Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга Памяти Солдатские вдовы Зауралья. 2006 г



 

 

                                                                                                      На конкурс "Творческая работа

                                                     "Моя семья в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов"

 

 

                          "Судьба семьи в истории страны"

 

 

                                                               Дюндик  Екатерина Александровна

                                                          641877 Курганская обл., г. Шадринск

                                                           ул. Омская, 54-14

                                                                                    телефон 89195851769

                                                                                katadundik457@gmail.com

                                                                

 

 

                                           План

1. Члены моей семьи-участники Великой Отечественной войны.

2. Мои предки на фронте и в тылу.

3.Мои родные в Книгах Памяти Курганской области и прессе

 

                      Список использованных источников

· Материал из интернета

Сайт «Подвиг народа» http://podvignaroda.mil.ru/

Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/

· Материал из книг

1.«Детство, опаленное войной. Шадринский район. 1941-1945.- Ш.: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2015

2. Книга Памяти 1941-1945. Курганская область Т.3, кн.1 г. Шадринск и Шадринский район, 1995.- 401с.

4. Книга Памяти Солдатские вдовы Зауралья. Курган: Изд-во «Парус-М», 2006.-807 с.

5.Пашков А.А. Ради лучшего будущего. Страницы истории Шадринского района Курганской области 1945-1991 гг.- ОГУП « Шадринский Дом Печати», 2014.- С.384-387.

6.Родословная книга. Поколенные росписи Ефимовых, Фроловых, Жуковых, Беринцевых,Сухановых. Краеведение. Семейный альбом / сост.Л.В.Дюндик.- Шадринск, 2019. –304 С.

7. Солдаты Победы. Шадринский район 1945-2005гг.- Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005 г.- 436с.

· Материал из газет 1.Седельников Р. Брал врага на мушку//Красный путь.-2005.-4 мая. -С.4 2. Дюндик Л.В. Фронтовая телефонистка // Новый мир.-2015.-11 сент.-С7.   · Воспоминания родственников  

                                                      

 

 

Каждый человек имеет свою историю – это история наших предков, тех, кому мы обязаны своим земным существованием. Иметь такую историю – наше неотъемлемое право, знать ее – наш долг перед памятью предков.

 В 2019 году в нашей семье произошло большое событие - вышла «Родословная книга нашей семьи». Книга стала результатом пятилетней исследовательской работы по теме «Моя родословная», которую мы с мамой выбрали для домашнего задания, когда я училась еще в 3 классе Лицея №1 г. Шадринска Курганской области. Был собран и систематизирован материал по фамилиям моих предков по маминой (Ефимовы, Жуковы, Фроловы, Беринцевы) и папиной линии (Дюндик, Седельниковы, Лычагины, Кузьмины).

История нашей большой семьи неотделима от истории нашего государства. В нашей семье нет знаменитых людей. Наши предки засевали поля, разводили скот, работали на стройках, заводах и фабриках, защищали Отечество.

 Помните -
"Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой…"

   Когда началась Великая Отечественная война, из моей семьи ушли на фронт 13 человек: Семен Иванович Ефимов, Алексей Михеевич Ефимов, Иван Михеевич Ефимов, Никифор Дмитриевич Кудрин, Татьяна Ивановна Фролова,Филипп Андреевич Фролов, Валентина Андреевна Фролова, Федор Дмитриевич Жуков, Григорий Сергеевич Беринцев, Родион Михайлович Седельников, Владимир Петрович Дюндик, Иван Васильевич Кузьмин, Василий Васильевич Кузьмин.

 Стали солдатскими вдовами: Секлетия Михеевна Ефимова, Анастасия Михеевна Ефимова, Аксинья Дмитриевна Жукова.

Пропали без вести: Никифор Дмитриевич Кудрин, Иван Васильевич Кузьмин.

Свой вклад в Победу внесли и те, кто работал в тылу: Секлетия Михеевна Ефимова, Анастасия Михеевна Ефимова, Апполинарья Сергеевна Жукова, Аксинья Дмитриевна Жукова, Мария Александровна Седельникова.

