеральных и энергетических ресурсов. Не зря этой теме уделяется пристальное внимание. Продовольственная проблема Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал? А вы знаете, что такое голод, голод по-настоящему? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице? Голод – явление не новое. Лишь в Китае в ХIХ веке умерло от голода 100 млн. человек. За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек. За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. Без преувеличения можно сказать, что африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты. Вы наверное догадались. Что это за проблема? Экологическая проблема Что же мы видим, что все проблемы между собой взаимосвязаны и невозможно в этом клубке проблем, решить одну конкретную проблему. Мне хотелось бы привести одну известную притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее. И какой же можно сделать из всего этого вывод: Бороться со всеми проблемами и всем человечеством, так как каждая проблема касается каждого из нас. Главное в решении любой проблемы – знать её суть. У человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия и культурной деградации. Вы хотите?
Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем Причины глобальных проблем:
Пути решения:Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
Вывод:Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле. Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас. 1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития? - Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени? - Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран? - Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы? - Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему? Домашнее задание: написать ЭССЭ по теме.
География России. Население и... Электронная тетрадь по географии 8... География 5 класс ФГОС География 6 класс ФГОС Электронная тетрадь по географии 9... География 10 класс ФГОС География 11 класс ФГОС Электронная тетрадь по географии 5... Предмет: География Категория: Уроки Целевая аудитория: 11 класс. Скачать Автор: Масленникова Надежда Анатольевна Дата: 06.10.2015 Номер свидетельства: 236670 Похожие файлы
БЕСПЛАТНО! Личный сайт учителя.
|
||||||||||||||||||||
|