Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Система чакр и йогическая анатомияпо школе Горакшанатха



 

 

oM krIM vagiShAnandanatha namaH svAhA*

 

Освещая небольшую часть работ Гуруджи Вагиша Шастри,

приводим отрывок из его книги «Шива, Шакти и Йога»

Вагиш Шастри

Система чакр и йогическая анатомияпо школе Горакшанатха

(akula kuNDalinI**). Д-р. Вагиш Шастри

Издано: Ашапати Шастри, Vagyoga chetana pItham, Варанаси

 

Перевод: Ачаланатха (С.Бабкин)

 

В отличие от широко используемой системы шести (семи) чакр, ставшей широко известной благодаря переводу на английский ШатЧакра Нирупам Артуром Авалоном, и подхваченной большим количеством современных школ, существуют и менее известные системы. Одна из них представлена в традиции Горакшанатха. И хотя около тысячи лет уже прошло со времени жизни этого великого йогина, его наставления остаются до сих пор тайной за семью печатями для большинства. Горакша-шатака, Горакша-паддхати и Сиддха-Сиддханта-Паддхати – основные работы, дающие развернутое пояснение этих наставлений.

Опираясь на манускрипты и печатные книги (на хинди и санскрите), а также, обращаясь к живому наследию школы Горакшанатха, мы погружаемся в описание системы чакр и адхар – центров энергии и прочих тонких структур йогического тела.

И то, с чем мы сталкиваемся здесь, отличается от того, что мы привыкли видеть в современном изложении школ йоги и Тантры. Йоги-Гуру Горакшанатха описывает девять чакр. Опыт йогов различных Школ или даже в рамках одной Школы может отличаться в малых деталях. Йоги-Гуру, наставляя учеников и проводя их через медитативный и мистический опыт, достаточно часто опускают одни детали и делают акцент на других, принимая во внимание разность восприятия. Таким образом в Йога-шастрах и Тантра-шастрах мы можем найти и шесть, и семь, и восемь, и девять, и иногда большее количество чакр. Наиболее старые из известных источников системы натхов говорят о девяти. Pinde nava cakrAni – девять чакр в теле.

 

Первая – Брахма-чакра в Муладхаре. А Муладхара в этой системе относится к категории не чакр, а адхар. Когда формируется структура тела и его части, то Кундалини-Шакти – жизненная сила обретает свой дом здесь в нижней точке позвоночника и Сушумна-нади. Рядом располагается Мула-канда, из которой исходят во всех направлениях энергетические каналы (нади). Брахма-чакру Горакшанатха описывает как коническую спираль из трех с половиной витков. Три витка олицетворяют три манифестации Шакти – trigunamayee – три гуны – Саттву, Раджас и Тамас, а пол витка олицетворяют трансцедентный аспект. Иногда она описывается даже имеющий восемь витков, подразумевая восемь проявлений Пракрити – 5 Махабхутов (Первоэлементов) и Манас, Буддхи, Аханкару. Три аспекта реальности соединяются здесь и исходят отсюда – Субъект (vishayI), Объект (vishaya) и Процесс их взаимоотношения (sambandha). Этот треугольник принимает различные формы, например – познающий (jNAtA), познаваемое (jNeya) и процесс познания (jNAna); совершающий действие (kartA), действие (kArya) и процесс деятельности (karma); наслаждающийся (bhoktA), наслаждение (bhagya) и процесс наслаждения (bhoga) и т.д. и т.п.

Брахма-чакра описывается как место мистического союза Шивы как Камешвары (Господа Страсти) и Шакти как Камешвари и называется Камарупа-питха. Когда психофизическая энергия практикующего концентрируется в этой чакре и он медитирует на на Шиве-Шакти в этом аспекте, то все желания, возникающие в его уме, получают удовлетворение (sarva-kAma-prada). Йогин должен быть осторожен в этот момент, т.к. мирские желания могут задержать его прогресс. Интересная деталь – в мирской жизни лотосы чакр описываются как обращенные цветком вниз, а в духовно пробужденной жизни как обращенные цветком вверх.

