Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Решите задания



 

Задание для проведения семинарского занятия

Тема 3. Занятие 2.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИВОЗРОЖДЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Углубить и систематизировать знания студентов обосновных чертах и этапах средневековой философии и философии эпохи Возрождения,патристике Августина Блаженного и схоластике Фомы Аквинского, об основных направлениях и проблемах философии Эпохи Возрождения.

2. Формировать у обучающихся убеждение в необходимости целенаправленной, систематической работы по овладению знаниями по дисциплине в целях определения мировоззренческих позиций, качественного решения служебных задач предстоящей деятельности.

3. Активизировать познавательную деятельность студентов, вырабатывать у них стремление к совершенствованию знаний, необходимых специалисту.

УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ                                           -                180 мин

  Учебные вопросы: 1. Философия и теология. Понятие схоластики. 2. Философия эпохи Возрождения: основные концепции и учения

При рассмотрении первого вопроса необходимо:

- обратить внимание на уяснение сущности философии и теологии, ранней средневековой философии (патристики), источников и основных направлений средневековой арабской философии, усвоить понятие схоластики, ее места в истории средневековой философии, концепций Августина блаженного и Фомы Аквинского.

При рассмотрении второго вопроса основное внимание необходимо уделить:

- уяснению сущности философии эпохи Возрождения, отличия ее концепций от философии средневековья;

- основных идей учения Ф. Бэкона;

- философских идей и вклада в развитие математики и естествознания Р. Декарта.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. С применением рекомендуемой литературы:

Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – С. 40-44.

Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юни-ти-Дана, 2016. – С. 119-169.

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консуль-тационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – С. 39-46.

а) доработать материал лекционных занятий;

б) каждому студенту группы подготовить в письменной форме (в тетради) ответы на один из вопросов по теме занятия и быть в готовности выступить по нему. Вопросы распределить согласно списку группы (если количество предлагаемых вопросов меньше списочного состава группы, то предлагается вариант самостоятельного выбора темы или свободный выбор вопросов из данного списка студентами, начиная с 37 номера в журнале учета занятий)

1. Особенности средневековой философии.

2. Основные проблемы средневековой философии: знание и вера, проблема универсалий.

3. Краткая характеристика одного из основных этапов средневековой философии – «апологетики».

4. Краткая характеристика одного из основных этапов средневековой философии – «патристики».

5. Краткая характеристика одного из основных этапов средневековой философии – «схоластики».

6. Маркион, как великий «ересиарх» Средневековья.

7. Климент Александрийской - основоположник Александрийской богословской школы.

8. Ориген из Александрии - основоположник спекулятивной теологии и библейской экзегезы на грекоязычном Востоке.

9. Обоснование бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

10. Суть спора между реализмом и номинализмом.

11. Причина зла в мире согласно Августину Блаженному.

12. Понятие схоластики. Ранняя схоластика (Ансельм Кентерберийский, Расцелин, Абеляр).

13. Реализм и номинализм в средневековой философии.

14. Высокая схоластика (XIII- XIV вв.).

15. Учение о двойственной истине.

16. Фома Аквинский: жизнь и учение.

17. Августин Блаженный: путь познания бога.

18. Значение термина «Ренессанс». Кто впервые употребил этот термин?

19. Направления в философии Ренессанса.

20. Назовите представителей гуманизма в Ренессансе.

21. Значение взглядов Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Га­ли­лея в развитии натурфилософии и науки в целом.

22. Основные черты натурфилософии эпохи Возрождения. Кого из представителей этого направления вы знаете?

23. Значение морали силы и власти (тезис «цель оправ­ды­вает средства») в социальной философии эпохи Ренессанса.

24. Самое эффективное средство для решения проблемы воссоединения Италии XV – XVI вв. по мнению Н. Макиавелли.

25. Качества и черты характера которые должны быть присущими правителю (государю, князю), по мнению Н. Макиавелли.

26. Эразм Роттердамский в своей книге «Похвала глупости» делает вывод, что «…религия – одна из самых больших разновидностей глупости»; тем не менее, он не является атеистом. Как вы это объясните?

27. Суть утопической теории Т. Мора.

28. Назовите известных деятелей Реформации в XVI веке.

29. Роль разума в познании по мнению Д. Бруно.

30. Какую теорию противопоставляет Ф. Петрарка средневековому теоцентризму?

