Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Соответствие сочинения теме. Привлечение текста произведения. Опора на теоретико-литературные понятия. Композицион. целостность и логичность. Соблюд. речевых норм.



1. Как в поэме Лермонтова "Мцыри" представлен романтический конфликт мечты и действительности? Романтическое литературное направление строится на преобладании возвышенного и духовного над земным и обыденным. Лирический герой обладает цельностью и сильной волей, он не склонен к компромиссам и готов на идти на конфликт с обществом и всем миром. Главный герой поэмы "Мцыри" - как-раз такой герой, его личность развивается в противостоянии его мечты и действительности. Он жаждет свободы - и эта жажда придает произведению атмосферу отчаяния и безысходности. Свободолюбивый, сильный и смелый Мцыри ценит свою свободу и свои идеалы превыше всего, и величественная и просторная природа Кавказа словно подчеркивает это. Герой не хочет мириться с мрачной реальностью, что формирует конфликт мечты и действительности. Символом мечты в произведении является свобода от заточения и возвращение домой. Стремление к свободе - непременный атрибут юности, поэтому герой говорит монаху: "Я молод, молод... Знал ли ты разгульной юности мечты? Или не знал, или забыл, Как ненавидел и любил...". Герой стремится познать что-то необычное, он стремится к духовному совершенству и познанию любви и страсти. В его душе есть место искренности и пылкости, которые помогают ему бежать из монастыря. На свободе он был всего три дня, в то время как в монастыре он провел целых три годы. Эти три дня приобретают для него особое значение - он наслаждается могучим пейзажем Кавказа, встречает прекрасную грузинку, наполняющую кувшин водой, сражается с барсом. Герой убедился, что прекрасный мир, который он рисовал в заточении, реален, что человек рожден для свободы. Живописная природа, бескрайнее небо и опасные горы поражают героя ("Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему"). Встреча с барсом олицетворяет препятствия, которые встречаются в жизни каждого, тогда как встреча с грузинкой олицетворяет радость любви. Герой умирает счастливым, поскольку смог ощутить всю полноту жизни, которая была недоступна ему в заточении. Вновь находясь в заточении, он умирает свободным от заточения духовного. 2. Катерина и Варвара антиподы или подруги по несчастью? ("Гроза"). Свободолюбивая Катерина несчастлива в браке и доме Кабановых. Нападки свекрови и зависимость её мужа от матери разжигают в ней протест. В Борисе, племяннике купца Дикого, Катерина разглядела человека, который бы смог, наконец, подарить ей счастье. Вместе с этим замужняя женщина осознает, что её роман с Борисом вызовет в Калинове неприятие со стороны общества. Поддержку и сочувствие она смогла найти лишь у Варвары, сестры её мужа. Однако при этом и Катерина, и Варвара сильно разнятся не только по характеру, но и по семейному статусу (Катерина - замужняя женщина, а Варвара не замужем) и положению в доме Кабановых. У Катерины и Варвара различные нравственные устои - Катерина религиозна и боится кары небесной, а потому во лжи и измене видит страшный грех. Варвара же относится к этому более спокойно, она считает, что уставшей от несчастливого брака Катерине не повредит роман на стороне. Кроме того Варваре не чужды такие пороки как ложь и воровство, однако оправдывает она это тем, что помогает своей несчастной невестке. В отличие от Варвары, Катерина не питала ложных иллюзий, что её отношения с Борисом, слабовольным племянником Дикого, могут получить какой-либо благополучный исход. В отличие от Варвары, Катерина не руководствуется одним только эгоизмом, её внутренний мир настолько богат и противоречив, что она раскаивается в содеянном перед мужем и свекровью. Варвара приспосабливается к любым обстоятельствам, в то время как Катерина - чувствующая и нравственная натура, которая не смогла преодолеть обстоятельства. И в этом заключается различие и противопоставление этих двух девушек, которые, вне всякого сомнения, являются антиподами. 