Технологическая карта. Утраченное и возрожденное». Тип занятия:комплексное применения знаний – практикум, виртуальная экскурсия.
Технологическая карта
«Утраченное и возрожденное»
ФИО педагога:Сергун Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания, истоков.
Учебное заведение:МАОУ «СОШ № 4».
Тема:«Утраченное и возрожденное».
Тип занятия:комплексное применения знаний – практикум, виртуальная экскурсия.
Форма организации: просмотр видеоролика, беседа с элементами игры, практические задания, работа учащихся в группах.
Методы: воспитывающих ситуаций, частично-поисковый;
Приемы: создание творческого проекта, индивидуальная, фронтальная, групповая.
Возрастная категория:учащиеся 5-11 классов (11-17 лет).
Цели деятельности учителя:формирование представления о Череповце, являющимся не только городом - индустриальным центром, но городом, имеющим давнюю православную историю.
Цель классного часа: изучение православных объектов города Череповца Вологодской области.
Задачи занятия:
Образовательная:
- расширять знания по истории г. Череповца,
Развивающие:
- расширять знания по истории г. Череповца, развивать творческие возможности, любознательность, интерес к работе с коллективом; воображение, долговременную память, грамотную, правильную речь, умение конструировать предложения, анализировать, делать выводы, приводить примеры
Воспитательная:
-воспитывать нравственные качества личности: патриотизм, любовь к своему городу посредством знакомства с историческим прошлым, уважения к памятникам культурно – исторического наследия и объектам, относящимся к облику города современногоЗадачи учителя:
- создавать условия для активизации интереса к исследованию культурно – исторического прошлого города и изучению реалий современного Череповца;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,
– воспитание морально – нравственных качеств личности,
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
– формирование эстетических потребностей,
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Планируемые результаты УУД:
Личностные:
-Желание заниматься самообразованием; формирование позитивных качеств личности.
Коммуникативные:
-вступать в диалог с учителем;
-высказывать свою точку зрения;
-планировать учебное сотрудничество;
-способность договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим.
Регулятивные:
-способствовать развитию волевых качеств учащихся, при включении детей в практическую деятельность;
-проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Познавательные:
-постановка и формулирование проблемы;
-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознано и произвольно, строить речевое высказывание;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
-строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Межпредметные связи:
русский язык, истоки, история, литература, география
Оборудование:
· видеоролик виртуальной экскурсии «Утраченное и возрожденное»
· картинки с изображениями объектов виртуальной экскурсии,
· ватман и маркеры для создания общей карты – маршрута экскурсии,
· магниты – картинки с изображениями объектов виртуальной экскурсии,
· карточки с названиями объектов виртуальной экскурсии,
· схемы г. Череповца на каждую группу для создания карты - маршрута экскурсии,
· мультимедиа проектор для демонстрации видеоролика виртуальной экскурсии.
№
| Этап занятия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Прогнозируемые результаты
|
| Организационное начало (1 мин)
| Приветствует учащихся.Стимулирование мотивации на занятие.
Город Череповец ведёт своё начало с XIV века, имеет интересную историю, разнообразные и самобытные культурные традиции. Безусловно, Череповец - город - труженик, но ведь начало своё он ведет не от создания металлургического комбината.
Вопрос учащимся: как началась история нашего города?
| Приветствуют учителя. Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками
Отвечают на вопрос.
| Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
| Создать эмоциональный настрой на мероприятие, мотивировать учащихся на работу.
|
| Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии (2 мин)
| В Вологодском крае немало старинных городов с богатой и славной историей. К их числу, как правило, не относят Череповец. У большинства современников город на Шексне ассоциируется с гигантами металлургической и химической промышленности, которые принесли ему широкую известность.
Вопрос учащимся:
Какие промышленные объекты известны вам в наше городе?
В истории Череповца были выдающиеся личности, видные деятели культуры, искусства, промышленности, оставивший свой след в истории города и России.
Вопрос учащимся:
Кого из известных череповчан вы можете назвать?
Украшением любого русского города издавна являлись православные храмы. Особенная архитектура, в которой гармонично сочетаются простота и торжественность, колокольный звон, необыкновенно красивое убранство, церковное пение на протяжении многих веков не оставляют равнодушными людей. Ещё в начале XX века в дореволюционном Череповце было 10 православных церквей. Кроме того, имелось три часовни.
Вопрос учащимся:
Какие храмовые постройки нашего города знаете вы? Достаточно ли глубоко мы знаем православную историю Череповца?
| Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать собственного мнения.
Личностные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Регулятивные: проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.
