Цель: определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.
Ф. И. ученика:
4 – постоянно.
Признаки проявления агрессивности
| Баллы
|
1. Вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности:
|
Краснеет (бледнеет) в состоянии гнева, раздражения
|
|
Облизывает губы в состоянии гнева, раздражения
|
|
Сжимает кулаки в состоянии обиды, гнева
|
|
2. Длительность выхода из состояния раздражения, гнева:
|
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин
|
|
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин
|
|
В течение часа
|
|
Пребывает в напряженном состоянии в течение дня
|
|
3. Чувствительность к помощи взрослого:
|
Не может успокоиться без помощи взрослого
|
|
Замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии
|
|
Замечания в устной форме не тормозят физической агрессии
|
|
Чувство неприязни к другим не корректируется извне
|
|
4. Отношение к собственным проявлениям агрессии:
|
Сам признает негативность своего поведения и прекращает его
|
|
Признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия
|
|
Признает негативность, но продолжает агрессивные проявления
|
|
Не воспринимает собственные агрессивные действия как агрессивные
|
|
5. Недостаточность в проявлении гуманных чувств:
|
Делает что-то назло другим
|
|
Проявляет безразличие к страданиям других
|
|
Стремится причинить другим страдания
|
|
Отсутствие чувства вины после агрессивных реакций
|
|
6. Реакция на новую обстановку и на ограничения:
|
Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии
|
|
Непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии
|
|
В ситуации ограничения активности проявляет агрессивность
|
|
Оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия
|
|
7. Реактивность, чувствительность к агрессии других:
|
Реагирует агрессией на агрессивные проявления других
|
|
Проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других
|
|
Проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других
|
|
Провоцирует проявления агрессии
|
|
8. Проявление агрессии в присутствии других:
|
Проявляет агрессию один на один
|
|
Проявляет агрессию в присутствии взрослых
|
|
Ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии
|
|
9. Проявление физической агрессии, которая направлена на предмет:
|
Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры
|
|
Портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева
|
|
В состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку
|
|
Портит вещи независимо от состояния и ситуации
|
|
10. Проявление агрессии, которая направлена на других детей:
|
Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева
|
|
Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.)
|
|
Проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины
|
|
Задирает, провоцирует проявление агрессии
|
|
11. Проявление агрессии, которая направлена на взрослых:
|
Проявляет агрессию по отношению к родителям
|
|
Проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым
|
|
Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева
|
|
Проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.)
|
|
Проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины
|
|
12. Проявление агрессии, которая направлена на себя:
|
Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком об стену, бьется головой, рвет волосы, кусает себя)
|
|
Причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим
|
|
Просит причинить ущерб в наказание
|
|
Причиняет себе ущерб без видимых причин
|
|
13. Проявление агрессии, которая направлена на животных:
|
Насильно ловит животных
|
|
Причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева
|
|
Причиняет ущерб животным без видимых причин
|
|
Убивает животных
|
|
14. Проявление вербальной агрессии:
|
Говорит обидные слова детям
|
|
Говорит обидные слова взрослым
|
|
Говорит нецензурные слова детям
|
|
Говорит нецензурные слова взрослым
|
|
15. Проявление физической агрессии:
|
Замахивается
|
|
Щипает, дергает за волосы
|
|
Бьет рукой
|
|
Бьет ногой
|
|
Сумма баллов
|
|
1-й уровень (0–65 баллов) – отсутствует тенденция закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических. Ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.
2-й уровень (от 66–130 баллов) – опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических. Ребенку необходима помощь, чтобы овладеть собственным деструктивным поведением.
3-й уровень (от 131–195 баллов) – поведение ребенка патологическое. Необходима значительная психолого-педагогическая помощь, чтобы справиться с агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
4-й высокий уровень агрессии (от 196–240 баллов) – серьезные патохарактерологические изменения в личности ребенка. Требуют медицинского вмешательства.
Выводы и рекомендации: существует опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических. Нужна помощь педагога-психолога, социального педагога.
Изучите причины агрессивного поведения. Проведите психологическую коррекцию подростка в режиме тренинговых занятий, сформируйте навыки общения и сотрудничества, снизьте агрессивность. Включите подростка в мероприятия, где он сможет получить опыт успеха. Организуйте работу по правовому воспитанию, формируйте ответственность за свои поступки. Анализируйте все случаи агрессивного поведения подростка. Обсуждайте их с учеником (индивидуально). Не давайте отрицательные оценки: «ты злой, агрессивный, плохой».