3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви» ("Мастер и Маргарита")? Любовь Мастера и Маргариты является примером искренних и чистых отношений между влюбленными. Автор пишет: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Впервые Мастер встречает Маргариту на улице, когда она несла букет с желтыми цветами. Когда она заговорила с ним, он понял, что "всю жизнь любил именно эту женщину". У них завязывается роман, в котором оба счастливы. Мастер пишет свое произведение, а Маргарита помогает ему поддержкой. Однако все меняется после того, как Мастеру отказывают в печати его романа, герой серьезно заболевает. И поэтому он просит Маргариту уйти, поскольку не хочет, чтобы она "погибала" вместе с ним. Однако Маргарита отвечает ему, что "погибает вместе с ним", её любовь оказывается настолько сильна, что она ради Мастера решает бросить богатого мужа. Она искренне восхищается романом Мастера, считая его "подлинным искусством", а позже, когда тот решает сжечь рукопись, останавливает его. Именно благодаря Маргарите Мастер становится мастером. После долгой разлуки с возлюбленным Маргарита в поисках и спасении Мастера идет на отчаянный и смелый шаг - она заключает сделку с Воландом. В конце романа оба возлюбленных умирают, им дарят покой, о котором они мечтали. Любовь Мастера и Маргариты - пример "настоящей, верной, вечной любви", пример самопожертвования. 4. Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова? "Мцыри" - это история романтичного юноши, мечтающего выбраться из заточения и вернуться домой. Он был очень "слаб и гибок, как тростник", однако его пылкость и искренность помогают ему бежать из монастыря. Во время "трех блаженны дней" он подолгу лежал на земле и много уставал. Сражение с барсом становится кульминацией произведения, когда он окончательно иссякает и теряет все свои жизненные силы. Три дня свободы он не питался ничем, лишь переживаниями и потрясениями от увиденных им красот Кавказа, от встреченной им прекрасной грузинки. В своем монологе он упоминает каждую деталь природы, восхищается каждой травинкой и камнем. Его любовь и единение с природой, его светлые грезы о родном доме помогают ему продержаться три дня без воды и пищи. В произведении "Мцыри" противопоставлены заточение и свобода, монастырь и природа, материальный и духовный миры, и ясное дело, что герой принадлежит именно к миру духовности, природы, свободы. В конце произведения герой умирает счастливым, поскольку смог ощутить всю полноту жизни, которая была недоступна ему в заточении. Вновь находясь в заточении, он умирает свободным от заточения духовного. Таким образом, символической значение судьбы Мцыри заключается в том, что люди, имеющие реальную возможность изменить себя, в реальности не могут этого сделать - в одних случаях из-за обстоятельств (как Мцыри), в других - из-за собственного нежелания (как большинство людей в любом обществе). Трагическая судьба Мцыри олицетворяет в себе жизнь современной для той эпохи молодежи. Она полна сил и стремления изменить что-нибудь вокруг, однако обстоятельства в лице консервативного общества мешают ей воплотить это в жизнь. 5. В чём заключается сила и слабость базаровского нигилизма ("Отцы и дети")? Евгений Базаров, сторонник нигилизма, говорил "Я ничьих мнений не разделяю. Нигилизм - это учение, которое ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Дерзкие и смелые рациональные заявления нигилизма просто не могут не шокировать братьев Кирсановых, приверженцев либерализма. Самоуверенный и непоколебимый Базаров, будучи являясь врачом, признает только прогресс и материальные ценности, считая любовь и чувства чем-то абстрактным и ненужным ("Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"). Когда же он встречает Одинцову Анну Сергеевну, вся его стройная теория трещит по швам. Герой влюбляется, а потому все его убеждения так или иначе меняются и отступают. Переживая любовные муки от безответной любви, он приходит к пониманию, что "отрицание всего" не дает ответа на все вопросы, и не приносит счастья. Таким образом, кажущееся на первый взгляд сильное и рациональное учение, нигилизм, полностью рушится под натиском любви, натиском природы человеческой. 6. Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа ("Капитанская дочка")?Роман называется "Капитанская дочка" - и ключевую роль в нем играет не Петр Гринев, а Маша Миронова, его возлюбленная. Капитанская дочка - это "милый идеал" Пушкина, поскольку Машу Миронову отличает не только внешняя красота, но цельность и нравственная чистота. В образе Мироновой собраны лучшие качества человека - такие как вера в светлое будущее, искренняя и самоотверженная любовь. Главное в её жизни - это полная и безоговорочная вера в Бога, что мы можем видет в цене отказа Маши от замужества с Петром ("Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Пётр Андреич; будьте хоть вы счастливы…"). В судьбе главного героя, Петра, капитанская дочка также играет ключевую роль - благодаря ей он открывает в себе лучшие качества и развивает их. И чуть позже благодаря ей императрица Екатерина милует оклеветанного Петра. Таким образом, яркий и запоминающийся образ Маши Мироновой – это “милый идеал” автора, воплотивший в себе лучшие качества человека. 7. Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков ("Кому на Руси жить хорошо")? Поэма появилась на свет спустя несколько лет после отмены крепостного права. Автор смотрит на помещиков глазами измученного этими же самыми помещиками народа. Поэтому в их изображении сквозит и гнев, и ирония автора, что вылилось в изображение карикатурности помещиков. В своем произведении автор словно бы мстит им за несправедливость по отношению к бесправным крестьянам, рабочим. Он сатирически описывает паразитирующий образ жизни «удельных князьков», поскольку каждый из них чувствовал себя царем в своем имении, хозяином жизни. Поэт рисует образы недальновидных и деспотичных мещан, привыкших к вседозволенности и безнаказанности. Произведение пронизано ощущением приближения скорых перемен, которые положат конец этому беззаконию, когда помещики обращались с невольниками как с вещами - продавали их, подвергали насилию, казнили шутки ради. Через это изображение автор призывает читателей к осуждению безнравственности помещиков, его сарказм направлен лишь против рабовладельцев. В этом отношении показателен князь Утятин - барин настолько привык повелевать крепостными, что даже не может представить себе жизни без них. Он до сих пор верит, что живет при крепостном праве, что вызывает смех как у крестьян, так и у читателей. Таким образом, карикатурность в изображении помещиков объясняется неприязнью и ненавистью автора к ним и к системе крепостничества. 8. Почему чеховский “Вишневый сад” часто называли пьесой-предупреждением? Пьеса "Вишневый сад" была написана накануне событий, полностью переменивших облик и уклад России. Автор размышляет о будущем страны и общества. Произведение отражает переломную эпоху нового столетия, когда старое уже отмерло, а новое еще не зародилось. Все герои произведения ждут наступления новой жизни, одни - с опаской, другие - с надеждой и верой в светлое будущее. Проблема лишь в том, что они не живут настоящим. Некоторые идеализируют прошлое, живя воспоминаниями (к примеру, Любовь Раневская и Гаев), другие - идеализируют будущее (к примеру, Лопахин и Трофимов). Единственным настоящим является вишневый сад, он олицетворяет собой правду жизни, истину, которую не могут найти герои произведения. Петя Трофимов призывает героев к активному труду, проповедует “высшую правду”. Однако в реальности он так и не идет дальше слов. В образах праздной Раневской и не способного к труду Гаева воплощена вся несостоятельность дворянства. Не в силах что-либо исправить самостоятельно, хозяева продают свое имение. Вишневый сад воспринимается Чеховым как духовный центр пьесы, связь между прошлым, настоящим и будущим. Рубящий сад топор символически прерывает связь с прошлым и будущим, оставляя лишь настоящее. В этом и состоит предупреждение автора. Он предостерегает читателей от потери связи с прошлым и будущим, с предками и потомками. 9. Чем объясняется неоднозначность отношения Гринева к «злодею» и «самозванцу» Пугачеву ("Капитанская дочка")? Неоднозначность отношения Гринева к Пугачеву объясняется переменчивым характером "самозванца". В эпизоде с описанием казни Мироновых автор представляет Пугачева как человека, жестоко расправляющегося с неугодными, отправляющего их на виселицу "легким взмахом пятка". Его безжалостность вызывает ненависть в душе Петра Гринева, в связи с чем юноша предпочитает смерть служению такому человеку. Однако вместо этого Пугачев, впечатленный честностью Гринева, милует его и отпускает из Белокаменной крепости. К слову, возможно, на это решение также повлияло заступничество Савельича, слуги Гринева, и то, что несколькими днями ранее Гринев бескорыстно подарил Пугачеву свой тулуп. После помилования Гринев начинает менять свое отношение к Пугачеву, он разглядывает в нем благородство, заступничество и справедливость. Отношение "вора и разбойника" к несправедливости вызывает удивление у Петра, он понимает, что самозванец Пугачев человечнее некоторых офицеров и генералов. Даже когда раскрылась вся правда о происхождении Маши Мироновой Пугачев не изменил своего решения помочь возлюбленным. "Что заставляет этого человека совершить тот или иной поступок?" - задает он вопрос, наблюдая за Пугачевым. Переменчивость Пугачева - это тот фактор, который сделал отношение Гринева к "злодею" и "самозванцу" Пугачеву таким же переменчивым и неоднозначным. 10. Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире ("Гроза")? Главная героиня произведения разительно отличается от остальных, автор противопоставляет её "темному царству" Калинову - с его мракобесием, безнравственностью и провинциальностью. До ее замужества Катерина была счастливой, росла в любящей семье, где царили идиллия и любовь. Однако, выйдя замуж за Тихона, она познала несчастье - жизнь в браке с нелюбимым человеком, в семье жестокой и властной Марфы Кабановой, в городе, где власть была в руках самодуров. Отдельного упоминания заслуживают сны Катерины - светлые и радужные детские воспоминания, либо похоронные мотивы после ссор со свекровью. Катерина религиозна и боится кары небесной, в своей измене с Борисом она видит не только личное счастье, но и страшный грех. Катерина не питает ложных иллюзий, что её отношения с Борисом, слабовольным племянником Дикого, могут получить какой-либо благополучный исход. Однако её внутренний мир настолько богат и противоречив, а её натура настолько цельная и чистая, что она раскаивается в содеянном перед мужем и свекровью, после чего совершает самоубийство, сбросившись со скалы. Смогли бы подобное сделать другие жители Калинова? Наверное нет, поскольку они привыкли к господству «темного царства», привыкли к безнаказанности богачей, подобных Кабанихе и Дикому, свыклись с обманом и несправедливостью. И именно поэтому Катерина "чужая" в калиновском мире. 11. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе ("Горе от ума")? Основной идеей произведения является конфликт разных эпох, воплощенные в образах Чацкого и Фамусова. Чацкий - прогрессивный представитель "века нынешнего", Фамусов - типичный представитель "века минувшего". Взгляды разных поколений расходятся во многом - их отношении к браку, военному делу, образованию, крепостничеству. Когда Фамусов советует Чацкого пойти на службу, тот изрекает "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Чацкому претит старшее поколение в лице Фамусова и его дяди, верно служившего императрице, он упрекает его в чинопочитании, праздности и лицемерии. Он вопрошает: "Где, укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?" И Чацкий, и Фамусов уверены в собственной правоте, отстаивая свои позиции. В монологе Чацкого "А судьи кто?" и рассуждениях Фамусова множество риторических вопросов и восклицаний. Монологи Чацкого и Фамусова являют собой две точки зрения - воспоминания старшего поколения о "золотом веке дворян" и мечты молодого поколения о скорых изменениях в обществе, именно поэтому они самые большие и содержательные в пьесе. 12. Какова роль же Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского ("Война и мир")?Андрей Болконский, один из главных героев романа, претерпевает различные жизненные трудности и испытания, трагедию смерти жены, разочарование в Наполеоне. Он ищет смысл жизни, свое место в ней, после разочарования в войне и Наполеоне он находит новые идеалы в образе неба, высоты, бесконечности. Встреча с Наташей Ростовой стала знаковой в его судьбе, ведь он встетил её в тот период, когда был отчаянным и разбитым, потерял веру в жизни, и жил одними тоской, виной и воспоминаниями. Описывается его "потухший мертвый взгляд". Переломным моментом в его жизни становится посещение им имения Отрадное, где он ночью слышит разговор Наташи с Соней. От пылких, чувственных, полных жизни речей Наташи о прелести ночи в Андрее просыпается "неожиданная путаница молодых мыслей и надежд". Он вдохновляется и осознает, что "жизнь еще не кончена в тридцать один год". Именно Наташа возвращает Андрея к жизни. Встретим ее на балу, князь влюбляется ("вино прелести ударило ему в голову"), это чувство преображает его, выводит из кризиса. Счастью влюбленных помешало испытание, которое Николай Болконский, отец Андрея, выдвинул для влюбленных, а также мимолетное увлечение Наташи Анатолем Курагиным, оставившее в Андрее горький след от обиды и разочарования. Не прощая измены, Андрей возвращается в армию. Отечественная война 1812 года меняет героя, он переосмысливает свои ценности и события жизни. Там же он получает смертельное ранение. Перед смертью к Андрею приходит осознание необходимости любви, его сердце вновь наполняется любовью к Наташе, сидящей возле него. Она облегчает его физическую боль. Андрей, чувствуя себя счастливым и умиротворенным, умирает. Таким образом, Наташа Ростова сыграла в судьбе Андрея Болконского ключевую роль, вернув ему смысл жизни и подарив ему понимание истинной любви и счастья. 13. Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? ("На дне"). Городская ночлежка, судя по описанию её вида, не место для проживания нормального человека, это подвал, "похожий на пещеру", сырой, темный и маленький. Соответственно месту там проживают герои, которых можно охарактеризовать как людей, "опустившихся на дно жизни". Дно в произведении имеет два смысла. В буквальном смысле это подвал, городская ночлежка, а в символическом - социальное дно для людей, лишившихся статуса нормального гражданина. Также можно провести аналогию с мертвецами на кладбище, также находящими под землей, ведь каждый из обитателей городской ночлежки фактически не живет, а существует. Можно вспомнить монолог Сатина, где он говорит, что "дважды убить человека нельзя" - это высказывание отражает то, что внутри Сатин мертв, хотя его физическая оболочка жива. Даже после посещения ночлежки Лукой и его поучительных историй и наставлений обитатели ночлежки не предпринимают никаких мер, чтобы "выбраться на поверхность", они уже смирились со своей участью. Одновременно с этим в пьесе фигурирует хозяева ночлежки - семья Костылевых, которые наживаются на обитателях ночлежки. В этом можно увидеть социальное неравенство между "хозяевами" и "рабами". 14. Каким образом в поэме «Слово о полку Игореве» выражена мысль о единении Руси? Основная идея произведения, в основу которого легли события военного похода князя Игоря против половцев, заключается в призыве автора к объединению и прекращению всех междоусобиц. Раздробленное на несколько княжеств государство не способно противостоять более сплоченным внешним врагам, которыми в данном произведении выступают половцы, перекрывающие выход к Черному морю. Войско князя Игоря поддержало войско его брата Всеволода. Первый бой войско Игоря и Всеволода выиграли, однако следующий бой дался им тяжело и в конечном счете принес печальные вести ("пали стяги Игоревы") - раненый Игорь был захвачен в плен. И в этом моменте иллюстрируется жизненная необходимость единения Руси - ведь русские воины проявляли неслыханную храбрость и стойкость на полях сражений, однако силы их были неравными. Каждый князь - большой или малый - надеялся завоевать свою славу, самостоятельно одолев войска половцев. И эти амбиции и честолюбие в конечном итоге и привели к разгрому войска и пленению Игоря. Отец Игоря, Святослав, собирает военный совет, где призывает князей и полководцев к объединению во имя единой цели. А Игорь благодаря помощи половца Овлура бежит из плена. 15. Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие? В романе "Война и мир" фигурирует огромное множество исторических личностей, среди которых есть Наполеон Бонапарт, французский император, ведущий войну с Россией. Многие люди того времени видели в Наполеоне блестящий военный талант, грядущие изменения, реформы и революции, которые сулило его правление. Однако сам Толстой на протяжении романа показывает нам мнимость величия Наполеона. Толстой описывает его следующими словами "малый ростом", "маленький", тем самым низвергая французского императора с небес на землю. Внешность "великого императора" показана ничтожной и даже комичной ("круглый живот", "жирные ляжки коротких ног"). При этом в характере Наполеона есть место тщеславию, позерству и напускному глубокомыслию. Примечательна сцена переговоров о мире из третьего тома, где напыщенный Наполеон считал, что все зависит от его воли. Наполеон ставит цели, однако средства их достижения, жертвы и разрушения его не волнуют. Также примечательна сцена переправы французских солдат через реку, когда Наполеон даже смотреть не стал на трагические смерти своих же солдат, отдававших жизни ради него. В этой сцене Наполеон показан как равнодушный, лишенный нравственности и сострадания человек. Противовесом ему служит полководец Кутузов, который дорожит жизнью каждого своего солдата, который живет ради защиты родины, а не ради завоевания чужих территорий. В нем ни тщеславия, ни напыщенности Наполеона, он велик в своей простоте. Именно поэтому автор романа лишает Наполеона права на величие, ведь в нем нет ни правды, ни добра, ни человечности, ни красоты. 