Благодаря материалам, собранным в «Родословной книге», теперь я знаю о каждом из них, но сегодня расскажу о некоторых.

Воспоминания моего прадедушки Родиона Михайловича Седельникова (23.11.1924-21.07.2013) позволяют взглянуть на те далекие события глазами семнадцатилетнего паренька: «День 22 июня 1941 года был солнечный, тёплый и ничего плохого не предвещал. Я в этот день был в г.Таре Омской области на празднике в загородной роще. Там было несколько тысяч человек (тарчане и жители ближних деревень) съехались туда, чтобы провести праздничный день. Кругом была музыка, танцы, аттракционы. В общем, все веселились. Но вот к полудню известили, что началась война, на нашу страну напала фашистская Германия. Все потянулись к памятнику В.И. Ленина,  там состоялся митинг, а на следующий день люди с вещами стояли у военкомата. Сразу же было много добровольцев пойти защищать свою страну, не только юноши, но и девушки. 12 июня 1942 года меня призвали в армию. В это время мне исполнилось 17 лет. Сначала учился в Первом Омском военно - пехотном училище им. М.В. Фрунзе, а 9 февраля 1943 года наше училище было отправлено на фронт. Прибыл я в 282 стрелковый полк, 92 стрелковая дивизия, 6 армия. В части стал снайпером. По прибытию в полк мне и моим боевым товарищам присвоили звания сержантов. Кроме того, был связным у командира роты старшего лейтенанта Боева. А у снайперов во время затишья была особая работа, они в ночное время выползали впереди переднего края, маскировались и день вели наблюдение за противником, если была возможность, то засекали и огневые точки. Вели наблюдения в своих секторах, затем отмечались в штабе батальона, где записывали, кто сколько уничтожил фашистов. Ходил несколько раз в разведку, приходилось трудно, иногда теряли своих товарищей. Первое время было страшновато: кругом свистят пули, рвутся снаряды, бомбит авиация, но вскоре к этому привыкаешь, не слышишь свиста пуль и снарядов. Было так, что многие идут в бой, но возвращаются не все. Было так, что сутки, двое, а то и больше нет пищи, кухни разбили, но когда подвезут, то нас мало, а продуктов много. Бои вели недалеко от г. Белгорода, в одном из боёв на наш участок немцы пошли в атаку с танками. Бой был страшный: всё гудело, некоторые немецкие танки прорвались к их окопам и прямо живьём закапывали гусеницами. Но советские войска оттеснили их. Меня откопали. Наша часть пошла на переформировку. Вскоре мы снова вступили в боевые действия с фашистами. Нам помогли наши гвардейские «Катюши». В этих боях я увеличил свой счёт, фрицы кого-то не досчитались. В ночное время передвигаться было трудно, немцы вешали «фонари» и стреляли трассирующими пулями.

Это было начало Курской дуги, где встретились две крупнейшие силы вермахта и Красной Армии, в них приняли участие от Германии 900 тыс. человек и России (СССР) 1млн. 336тыс. человек. Это было крупнейшее сражение  Второй мировой войны. В одном из ожесточённых боёв Курской битвы был контужен и без сознания захвачен фашистами. Когда пришёл в себя, то находился где-то на поле, огороженном колючей проволокой, там было несколько десятков человек.

 Увезли нас поездом со станции «Шепетовка» в Харьков, там поместили в подвал на «холодной горе», где мы пробыли двое-трое суток. Потом нас увезли в Германию в г. Сагал, где находился главный немецкий лагерь. Там нас сфотографировали с доской, которая была повешена на верёвочке, на шею с номером, взяли отпечатки всех пальцев рук. Через несколько дней отправили на каторжные работы в г. Чинец (Верхняя Силезия) там работали по 12-14 часов в сутки. Охрана строгая, водили на работу с собаками. Жили в бараках за колючей проволокой, а по углам вышки с пулемётами. Кормили «баландой»- это сушёная капуста кольраби, кусок хлеба - эрзаца. В лагере ежедневно умирали несколько человек. Койки, если их можно было назвать так двухъярусные, таким был отдых. Вот часть русских солдат дожила до 1945 года, но многие остались там навсегда.