31. Кто из французских гуманистов признавал, что Бог не имеет ника­кого отношения к делам человеческим и поведению людей, так как Бог непознаваем?

32. Отличие философии эпохи Возрождения от средневековой философии.

33. Социально-политические предпосылки возникновения философии XVI века.

34. Понятие Возрождения.

35. Отношение к античности и средним векам в философов Возрождения.

36. Идея гуманизма. (Петрарка, Вела, Мирандола, Монтень, Эразм Роттердамский).

37. Церковная реформация, протестантизм и основные его течения.

38. Коперник Н. и переворот в астрономии.

39. Галилео Галилей, что «вредного» в его взглядах увидели служители церкви.

40. Опишите жизнь обитателей острова Утопия.

41. Сущность Реформации, ее причины и социальные последствия.

Требования:

- продолжительность до 5 минут;

- уяснить сформулированную тему выступления для того, чтобы понять: о чем говорить, что необходимо изложить и какие выводы сделать;

- конкретика и доказательность изложения.

в) составить словарь ключевых понятий:

теология, теоцентризм, схоластика, патристика, реализм, номинализм, универсалии, божественное предопределение, пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, утопия, антропоцентризм, Реформация, протестантизм, секуляризация, натурфилософия, пантеизм

г) решить представленное ниже задание и быть готовым представить его в письменном виде.

3. Быть готовыми:

а) к проведению контрольного опроса с применением тестовых заданий по материалам модуля;

б) к отработке учебных вопросов с применением элементов методов диалога, дискуссии.

Л и т е р а т у р а

а) обязательная:

1. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 612 с. - [Электронный ресурс]. 

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573117

2. Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490

б) дополнительная

3. Лавриненко, В.Н. Философия: В вопросах и ответах: учебное пособие/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117916

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 429 с. - [Электронный ресурс]. 

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560699

4. Пурынычева, Г.М. Философия: учебное пособие / Г.М. Пурынычева, В.И. Загайнова, Т.А. Вархотов; Поволжский ГТУ. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 108 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476507

5. Философия: краткий курс. - Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2016. - 159 с. - [Электронный ресурс]. 

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480221

 

 


Решите задания

        I.  Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».

       II. В колонки по вертикали впишите слова (их значения даны ниже).

И в колонке по горизонтали прочитайте формулу, в которой нашло свое афористическое выражение понимание бытия в Средние века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Последователи философского направления, основателем которого считается Плотин. 2. Сторонники философского учения, отрицающего самостоятельное существование общих понятий вне и помимо единичных вещей. 3. Учение о сотворении мира Богом из ничего. 4. Фундамент учения о познании в средневековой философии. 5. Сторонники философского учения, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия. 6. Деятель византийской культуры XI в., придерживавшийся реалистически-догматической тенденции в развитии богословско-философской мысли Византии. 7. Одно из центральных понятий религиозно-философских учений. 8. Французский философ-схоласт, представитель номинализма, способствовавший распространению во Франции учения Оккама. 9. Особенность средневекового мышления, для которого реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог. 10. Мистико-этическая тенденция в развитии богословско-философской мысли Византии, сосредоточившая основное внимание на внутреннем мире человека и на практических приемах его усовершенствования в духе христианской этики смирения, послушания, внутреннего покоя или тишины. 11. Собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве «Священного Писания». 12. Христианский философ IV – V вв., прозванный «Блаженным», который в своем труде «О граде Божьем» сделал попытку охватить с христианской точки зрения всемирный исторический процесс. 13. Один из представителей ранней патристики, рассматривавший христианство как завершение античной философии. 14. Английский философ, наиболее последовательный представитель номинализма XIV в., утверждавший, что идеи не существуют в Божественном уме в качестве прообразов вещей, а, напротив, возникают в его уме уже после вещей как представления вещей. 15. Философ поздней античности, «последний римлянин», как его нередко называли, переведший и прокомментировавший все основные логические произведения Аристотеля. 16. Французский философ и теолог, главный представитель раннесхоластического крайнего номинализма. 17. Выдающийся представитель зрелой схоластики, основатель томизма. 18. Совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, основывающаяся на текстах, принимаемых как Божественное откровение. 19. Произведение Августина, в котором он прослеживает свою собственную внутреннюю жизнь.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.