16. Кого из героев пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» можно назвать «недотёпами» и почему? ("Вишневый сад"). В пьесе автор высмеивае легкомыслие и глупость людей, неспособных справиться с жизненными испытаниями. "Недотепами" можно назвать практически всех персонажей комедии, их "недотепство" выражается в том, что они живут не настоящим, а сладкими воспоминаниями прошлого и несбыточными мечтами и глупыми иллюзиями будущего. Любовь Раневская ведет праздный образ жизни, посещает дорогие рестораны, устраивает приемы, невзирая на то, что в их семье денег практически нет. Ее брат Гаев постоянно говорит о том, что он сумеет спасти их имение, однако его слова не подкреплены никакими действиями, он просто живет надеждой, что деньги придут из удачного замужества племянницы, либо их пришлет им богатая тетя. "Недотепой" является и Лопахин, который хоть и выкупил имение и сад, однако из-за собственной нерешительности не смог сделать предложение Вере и обрести семейное счастье. Прозвище фигурирующего в произведении Епиходова "Двадцать два несчастья" говорит само за себя, он всегда носит с собой пистолет, размышляя о самоубийстве. Петя Трофимов высказывает абсолютно правильные мысли и идеи, однакоо в двадцать четыре года так и не может закончить университет, в пьесе его называют "вечный студент". Как и Гаев, он практически ничего не делает, а лишь говорит. Дуняша, будучи простой служанкой, ведёт себя, как дворянка, с лёгкостью отказывается от предложения Епиходова в пользу Яши - еще одного "недотепы". "Недотепой" является и старый слуга Фирс, который служит своим хозяевам несмотря на отмену крепостного права. И в этом заключается "недотепство" всех перечисленных персонажей - они далеки от реальности и не могут справиться со сложившейся жизненной ситуацией. 17. Чем похожи все герои пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад"?Ответ - в предыдущем вопросе. 18. Почему две незаурядные личности — Онегин и Татьяна — не смогли обрести счастье в любви ("Евгений Онегин")? Евгений Онегин - молодой состоятельный помещик, ведущий праздный образ жизни, охарактеризовать его можно словами "разочарование и скептицизм". Ему наскучивает городское общество, обыденность и суета, и он решает переехать в полученное им в наследство деревенское имение, зажить спокойной и обеспеченной жизнью. Там он знакомится сначала с Владимиром Ленским, а позже - с Татьяном Лариной, влюбившейся в него. Романтичной Татьяне, всю жизнь прожившей в деревне и выросшей на любовных романах, Онегин представляется как человек, резко отличающийся от остальных Он предстает перед ней как персонаж любовного романа. Она пишет письмо Онегину, где признается тому в своих чувствах. Однако противящийся семейной жизни Онегин отвергает её, также читая ей нравоучение за её наивность и искренность, которыми любой другой легко бы мог воспользоваться ("К беде неопытность ведет"). После трагичной дуэли с Ленским Онегин уезжает в длительное странствие. Тоскующая по нему Татьяна одно время посещает его деревенское имение, где читает его книги и записи, однако спустя некоторое время уезжает в столицу на ярмарку невест, где становится женой графа и генерала. Приехавший спустя несколько лет в столицу Онегин снова встречает Татьяну - и влюбляется в нее. Он пишет ей письма, как когда-то это делала сама Татьяна ("Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я"). Однако ответа на них он не получает, Татьяна отвергает его любовь не потому, что она разлюбила его, а потому что её отличают цельность, нравственность и верность мужу ("Я вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана - и буду век ему верна"). Таким образом, две незаурядные личности - Онегин и Татьяна - не могли обрести счастья сначала по вине разочарованности скептицизма Евгения, а потом - по вине цельности и нравственности Татьяны. Символичной цитатой произведения является "Чем меньше девушку мы любим, тем больше нравимся мы ей". 