Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?



 

ЗАДАНИЕ для III группы.Используя текст учебника с.208-210, документы, ответьте на вопросы:

- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?

- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?

- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Московские переговоры 1939 г. По инициативе советской дипломатии в июне-июле 1939 г. в Москве проходили советско-англо-французские переговоры. В переговорах участвовали со стороны СССР нарком иностранных дел (с 1939 г.) Вячеслав Михайлович Молотов, с английской и французской сторон – послы этих стран.

Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986), сов. гос. и парт. деятель. В Окт. революцию чл. Петрогр. ВРК. С 1919 пред. Нижегородского губисполкома, секр. Донецкого губкома РКП(б). В 1920 секр. ЦК КП(б) Украины. В 1921-30 секр. ЦК ВКП(б). В 1930-41 пред. СНК СССР. В 1939-49 нарком иностранных дел СССР. Будучи председатель Совнаркома СССР в 30-е гг., играл одну из главных ролей в развязывании массовых репрессий. Ближайший помощник Сталина, неизменно старавшийся предугадать его мнение, сохранил верность ему даже после ареста своей жены в 1949. После смерти Сталина (март 1953) снова вошел в высшее руководство. Выступал против разоблачения культа личности Сталина. Догматик, исполнительный чиновник, до самой смерти сохранивший свои взгляды в неизменном виде. (Подробнее о В.М.Молотове см. ниже)

Целью переговоров, по мнению советской стороны, было заключение пакта о взаимопомощи в связи с нарастающей опасностью со стороны фашистских государств. Переговоры закончились безрезультатно. Хотя они не дали положительных итогов, Советский Союз, ввиду явно обозначившейся опасности новой войны в Европе, предложил провести новый раунд согласования позиций по военно-политическим проблемам. Эти переговоры состоялись также в Москве в августе 1939 г. на уровне военных делегаций СССР, Великобритании и Франции. В делегацию СССР входили высшие военные руководители во главе с членом Политбюро ЦК ВКП (б), наркомом обороны СССР (с 1934 г.) К.Е.Ворошиловым, западные делегации были сформированы из второстепенных чиновников, не имевших полномочий на подписание соглашения. Характерный пример. Если английский премьер-министр и министр иностранных дел летали на свидание к Гитлеру на самолетах, то английскую военную делегацию во главе с отставным адмиралом отправили в СССР тихоходным пароходом.

Переговоры сразу же привели к разногласиям. Советская делегация выразила готовность Красной Армии выступить в случае агрессии всей своей мощью. Западные делегации предлагали смехотворные размеры своей помощи: "две дивизии сразу и еще четыре – потом". Второй пункт разногласий – нежелание западных держав воздействовать на правительство Польши, по-прежнему отказывающееся пропустить советские войска (в случае необходимости) через свою территорию. Переговоры выявили нежелание западных держав сотрудничать с СССР, несмотря на всё обострявшуюся международную обстановку.

Одновременно с идущими московскими переговорами правительство Англии летом 1939 г. вступило в тайные переговоры с Германией, имевшие целью широкое соглашение по спорным вопросам. Переговоры не увенчались успехом из-за непримиримости противоречий между обеими сторонами. В этих условиях Гитлер предложил советскому правительству заключить советско-германский договор о ненападении.

Советско-германский пакт о ненападении. Оказавшись перед выбором невозможности достичь соглашения с западноевропейскими странами и стремясь хоть как-то обезопасить свою безопасность, советские руководители приняли предложение германского руководства заключить предлагаемый Гитлером пакт о ненападении. Советско-германский пакт о ненападении (в истории он получил название ″пакт Молотова-Риббентропа″) был подписан 23 августа 1939 г. Советский Союз вынужден был подписать этот пакт ввиду безрезультатности своих попыток добиться организации коллективной безопасности против агрессии, сорванных Англией и Францией в 1939 г.

В быстротечных московских переговорах с Германией главную роль играл Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, председатель Совнаркома и нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп.

Риббентроп Иоахим фон (1893-1946), один из гл. немецко-фашистских воен. преступников; в 1938-45 мин. ин. дел. Казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге.

Пакт о ненападении был выгоден прежде всего Германии, готовившейся напасть на Польшу, однако и Советскому Союзу он сулил возможность остаться в стороне хотя бы на время от близкого мирового конфликта.

К тому же польское руководство не скрывало своей враждебности к Советскому государству, на территории Польши долгое время открыто действовали антисоветские группы. Польское правительство заигрывало с Гитлером, оно поддержало Мюнхенский сговор, захват и расчленение Чехословакии, отказалось пропустить советские войска в случае, если бы чехословацкое правительство в соответствии с договорами с СССР и Францией попросило у СССР военной помощи. За это фактическое пособничество агрессору оно получило от Гитлера часть уничтоженной Чехословакии – Тишинский край.

В год подписания советско-германского пакта о ненападении мировой общественности не сообщили о том, что одновременно с Пактом был подписан Секретный протокол с картой к нему, по которому Эстония, Латвия, Западная Украина и Западная Белоруссия признавались сферой советского влияния, а Польша и Литва – сферой интересов фашистской Германии (через месяц с небольшим после этого был согласован ещё один документ – приложение к договору – т.н. "Договору о дружбе и границах" от 28 сентября 1939 г., по которому Литва перешла в сферу интересов СССР).

Секретные протоколы 1939 – приложения (тексты и карты) к пакту о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 и Договору о дружбе и границах от 28 сентября 1939, устанавливавшие разграничение сфер интересов двух сторон, по которому территория с польским населением отходили к Германии, а Западная Украина, Западная Белоруссия и республики Прибалтики – к СССР. В отличие от текстов договоров они не были опубликованы и не прошли процедуры ратификации, т.е. являлись незаконными с момента подписания.

Советская сторона десятилетиями отрицала их существование даже после обнародования текста протоколов на Западе, используя тот факт, что в германских архивах, попавших после войны в руки западных союзников, имелись лишь их фотокопии. Не сказал правды и член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А.Н.Яковлев в докладе о них на II съезде народных депутатов в ноябре 1989 г. Только после развала СССР подлинники, хранившиеся в секретом архиве Политбюро ЦК КПСС в Кремле, были опубликованы.

Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 г.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Писса, Нарев, Висла и Сан (текст дан в редакции от 28 августа 1939 г.).
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.