Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ВЛИЯНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ДОСТИЖЕНИЯ У РЕБЕНКА». Педагог-психолог. Павлова Вера Юрьевна



 

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №4 «Алёнушка»

города Новочебоксарска Чувашской республики

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему:

«ВЛИЯНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ДОСТИЖЕНИЯ У РЕБЕНКА»

Подготовил:

Педагог-психолог

Павлова Вера Юрьевна

Новочебоксарск 2021


 

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Несмотря на то, что на развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями и сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Как ни странно, однако именно социальные ценности ближайших родственников косвенно, но наиболее действенно влияют на развитие мотивационной сферы ребенка от двух до шести лет особенно сильно. Ведь эти ценности влияют на способ воспитания, которое в свою очередь влияет на все сферы психофизического развития ребенка в данный возрастной период. Вместе с уровнем притязания закладываются и основные жизненные ценности, ведь родители поддерживают и усиливают в детях желание достичь превосходства в той или иной сфере деятельности.

Приблизительно в 5—6 лет можно также говорить о начале проявления у детей индивидуальных различий в мотивации достижения. Это находит свое выражение в уровне сложности задания, которое дети берутся выполнить. Как утверждают многие исследователи, эти различия определяются в первую очередь поведением родителей, их одобрением, признанием успехов ребенка и собственно стилем воспитания.

В возрасте от трех до пяти лет, именно стремление быть вознагражденным является основной мотивацией для решения той или иной поставленной задачи. При этом взаимосвязь между наградой и решением задачи у девочек значительно сильнее, чем у мальчиков. При этом чрезмерное давление на ребенка может способствовать обратной реакции, которая связана с трехлетним негативизмом.

Первичное соподчинение мотивов, возникающее в начале дошкольного возраста ребенка, развивается далее в двух направлениях: во-первых, в направлении формирования самого механизма соподчинения, во-вторых, в направлении усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности (Леонтьев А. Н., 1948).

Д. Макклелланд указывает на то, что социальные ценности родителей влияют на способ воспитания детей, который в свою очередь влияет на их мотивацию. Так, родители с высоким мотивом достижения подталкивают своих детей к ранней независимости и ставят высокие требования в достижении. Они также поддерживают и усиливают в детях достижение превосходства в решении различных задач.

Д. Макклелланд называет следующие крайности в воспитании детей, которые влияют на формирование у них мотива достижения (McClellаnd D., 1961):

1) доминантность и авторитаризм отца (в данном случае у ребенка формируются неуверенность в своих силах и низкий уровень мотива достижения, так как отец принимает все решения);

2) низкие стандарты совершенства и снисходительное отношение к ребенку;

3) слишком раннее требование самостоятельности от ребенка. Так если требовать от ребенка быть самостоятельном в достаточно раннем возрасте, то это вызовет общий приступ негативизма, который отсечет дальнейшие попытки к появлению мотивации достижения.

Таким образом, для достижения появления высоких стандартов притязаний и мотивации необходимо очень остро балансировать на грани второго и третьего пункта, при этом, не слишком надавливая на ребенка, и щедро вознаграждая его за каждое успешно выполненное задание. Также вознаграждение за выполненное задание зачастую используется и в школьном возрасте. Именно в этом возрасте ребенок наилучшим образом ощущает эмоциональный фон других людей, а это значит, что его успеха в той или иной сфере деятельности вы должны радоваться, не менее искренне, нежели сам ребенок. В противном случае, если родители не соблюдают определенные рекомендации (сильно давят на ребенка и прочее) у него могут возникнуть некоторые психические отклонения от нормы, которые в дальнейшем могут перерасти в хронические психические расстройства

Избегая этих крайностей, психологи советуют родителям при формировании у ребенка мотива достижения выдвигать высокие стандарты совершенства и вводить их в то время, когда ребенок реально может их достичь. Кроме того, родителям следует без излишнего вмешательства позволять своим детям достигать желаемой цели, при этом не выражая покровительства и снисходительность, а свое искреннее эмоциональное удовольствие от результатов их достижений.

Если родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми. Правильная мотивация позволит ему в будущем самостоятельно контролировать себя, а также делать необходимые вещи, без которых нельзя обойтись.

Существует много способов мотивировать ребенка. Главная цель каждого из них – постепенно направить малыша. Делать это можно с помощью следующих методов: похвалы, одобрения, показательной гордости; привития интереса к занятиям или определенному поведению; повышения самооценки, через веру в него и всестороннюю поддержку на любом этапе его жизни; выстраивания четких границ, правил, обязанностей; объяснения всех последствий проделанных поступков; поощрения вещами, поездками, поступками, совместным досугом; личной помощи во всех сферах (обучение, спорт, выполнение обязанностей); поддержания сопернического духа. Данные советы помогут каждому родителю выстроить четкую концепцию поведения.

Применять разные виды мотивации необходимо, отталкиваясь от ситуации. С их помощью можно привить любовь к чтению, науке, физическим нагрузкам, домашним обязанностям.

