Схема плана урока. Описание хода урока
Схема плана урока
На основе системно-деятельностного метода обучения
Тема урока:
(формулируется выбранная тема программы обучения)
Тип урока:
Цель урока: (для учителя): _______________________________________________________________________________________________________________
Планируемый результат (для учащихся):
*(выявить и сформулировать…. Сформировать………..,
________________________________________________________________________________________________________________
Задачи урока:
Воспитывающая:
Развивающая:
Обучающая: _________________________________________________________________________________________________
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания
| Конспект урока
| 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):
· Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):
· Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
· Устанавливаются тематические рамки (могу).
|
| 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:
Данный этап включает следующие шаги:
· Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;
· Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
· Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление
· Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа
|
| 3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.
Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:
· Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;
· Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.
|
| 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
· Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)
· Согласовывают тему урока
· Строят план достижения цели
· Определяют средства – алгоритмы, модели
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.
|
| 5. Реализация построения проекта
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
· Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
· Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
· Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.
|
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.
|
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.
Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.
|
| 8. Включение в систему заданий повторения
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).
Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.
|
| 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)
Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности
|
|
Д/З -
В конспекте хода урока содержится:
· цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;
· Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока.
· Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа.
· Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
· Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания
· Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
· Способ контроля и самоконтроля правильности выполнения каждого задания
· Способы исправления ожидаемых ошибок
· Перечень дидактических средств, необходимых для организации работу учащихся на каждом этапе
· Образец оформления доски
|