|
|||
Тема 4.2. МУЗЫКА ДЛЯ ХОРАСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 4.2. МУЗЫКА ДЛЯ ХОРА 1. Хоровое пение – один из древнейших видов музыкального искусства. Различные его формы стали складываться еще в культурах Античности (например, в представлениях греческой трагедии одним из главных участников был хор (мужской)), и Древнего Востока, где пение часто было связано с танцами, инструментальной музыкой. По содержаниютакже с древних времен музыка разделилась на бытовую, светскую и культовую (храмовую, обрядовую) - существовали различные виды военной, застольной и духовной хоровой музыки. Искусство разделялось на народное и профессиональное. Христианская культура (официальное признание христианство получило в IV в. н.э.) принесла в хоровое искусство новое содержание и средства – получает развитие музыка для богослужений, которые шли на основе григорианских хоралов (католические песнопения). Григорианские хоралы стали каноническими (т. е. утвердились как данная незыблемость) к VIII – IX вв. При монастырях стали складываться певческие школы. В России христианство – Православие, - пришло из Византии (Восточная империя) и начало утверждаться с X – XI вв. тогда еще в Киевской Руси. Основой русского церковного пения был одноголосный знаменный распев. Музыка была строгоa капельной (без инструментального сопровождения). С развитием многоголосия в Европе утверждались новые жанры в духовной и светской музыке: ДУХОВНАЯ - месса, реквием, мотет, кантата, оратория, духовные хоры, страсти, духовный концерт (этот жанр установился в русской музыке XVII-XVIII вв.); СВЕТСКАЯ – мадригал, кантата, хоры лирического, гражданского или шуточного содержания, связанные с народным искусством. С рождением жанра оперы (XVII в.) хоровая музыка начинает использоваться там наряду с сольной. Значительна роль хоровых сцен в русских операх. Хоровое пение может использоваться и в симфонических произведениях (Девятая симфония Бетховена, Тринадцатая симфония Шостаковича) – для воплощения определенного замысла, идеи. Хоровые коллективы складывались преимущественно при церкви, дворах властителей, богатых помещиков, оперных театрах. В XIX - XX в. хоровые коллективы начинают существовать отдельно, у многих из них складывается особый уникальный репертуар, часто композиторы, сочиняя музыку, имеют в виду какой-то определенный хоровой коллектив с его исполнительскими возможностями и культурой. Отчасти композиторы поступали так и раньше – например И.-С. Бах много лет руководил церковным хором при соборе Св. Фомы в Лейпциге, поэтому не мог не учитывать возможностей этого коллектива при создании музыки для богослужений (надо сказать, что сочинения эти сейчас исполняются расширенным составом исполнителей).
|
|||
|