Познавательные: формирование умения самостоятельно формулировать и выделять цель всего мероприятия
| Настрой на успешную работу.
|
| Постановка учебных задач
(1 мин)
| Я предлагаю вам провести классный час по теме «Мой Череповец – утраченное и возрожденное». Какова, на ваш взгляд, цель нашего мероприятия?
Цель: изучение православных объектов города Череповца Вологодской области.
Материал сегодняшнего занятия поможет нам осознать, что Череповец является не только городом - индустриальным центром, но городом, имеющим давнюю православную историю.
| Учащиеся выдвигают свои предположения
| Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные
| Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей
|
| Просмотр видеоролика
(ролик 10 мин 40 с)
| Знакомство с православной историей нашего города я предлагаю провести в виде виртуальной экскурсии.
Учитель дает задания:
1. внимательно смотреть экскурсию,
2. 1. Выписывать название храмов и часовен, о которых идет речь;
3. (в зависимости от возрастной категории) –
2. Сколько храмовых построек было в Череповце на начало XXв.,
3. Об улицах - в экскурсии будут называться названия улиц старого Череповца и соответствующие им сегодняшние названия – записать в тетрадь эти соответствия – Старое название- название сегодня. – задание в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся
| Учащиеся смотрят видеоматериал, делают записи.
| Личностные: нравственно эстетическое оценивание усваиваемого содержания;
Познавательные:
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
Регулятивные: проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
| Информационная компетенция: умение анализировать информацию.
Коммуникативная компетенция: умение обмениваться информацией.
Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами
|
| Практическая работа (22 мин)
(творческая работа)
| Работа после просмотра ролика.
Учитель: мы стали участниками виртуальной экскурсии по местам утраченных и сохранившихся святынь нашего города.
1. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: называют храмы и часовни, их количество на начало века.
2.Я предлагаю изображения и названия, ваше задание – сопоставить их (на доске прикрепляются магнитами) – по желанию подходят к доске и выполняют учащиеся
3.Распределите изображения «Утраченные, возрожденные» (на доске прикрепляются магнитами) - по желанию подходят к доске и выполняют учащиеся.
4.По каким улицам мы прошли? (названия выписаны на листках у учащихся, воспроизводят вслух)
5.Давайте попробуем нарисовать карту – маршрут нашего путешествия.
(на листке ватмана на доске учащиеся по желанию воспроизводят маршрут экскурсии, на местах выполняют в парах или индивидуально свои маршрутные листы) по желанию подходят к доске и выполняют учащиеся или выполняет учитель.
6.Теперь расположим храмы и часовни на нашей карте - по желанию подходят к доске и выполняют учащиеся или выполняет учитель, (задание выполняется на общей карте и на индивидуальных маршрутных листах - схемах.)
Учитель проходит по классу, помогает учащимся справиться с задание, отвечает на возникающие вопросы.
(Передвижение по классу к доске используется в качестве динамических пауз)
| Самостоятельно работают, вступают в диалог с учителем и одноклассниками,высказывают своё мнение, работают с изображениями, обсуждают, сопоставляют, выполняют графическую работу, записывают на предоставленной бумаге;
отбирают наиболее важные пункты;
из отобранного материала учащиеся готовят творческую работу.
| Личностные:
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать эмоции окружающих.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачей.
Познавательные:
находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт, работа с информацией, моделирование.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других, умение осознано и произвольно, строить речевое высказывание, планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе (паре))
| Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.
Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.
|
| Рефлексия деятельности
(3 мин)
| Учитель: обращает внимание на доску с изображением карты – маршрута экскурсии и индивидуальные маршрутные листы – схемы групп. Обобщает материал, подводит итоги. Предлагает задуматься о будущем православных построек в городе, называет новые храмы. Благодарит учеников за работу, желает дальнейших успехов
| Вступают в диалог с учителем. Высказывают своё мнение, что Череповец - город, имеющий давнюю православную историю.
Высказывают своё мнение о будущем наших православных святынь.
| Регулятивные: оценка своей деятельности.
Личностные: воспитание бережного отношения к историческому наследию своей малой Родины.
Коммуникативные: формирование коммуникативных действий, ведение диалога.
Познавательные:
сосредоточивание, рассмотрение, создание обобщений, установление аналогий, структурирование знаний.
| Коммуникативная компетенция:
умение слушать и слышать друг друга и учителя, осуществлять коммуникативную рефлексию.
Личностная компетенция:
готовность к самообразованию и самовоспитанию;
умение строить жизненные планы с учётом исторических условий.
Учебно – познавательная компетенция:
Умение делать
умозаключения и выводы на основе аргументации.
Регулятивная компетенция:
возможность научиться основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением; оценка своей деятельности.
|
|