Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комплексный анализ текста



 

 

Комплексный анализ текста

Класс 8

     

1) Есть много признаков, отличающих человека от животного. 2) Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. 3) Животное совсем не глупое. 4) Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. 5) Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». 6) Это не значит, что баран – глупое животное. 7) Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. 8) Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. 9) А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. 10) И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. 11) Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.

12) Мы живем в очень интересное время. 13) И хотя неинтересных времен нет, бывают такие времена, о которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего особенного не произошло. 14) А те страницы, которые полностью исписаны, - показатель времени бурного, насыщенного событиями и переменами, когда жизнь нелегка и требует от человека очень многого. 15) А у человека постоянно возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. 16) Каким? 17) На то и совесть дана человеку. 18) Чтобы сделать правильный выбор. 19) И по этому выбору можно судить о человеке. 20) Нельзя судить камень за то, что он падает вниз. 21) Но человек не может говорить себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» 22) Это неправда! 23) Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. 24) А если у нас такие обстоятельства все-таки находятся, значит, у нас нет совести. 25) Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. 26) А выбор есть всегда… конечно, выбор – вещь тяжелая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?», «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»

27) Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? 28) Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. 29) Это три предмета, которые необходимы в любой Школе.

(Ю.М.Лотман)

I

1) Определите тему данного текста.

2) К какому типу речи принадлежит текст? Поясните свой выбор.

3) К какому стилю речи принадлежит текст? Поясните свой выбор.

4) Кого автор сравнивает в данном тексте?

5) Что автор говорит про разницу поведений животного и человека?

6) Зачем, по мнению Юрия Михайловича Лотмана, человеку дана совесть?

7) Как автор характеризует такое понятие как совесть?

8) Чему, по мнению Лотмана, люди учатся всю жизнь?

9) Кратко сформулируйте основную мысль текста.

II

1) Найдите во втором предложении текста антонимы.

2) Найдите в первом абзаце фразеологизм. Какое у него лексическое значение?

3) Найдите в десятом предложении текста слово, которое употреблено в переносном значении.

4) Какое слово выступает в качестве лексического повтора в предложениях 12 –14?

5) Среди предложений 17 – 22 есть такое лексическое явление как плеоназм, найдите его.

6) Найдите во втором абзаце текста поговорку.

7) Как вы думаете, почему Юрий Михайлович написал слова Знания, Память и Совесть в последнем абзаце с большой буквы?

III

1) В каком из предложений в первом абзаце есть причастный оборот?

2) Обведите в кружок все сочинительные противительные союзы в первом абзаце.

3) Найдите деепричастный оборот в 13 предложении текста и обозначьте его графически.

4) Объясните постановку тире в 14 предложении.

5) Объясните постановку двоеточия в 15 предложении.

6) Поясните, почему в 19 предложении ПО ЭТОМУ написано раздельно.

7) Поясните, почему слово НЕПРАВДА в 22 предложении написано слитно.

8) Найдите и назовите усилительную частицу в 24 предложении.

9) Выпишите номера предложений, в которых присутствует подчинительная связь между частями сложного предложения.

10) Перепишите предложение 25, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему данного предложения с вопросами, обозначьте типы подчинения придаточных.

11) Среди предложений 27 – 29 найдите слово, которое может писаться как слитно, так и раздельно, в зависимости от контекста. Поясните свой выбор.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.