Наша армия и союзников приближалась к лагерю, был слышен вой снарядов. Немцы решили нас загнать в «тыл», подальше. Гонять нас начали в марте 1945 года, с одного места в другое. На ночь загоняли в сараи прикладами, кормили только утром, выгнав из сараев. Наливали баланду в корыта, как свиньям, поэтому они там так и называли «Русь швайне райне». На ногах у большинства были деревянные колодки. Кто идти не мог, тех сразу убивали. Однажды немцы построили всех и подвезли повозку с хлебом и консервами. Что придумали- кто хочет жить, тот сейчас же пойдёт во Власовскую армию или иначе они её называли РОА. Но на афёру немцев вышло всего 2 человека, сразу же им дали по булке хлеба, консервов, а остальных обратно загнали в сараи. Власов-это был генерал армии, который передал очень много офицеров и солдат Красной Армии в плен. Впоследствии, он был пойман и осужден к высшей мере наказания через повешение.

  Русских пригнали в г.Вайден, посадили в открытые вагоны в которых возят уголь и увезли в горы Альпы. Это недалеко от города Маркит-Понгау. Там были артиллерийские склады, в них нас и поместили.

И вот в начале мая пришла долгожданная Победа. Проснувшись утром, не увидели часовых ни на вышках, ни у ворот. Через сутки пришли американские войска. Вскоре прибыли офицеры Красной Армии, переписали всех и сказали, что развезут всех по воинским частям. В этом лагере находились американцы, французы, поляки, сербы, англичане, но русские отдельно.

Затем прошли процедуру особого отдела и нас развезли по частям, нужно было поправиться, я в возрасте 21 года весом был 37 кг. Был распределён служить в Австрии в отдельном дивизионе, который назывался ОРАД. Часть была расположена в красивом месте Заузенитэйн на Дунае.  Меня назначили начальником поста оптической разведки. В 1946 году нашу часть перевели на Украину в г. Кременчуг. Там я и закончил свою службу по приказу о демобилизации в марте 1947 года. У меня даже стихотворение есть, один из наших военнопленных написал:

В январе этого года,

Из-за Вислы под Берлин,

Вся фашистская порода

Удирала, как один.

Мчались фрицы, мчались гансы,

Обгоняли их РОА («роашники», то воевали тоже, предатели то - здесь и далее в скобках примечание Родиона Михайловича)

Гнали пленных и гражданских,

В тыл глубокий от врага.

А врагов у немцев много,

Зато нет совсем друзей.

Все их били понемногу

Становилось им больней.

Бил их Сталин на востоке,

Черчилль с Рузвельтом вдвоем

Гнали с запада жестоко,

Своей техники огнем.

В эти дни«успешных» (в кавычках) действий,

Чтоб врагам нас не отдать (нас – пленных значит)

Маршем пешим под конвоем,

В тыл решили нас загнать.(дальше в тыл)

Гнали нас пешком фашисты

Издевались, кто как мог.

Тех на месте убивали,

Кто идти дальше не мог.

Вот доходим до селенья.

Загоняют нас в сарай.

Закрывают все ворота

И всю ночку загорай.

Зачастую сыро, тесно

Шум и чуть не драка из-за мест.

Утром рано на рассвете

Все мы делаем подъем

Одеваемся в лохмотья

И баланду свою ждем.

Но умирать нам не пришлось-

В г.Вайден привели.

Посадили нас в вагоны

И в горы Альпы повезли.

Но открытые вагоны

Нас измучили вконец

Стоя едем – бьют камнями (у нас бы тоже так вези пленных в открытых вагонах, тоже бы бросали в немцев камнями, так и они в нас хлестали)

А в вагоне негде сесть. (битком набито народу)

Вот приехали в Пангау (городишко небольшой)

Кругом горы, дождь и снег.

