Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 4.2. МУЗЫКА ДЛЯ ХОРА



Тема 4.2. МУЗЫКА ДЛЯ ХОРА

 1. Хоровое пение – один из древнейших видов музыкального искусства. Различные его формы стали складываться еще в культурах Античности (например, в представлениях греческой трагедии одним из главных участников был хор  (мужской)), и Древнего Востока, где пение часто было связано с танцами, инструментальной музыкой.

По содержаниютакже с древних времен музыка разделилась на бытовую, светскую и культовую (храмовую, обрядовую) - существовали различные виды военной, застольной и духовной хоровой музыки. Искусство разделялось на народное и профессиональное.

Христианская культура (официальное признание христианство получило в  IV  в. н.э.) принесла в хоровое искусство новое содержание и средства – получает развитие музыка для богослужений, которые шли на основе григорианских хоралов (католические песнопения). Григорианские хоралы стали каноническими (т. е. утвердились как данная незыблемость) к  VIII – IX  вв. При монастырях стали складываться певческие школы. В России христианство – Православие, -  пришло из Византии (Восточная империя) и начало утверждаться с X – XI  вв. тогда еще в Киевской Руси. Основой русского церковного пения был одноголосный знаменный распев. Музыка была строгоa  капельной (без инструментального сопровождения).

С развитием многоголосия в Европе утверждались новые жанры в духовной и светской музыке:

ДУХОВНАЯ - месса, реквием, мотет, кантата, оратория, духовные хоры, страсти, духовный концерт (этот жанр установился в русской музыке XVII-XVIII вв.);

СВЕТСКАЯ – мадригал, кантата, хоры лирического, гражданского или шуточного содержания, связанные с народным искусством.

С рождением жанра оперы (XVII в.) хоровая музыка начинает использоваться там наряду с сольной. Значительна роль хоровых сцен в русских операх.

Хоровое пение может использоваться и в симфонических произведениях (Девятая симфония Бетховена, Тринадцатая симфония Шостаковича) – для воплощения определенного замысла, идеи. 

Хоровые коллективы складывались преимущественно при церкви, дворах властителей, богатых помещиков, оперных театрах.

В XIX - XX  в. хоровые коллективы начинают существовать отдельно, у многих из них складывается особый уникальный репертуар, часто композиторы, сочиняя музыку, имеют в виду какой-то определенный хоровой коллектив с его исполнительскими возможностями и культурой. Отчасти композиторы поступали так и раньше – например И.-С. Бах много лет руководил церковным хором при соборе Св. Фомы в Лейпциге, поэтому не мог не учитывать возможностей этого коллектива при создании музыки для богослужений (надо сказать, что сочинения эти сейчас исполняются расширенным составом исполнителей).   



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.