19. Согласны ли вы с мнением Д. И. Писарева, утверждающего, что Павел Петрович - герой печоринского типа ("Отцы и дети")? Павел Кирсанов - это аристократ не только по своему статусу, но и по своему галантному и интеллигентному характеру ("И те, и другие его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи его о победах"). Это же можно сказать и о Григории Печорине, персонаже романа "Герой нашего времени", чьи манеры и поведение в обществе притягивали к себе томные взгляды женщин, в том числе и Княжны Мери. И Печорин, и Павел Петрович - образованные и начитанные люди. Павел Петрович читает книги, газеты, знает английский язык, говорит о Гёте и Шиллере. Печорин же перед дуэлью с Грушницким читает роман Вальтера Скотта. Обоих персонажей также объединяет некая меланхоличность и одиночество, в случае с Павлом Петровичем это случилось после его встречи с княгиней, разбившей ему сердце. Таким образом, Писарев прав, утверждая, что Павел Петрович Кирсанов - герой печоринского типа, он так же интеллигентен, образован, одинок, разочарован в любви и жизни (текста мало, нужно добавить воды). 20. Обломов и Захар так нужны друг другу ("Обломов")? В романе "Обломов" помимо бесцельной жизни дворянина Обломова показаны его взаимоотношения с различными людьми, в том числе и с его слугой, Захаром Трофимовичем. И Обломов, и Захар не мыслят свое существование друг без друга. С детства Обломов был приучен к тому, что за него всё делают слуги, он вырос в родной деревне Обломовке, где все было спокойно, размеренно и тихо, а на столе всегда была еда. Следствиями такого детства и воспитания стали апатия, лень и бесцельность жизни. Захар же был крепостным, который за множество лет своего нахождения рядом с ленивым и апатичным Обломовым стал его копией. Без помощи своего слуги, Захара, Обломов не способен даже одеться в одиночку, однако ставший таким же ленивым Захар не в состоянии исправно служить ему - то упадет у него что-то, то сломается. Эти два разных по статусу человека – самые близкие люди. Они не мыслят для себя иной обстановки, один не может обходиться без слуги, другой – не представляет свое существование без барина. Именно этим объясняется тяжелое душевное состояние Захара и отказ служить Андрею Штольцу после смерти Обломова. Композиция произведения помогает понять, почему хозяин и слуга не мыслят жизнь друг без друга - оба безнадежно погрязли в апатии, лени, бесцельности жизни. Образ Захара помогает глужбе раскрыть образ Обломова, главного героя произведения. 21. Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»? В комедии воспитания "Недоросль" сквозь призму комичности и юмора просматривается печальное и трагичное положение общества. Пьеса полна различных юмористических и комических сцен и деталей. К примеру, Скотинин, брат Простаковой, проявляет свою безмерную любовь лишь к двум вещам - свиньям и деньгам, все остальное его будто бы не интересует. Это довольно смешно, однако данный персонаж олицетворяет собой проблемы интеллектуального и нравственного разложения дворянства, ленивого, безнаказанного и в чем-то даже довольного своим разложением. Дворяне не желают развиваться сами и развивать свои детей, ведь “Без наук люди живут и жили”. При более глубоком анализе произведения персонажи перестают казаться лишь забавными и карикатурными. В финале же пьесы, жестокая и сварливая помещица Простакова, вздумавшая наказать своих крепостных за несостоявшийся брак между Софьей и Митрофаном, лишается своего имения, которое переходит в собственность к чиновнику Правдину. Тотчас же от нее отворачивается ее сын, Митрофанушка, в котором он всю жизнь души не чаяла. "Вот злонравия достойные плоды”, - подытоживает Стародум. В финале комедии жестокость и зло получают по заслугам. Однако в какой-то момент и Простакову, и остальных членов её семьи становится жаль, ведь они являются продуктами того безнравственного дворянского общества, которое их породило. Таким образом, дать точную оценку финалу попросту нельзя, он и смешон, и трагичен одновременно. Что точно стоит отметить - так это назидательные слова Стародума, которые говорят о том, к чему приводит невежество, самодурство и плохое воспитание. 22. Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?