По поллитре нам баланды

Хлеб на десять человек.

Здесь вздохнули мы полегче.

Вошь не грызла не одна. (нас сводили в прожарку)

Командиры говорили-

Скоро кончится война. (не открыто, но мы же знали кто командиры то)

 …Было 12 куплетов, я вот сколько помню…. По приезду домой в мае месяце 1947 года, работал в с. Пологрудово Тарского района в «Заготзерно». Потом принялся за учёбу, окончил заочно 9-10 классов. В 1949 году начал работать преподавателем в Пологрудовской средней школе. Закончил 10-тимесячные курсы в Омском техникуме физической культуры, работал военным руководителем и преподавателем физкультуры. В 1961 году вступил в КПСС. Был секретарем парторганизации в школе и пропагандистом в колхозе «Иртыш». В 1961 г. окончил Новосибирский техникум физической культуры. Работал в школе завучем по воспитательной работе. Всего в одной школе проработал 36 лет. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, был награждён значком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд». В 1984 году вышел на пенсию, инвалид 2 группы.»

Мой второй прадедушка Иван Михеевич Ефимов (20.01.1924-07.05.1972), по состоянию здоровья (имел только один глаз после травмы), в действующую армию не попал, но и его служба в трудовой армии была замечена командованием. Он был призван на военную службу Ольховским РВК Курганской области в январе 1942 года. В звании сержанта служил командиром отделения 67 Отдельного рабочего батальона 70 армии, Второго Белорусского фронта. Из наградного листа, взятого на сайте «Подвиг народа»: «…Работая командиром отделения по погрузке и выгрузке сена на Дарницкой сеноперевалке показал исключительную выдержанность, дисциплину и требовательность к своим подчиненным. Своим личным примером по работе, перевыполняя нормы выработки на 170%, воодушевлял бойцов на поднятие воинской дисциплины. Пользуется авторитетом среди подчиненных. Имеет 4 ранения. Ходатайствую о награждении медалью «За боевые заслуги»… За период Великой Отечественной войны имеет 4 ранения: в ногу 12.2.1942 года под Старой Руссой, 05.06.1943 года в позвоночник и поясницу, 09.05.1944 года под Ковелем в глаза и четвертый раз ранен легко в районе Старой Руссы. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Из воспоминаний дочери Нины Ивановны Кудиной: «Придет отец из бани, на спине шрам с ладонь и кожа так стянута, собрана неаккуратно, это сейчас делают аккуратно, а там некогда, наверное, было. О войне он не любил говорить, мы его жалели и не спрашивали. Помню, вечерами к нам собирались мужики, которые на войне были, сидят, рассказывают, вспоминают, курят все. Мы детьми были, залезем на полати, головы все свешаем и слушаем их и в этом дыму. Много мужиков ходило к нему беседы вести. Тогда интересно и нам было. Папа после войны постоянно кашлял, их сначала не проверяли. Потом говорит, кашляю, надо провериться мало ли что, а то ребят полон дом. Поехал, а у него осколки в легких. Ему предложили операцию. Неизвестно, что будет после операции, а так, говорил, сколько проживу. Астма у него развилась бронхиальная. Из бригадиров ушел сначала страховым агентом, а потом заведовал заправочной станцией в Ичкино. Так до конца и жил с осколками…» Вспоминает сын Владимир Иванович Ефимов: «О войне отец нам рассказывал очень мало. Мне запомнился один рассказанный им случай, когда он в первый день попал на войну. Он с товарищами спал ночью в землянке. Проснулся, говорит, не могу уснуть - какой сон. Открываю глаза, а за столом финн сидит и кушает. Командир рядом то лежал, он ткнул его, смотри мол. Тот глаза то открыл, за пистолет схватился. « Руки вверх»- закричал. А финн, какое, мол «руки в верх», надо бы так я вас давно бы тут всех перерезал. Разведчик, видимо, пришёл сдаваться. Много тогда таких случаев было, когда всех перерезали. Финские разведчики были хорошо обучены, бесшумно ходили на лыжах. Финны воевали на стороне немцев. И часовой главное стоит на месте, а в землянке весь командный состав. Отец сержантом был. Вот это единственный раз, когда он что-то рассказал». Вспоминает внучка Ольга Владимировна Климова: «Дед израненный был, больной. Помню, что говорил тихим, хриплым голосом, часто кашлял. Как раз в тот год, когда дед умер впервые стали ветеранам дарить на праздник Победы подарки. Вова в день похорон ходил, часы получал. Когда деда хоронили, помню, что медали несли на подушечках ».

