Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Схема наблюдения и оценки уровня агрессивности учащихся(А.А. Романов)



Схема наблюдения и оценки уровня агрессивности учащихся(А.А. Романов)

Цель: определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.

Ф. И. ученика:                                                                                             

Класс:     . Возраст:                     . Дата заполнения:                          

Балльные оценки:

0 – нет проявлений агрессии;

1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда;

2 – часто;

3 – почти всегда;

4 – постоянно.

Признаки проявления агрессивности Баллы

1. Вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности:

Краснеет (бледнеет) в состоянии гнева, раздражения  
Облизывает губы в состоянии гнева, раздражения  
Сжимает кулаки в состоянии обиды, гнева  

2. Длительность выхода из состояния раздражения, гнева:

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин  
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин  
В течение часа  
Пребывает в напряженном состоянии в течение дня  

3. Чувствительность к помощи взрослого:

Не может успокоиться без помощи взрослого          
Замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии  
Замечания в устной форме не тормозят физической агрессии  
Чувство неприязни к другим не корректируется извне  

4. Отношение к собственным проявлениям агрессии:

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его  
Признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия  
Признает негативность, но продолжает агрессивные проявления  
Не воспринимает собственные агрессивные действия как агрессивные  

5. Недостаточность в проявлении гуманных чувств:

Делает что-то назло другим  
Проявляет безразличие к страданиям других  
Стремится причинить другим страдания  
Отсутствие чувства вины после агрессивных реакций  

6. Реакция на новую обстановку и на ограничения:

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии  
Непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии  
В ситуации ограничения активности проявляет агрессивность  
Оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия  

7. Реактивность, чувствительность к агрессии других:

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других  
Проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других  
Проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других  
Провоцирует проявления агрессии  

8. Проявление агрессии в присутствии других:

Проявляет агрессию один на один  
Проявляет агрессию в присутствии взрослых  
Ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии  

9. Проявление физической агрессии, которая направлена на предмет:

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры  
Портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева  
В состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку  
Портит вещи независимо от состояния и ситуации  

10. Проявление агрессии, которая направлена на других детей:

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева  
Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.)  
Проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины  
Задирает, провоцирует проявление агрессии  

11. Проявление агрессии, которая направлена на взрослых:

Проявляет агрессию по отношению к родителям  
Проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым  
Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева  
Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.)  
Проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины  

12. Проявление агрессии, которая направлена на себя:

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком об стену, бьется головой, рвет волосы, кусает себя)  
Причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим  
Просит причинить ущерб в наказание  
Причиняет себе ущерб без видимых причин  

13. Проявление агрессии, которая направлена на животных:

Насильно ловит животных  
Причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева  
Причиняет ущерб животным без видимых причин  
Убивает животных  

14. Проявление вербальной агрессии:

Говорит обидные слова детям  
Говорит обидные слова взрослым  
Говорит нецензурные слова детям  
Говорит нецензурные слова взрослым  

15. Проявление физической агрессии:

Замахивается  
Щипает, дергает за волосы  
Бьет рукой  
Бьет ногой  
Сумма баллов  

 

Критерии оценки:

1-й уровень (0–65 баллов) – отсутствует тенденция закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических. Ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.

2-й уровень (от 66–130 баллов) – опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических. Ребенку необходима помощь, чтобы овладеть собственным деструктивным поведением.

3-й уровень (от 131–195 баллов) – поведение ребенка патологическое. Необходима значительная психолого-педагогическая помощь, чтобы справиться с агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

4-й высокий уровень агрессии (от 196–240 баллов) – серьезные патохарактерологические изменения в личности ребенка. Требуют медицинского вмешательства.

 

Выводы и рекомендации: существует опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических. Нужна помощь педагога-психолога, социального педагога.

Изучите причины агрессивного поведения. Проведите психологическую коррекцию подростка в режиме тренинговых занятий, сформируйте навыки общения и сотрудничества, снизьте агрессивность. Включите подростка в мероприятия, где он сможет получить опыт успеха. Организуйте работу по правовому воспитанию, формируйте ответственность за свои поступки. Анализируйте все случаи агрессивного поведения подростка. Обсуждайте их с учеником (индивидуально). Не давайте отрицательные оценки: «ты злой, агрессивный, плохой».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.