Чтобы ребенок «горел» определенным делом, важно не наделать ошибок в мотивации. Многие родители не рассчитывают реальные силы малыша, переоценивают их, требуют от него больше. Это может сильно влиять на самооценку, создавать серьезные психологические проблемы. Не стоит сравнивать малыша с другими, проводить параллели результатов обучения знакомых или ровесников. Навсегда стоит забыть о насилии, давлении, прессинге, криках. Это может довести до нервного срыва или депрессии. Мама и папа должны быть за одно, требуя одинаковых установок, выполнения определенных правил.

Мечта родителя – иметь послушного, воспитанного, настроенного на успех в школе ребенка. Достигать этого нужно медленными шагами, выстраивая правильные мотивационные ступени. Это поможет ребенку хорошо учиться, быть лидером, достигать поставленных целей без принуждения или угроз. Важно учитывать мнение, интересы ребенка, развивая его внутреннюю гармонию и собственные желания.
Какие факторы ведут к тому, что из любознательных малышей вырастают ученики, которые не хотят рисовать на уроке живописи, ворчат, если надо помочь дома по хозяйству, и малюют в тетради человечков вместо того, чтобы решать задачу по математике? В этой главе мы посмотрим, что может отрицательно повлиять на желание ребенка учиться, его силу воли и трудолюбие.

Методы мотивации дошкольников:

· заучивание стишков, учите рассказывать их выразительно, эмоционально и громко;

· изображение стихотворений;

· побуждайте малышей к труду, подавайте личный пример трудолюбия;

· чтобы пробудить у малышей аппетит, украшайте блюда, придумывайте интересные истории про них.

Способы мотивировать ребенка:

1. Установите цель. Составьте список тех направлений, к которым вы бы хотели привлечь ребенка. Чтобы он понимал, что такое танцы, спорт, музыкальные инструменты и т.д., проведите так называемые “пробные занятия”. Так и вы и ребенок сможете понять, что именно вызывает интерес и к чему есть способности.

2. Установите требования. Рекомендуется установить к ребенку разумные требования. Например, договориться, какие домашние дела он может выполнять. Это не особо поможет вам, но положительно скажется на ваших с дитем отношениях. Да и ребенку будет гораздо проще понять, что вы от него хотите.

3. Показать на личном примере. Родители очень часто поучают детей или ругают их, но редко подают пример личным поведением. Займитесь совместной уборкой, сходите вместе в музей или за покупками.

4. Развивать навыки. Мотивируйте умения малыша тем, что, например, играя на музыкальном инструменте, он не только создает красивую музыку, но имеет возможность познакомиться с великими людьми, участвуя в концертах.

5. Давать скрытые подсказки. Как у пассивного ребенка пробудить интерес хоть к чему-либо? Ни в коем случае не давите. Действовать нужно очень аккуратно. Человек так устроен, что он лучше воспринимает информацию на уровне подсознания. Например, когда до него доходит аромат моющего средства, возникает желание навести порядок. И если спросить почему у него возникло такое желание, то человек естественно не скажет про аромат, а приведет более веские аргументы. Оставьте в поле видимости ребенка книги, краски, музыкальные инструменты. Дайте ребенку возможность самому пробовать и выбирать то, что ему нравится.

6. Поощряйте общение. Пусть ваш ребенок приглашает домой друзей. Когда ваш дом открыт для общения, это позволяет иметь более длительное влияние на детей.

Мотивирующие фразы:

· Все что ты можешь сделать, это стараться изо всех сил.

· Прислушивайся к себе.

· Я в тебя верю.

· Идеальных людей нет, и это норма.

· Настойчивость поможет добиться успеха.

· Если что-то не получается, передохни и попробуй снова.

· Верь в себя.

Самые распространенные ошибки родителей:

1. Часто мамы и папы не учитывают реальные возможности своих детей и требуют от них слишком много. В итоге поставленные цели становятся не выполнимы, а ребенок переживает.

2. Сравнение с другими. Не ставьте своему ребенку в пример других, это понизит его самооценку и испортит ваши отношения.

3. Крики, угрозы, оскорбления может быть и станут мотивацией, но принудительной. А постоянное давление может привести к нервному срыву.

4. Ребенок должен четко знать, что он должен делать.

5. Мама и папа должны придерживаться одной тактики поведения.

6. Учитывайте к чему проявляет интерес сам малыш, не навязывайте нелюбимое занятие.

Мотивировать ребенка вовсе не означает, что нужно насильно пытаться заставить выполнять все требования взрослых. Не стоит давить на малыша, постарайтесь донести, что вы уважаете его чувства и желания. Прислушивайтесь и, по возможности выполняйте просьбы ребенка, даже если они кажутся вам незначительными.

И еще, пожалуй, самое главное. Родители, конечно же, должны дать понять своим детям, что любят и принимают их любыми, даже несмотря на их неудачи во всех сферах их жизни.

 

Успехов и терпения Вам в деле воспитания своих детей!


Список литературы:

1.  Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана, 2002.

2. А. А. Бодалев. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. – М., Педагогика, 1989. – 208с.

3. Ю. В. Илюхина «Секреты интересного занятия». – Краснодар., 2018.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.