Не остались в стороне и женщины военного поколения моей семьи. В возрасте 22 лет, в 1942 году 20 июня, была призвана в армию Сталинским РВК, Свердловская области, г. Свердловска, Сталинского района Татьяна Ивановна Фролова (25.01.1920-01.02.2009) Служила телефонисткой. Была под Сталинградом. Демобилизована в июне – июле 1943 года. Из наградного листа Татьяны Ивановны, взятого с сайта «Подвиг народа»:

 

 

  

Из воспоминаний дочери Татьяны Ивановны, Нелли Васильевны Колесник : « Мама работала в каком-то конструкторском бюро, но не чертежницей, а на самых низших должностях, рассыльной может быть. Начальник у нее был хороший. Может, говорит, тебя Танюшка от фронта уберечь? Она сказала, раз нужна, то поеду. Служила телефонисткой под Сталинградом. Вспоминала, что было очень страшно, они много знали телефонистки, девчонка с винтовкой, что она может. Уколи, говорила мама меня, и я все расскажу, страшно же. Однажды был момент, когда дали команду срочно грузиться в полуторку. Потом другой приказ – машину освободить. Мы пешком пошли, машина видимо, нужна была, чтобы солдат на передовую доставить. Идем, а машина, в которую мы грузились, подбита…».

Женщины нашей семьи работали в тылу, обеспечивая армию продовольствием. Одной из них была моя прабабушка Апполинарья Сергеевна Жукова (18.01.1918- 21.10.1997). Она в 1941 году была назначена заведующей фермой, вместо ушедшего на фронт колхозника, где и работала до 1944 года. А когда человек вернулся, снова перешла в бригадиры. Прабабушка рассказывала, как они обессилевших коров поднимали- во время войны был неурожай и коровы на ферме так оголодали, что на ноги встать не могли. Голову коровы привязывали веревкой к балке под потолком, а женщины поднимали ее за хвост, и коровы так и стояли, чтобы не упасть, подвешенные веревками под живот. Крыши у ферм были из соломы, так всю эту солому им скормили, и корпуса ферм стояли раскрытые. Коровы были под открытым небом.

 

 Досталось и тем, кто в годы войны были детьми.

Из воспоминаний Галины Семеновны Дедюхиной (Ефимовой) (20.02.1935-14.03.2019):«…Я школу не закончила, во втором классе нас забрали на ферму работать, это в войну было. Даже два класса не дали закончить. Десять годов мне исполнилось, и стала за телятами ходить, а потом дояркой. Скота кормить нечем. Самим ходить на работу не в чем, ни штанов, ни гамаш не было. Придем на ферму с девочками, у нас все отмерзнет, ноги от мороза красные. Старше нас, женщины работали, которые, они нам коленки то растирают снегом - еще бы сейчас ноги здоровые были. Тяжелая была работа. В войну меня еще увозил к себе дядя Леня, мамин брат. Не помню, где они жили, в их деревне был большущий цех, там для фронта картошку перерабатывали. Ее сначала чистили, варили, потом резали и на фронт отправляли…».

Формат работы не позволяет мне рассказать обо всех членах моей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Но о каждом из них мы помним, каждым из них мы гордимся, каждому из них мы благодарны.

 Они защищали нашу Родину, чтобы на свет появились мы, их потомки…

 

           

             

 

          

 

          

 

 

  Мои родные в Книгах Памяти Курганской области и прессе

 

        Книга Памяти Солдатские вдовы Зауралья. 2006 г



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.