Данная метафора употреблена автором в описании характера Отечественной войны 1812 года и отношении русских солдат к нападению французов. Поясняя ее, он просит читателей представить двух фехтовальщиков, один из которых, почувствовав ранение, бросает шпагу и вооружается дубиной, невзирая на то, что это не по правилам. Так и наполеоновская армия не рассчитывала на то, что Отечественная война для русского народа происходит в умах и сердцах не только солдат, но и всех граждан и крестьян, встающих на защиту родины. Автор называет эту войну "народной", потому что в ней участвует весь народ - и обученные солдаты вроде Андрея Болконского, и обычные крестьяне вроде Платона Каратаева, и дворяне вроде семейства Ростовых, которые отказались от спасения имущества, дабы увезти раненых, и партизаны вроде Федора Долохова и Василия Денисова. Благодаря отлаженной системе партизан подчеркивается народный характер Отечественной войны, ведь в стране имеются люди, готовые пойти на все, чтобы спасти родину. В этом плане показателен образ Тихона Щербатого - крестьянина и партизана, обладающего исключительным добродушием к друзьям и исключительной безжалостностью к врагам. Смысл метафоры "дубины народной войны" проявляется и в сцене поджога Ферапонтовым своего имущества. В обстоятельствах захваченного города он, зацикленный на деньгах купец, чувствуя дух народного восстания и мятежа, решает бороться с врагом единственным доступным для него способом - уничтожением собственного имущества, чтобы оно "не досталось дьяволам", не стала еще одним шагом к победе французов. Народ символически поднимает дубину, довольно простое крестьянское оружие, дабы дать отпор неприятелю. Таким образом, "дубина народной войны" в романе Толстого - это символ беспощадного и праведного народного гнева, направленного против захватчиков. 23. Как раскрывается в романе русская душа Татьяны? ("Евгений Онегин"). В произведении "Евгений Онегин" Пушкин детально описывает Татьяну, в которой он видит свой идеал загадочной и глубокой "русской души". Татьяна Ларина - духовно сильная, цельная и нравственная личность, за все произведение она ни разу не изменила собственным принципам. С детства она любила природу, зиму, спокойствие и тишину, любила читать любовные романы. Ее отличали мечтательность и поэтичность, а не лицемерие, присущее большинству дворян того времени. Через сравнения с природой автор раскрывает душу Татьяны ("Дика, печальна, молчалива, как лань боязлива"). Ее духовная сущность проявляется и в ее вере во сны, гадания и приметы. Даже для такого разочарованного в жизни прагматика и скептика как Онегин Татьяна кажется загадкой. Однако на деле же её душа неимоверно легка и проста. Пушкин любит свою героиню, её внешность, силу чувств, внутренний мир, её поэтичность и одухотворенность ("Я так люблю Татьяну милую мою", "Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью"). Вполне возможно, что в Онегин и Татьяна не просто так противопоставлены друг другу, поскольку в первом символически отображена прагматичная и более холодная душа Европы, в то время как во второй символически отображена загадочная, глубокая и многогранная душа России. 24. Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом» («Отцы и дети»)? Трагедия Евгения Базарова заключается в том, что он имеет довольно твердую и рациональную точку зрения, однако на деле не знает, как применить на практике свои знания и учение нигилизма, ставящего под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. В спорах с Павлом Петровичем Базаров отвергает общественные устои и ценности, критикует религию и убежден, что нигилизм отражает народный дух, поскольку способствует прогрессу и преобразованиям. Молодой врач увлекается естественными науками и не видит пользы в поэзии, музыке, моде, искусстве. Чересчур аккуратная внешность Павла Петровича кажется Базарову ненужным излишеством, а восхищение Павла Петровича Гёте и Шиллером парируется материалистом Базаровым "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!". Он видит истину лишь в том, что можно увидеть или пощупать, остальные же чувства Базаров считает "вздором", а мечты - "блажью". Показательно и отношение Базарова к природе, про которую он говорит "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Однако взгляды Базарова рушатся после встречи с Одинцовой Анной Сергеевной, в которую он влюбился. Вспыхнувшая в его душе любовь показала несостоятельность всех его ранних взглядов и убеждений. Другими глазами он стал смотреть на мир, природу и человека. С присущей ему прямотой он признается в своих чувствах Анне Сергеевной. Однако внутренний конфликт романтичной влюбленности и рационального материализма так и остается в Базарове неразрешенным, во время операции он заражается тифом и умирает. Перед кончиной в Базарове проявляются лучшие чувства - стойкость, нежность к родителям, любовь к Анне Сергеевне. В этом и заключается "рефлексирующ<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.