Для достижения духовного пробуждения и продвижения на всё высшие и высшие планы садхака должен культивировать глубокую преданность Божественной Шакти и просить в молитве ЕЕ Милости для отвращения от мирской стороны Силы, обращенной на материальное преуспевание и развлечения, и помощи для становления на Йогическом Пути. И тогда та же Шакти, предлагающая все эти искушения и дающая им удовлетворение в уме садхака, та же Шакти обратит и успокоит его ум, дав свершиться всему, что должно свершиться для обращения садхака к Богу, сотворив при этом часто самые удивительные вещи…

 

Вторая чакра, упоминаемая Горакшанатхом, Свадхистхана, расположенная в Сушумна-нади на уровне половых органов, представляет сияющий красный Шива-линга, обращенный назад (pascimAbhimukha). Йогин, концентрирующий энергию в этой чакре, становится самым привлекательным в целом мире (jagad-Akarshanam bhavatI). На этой стадии развиваются его артистические и творческие способности, которые могут увлечь его. Но и они будут преодолены Милостью Шивы и Шакти…

 

Третья чакра называется у Горакшанатха Набхи-чакра т.к. она расположена в канале Сушумна-нади на уровне проекции пупка. Обычно она известна под именем Манипура-чакра и является динамическим центром йогических сиддх и магических сил. У Горакшанатха эта чакра описывается как имеющая пять скрученных покровов или в виде змеи свернувшейся пятью витками (sarpa-vat kundalA-kArA). В этой чакре Кундалини Шакти сверкает подобно крору*** утренних солнц (bAlArka-koti-sadriShee), радуется союзу с Шивой и также имеет имя Мадхьяма-Шакти, показывая этим именем, что мы еще на середине Пути. По описанию Горакшанатха концентрация Кундалини-Шакти в этой чакре дает все йогические сиддхи (sarva-siddhidA bhavati) - и способность быть легче воздуха и тяжелее горы, и невидимость, и способность трансформировать свое тело и перемещаться по воздуху. Но это не идеал йога, а лишь очередное испытание, которое должно быть пройдено для дальнейшего движения. А опьянение этой мощью – сереьзная помеха.

 

Четвертая описываемая чакра – Хридайя-чакра, также известная как Анахата-чакра. Прекрасный сияющий восьмилепестковый лотос обращенный лепестками вниз (asta-dala lamalam adhomukham) в центре которого Шакти проявляет себя в форме света (jyoti rupa) и в образе Шива-линги (lingA kAra). Имя ЕЕ Хамса-Калаа, а также Она прозывается Шри-Шакти. Когда йогин становится способен концентрировать свою психо-физическую энергию в этой чакре, он становится господином своих чувств (sarven-driyAni vaShyAni bhavanti). Его чувства и желания находятся под контролем и он неодолеваем привязанностями к обретенным способностям и силам.

Через погружение в глубокую медитацию на Свете в этой чакре йогин переживает опыт единства Шивы и Шакти и свое единство с ними. С этой чакры начинается подлинное духовное просветление, но впереди еще следующие стадии Пути... Разница между природой и действительностью духовного опыта не может быть передана и понята адекватно человеком, живущим обычной жизнью, даже при включении всей мощи аналитического мышления или задейстовании всей силы воображения. А йоги, получающие этот опыт, также не смогут его облечь в понятные и адекватные образы. И тем не менее, многие Учителя йоги используют различные метафоры и поэтические образы, давая тем самым хоть и нечеткую и неадекватную, но вдохновляющую картину для учеников. В этой связи необходимо отметить, что опыт самадхи может быть обретен на разных уровнях и разных стадиях Пути. Но результаты самадхи, пережитого в разных чакрах, не одни и те же. И несмотря на схожесть имеют свои особенности в зависимости от чакры и уровня. Энергия должна быть очищена и поднята, а опыт должен быть получен на наивысшем плане - в высшей чакре.

 

Пятая чакра называется Кантха-чакра, также она известна как Вишуддха-чакра. Йогин преуспевший в концентрации на этой чакре обретает реализацию , которую Горакшанатха называет анахата-сиддхи (anAhata-siddhi) по имени Шакти anAhata-kalA. Здесь йогин выходит за пределы этого мира. Ни одна из сил в этом мире (а все они есть манифестации той же Божественной Силы, но на более низких планах) не может овладеть им. Анахата-сиддхи также означает реализацию всепроникающего Анахата-нада – вечного невыразимого Звука ОМ, который является первым самовыражением Шивы и Шакти, лежащим в основе всех звуковых волн этого мира.

 

Шестая чакра описываемая Горакшанатхом расположена в районе мягкого нёба (tAlu-mula) и называется Талу-чакра. Это поток амриты истекающий из Сахасрара-чакры (amRta-dhArA-pravAha). Концентрируя энергию в этой чакре, и собрав амриту, йогин может достичь бессмертия физического тела. Но Горакшанатха наставляет преданных учеников концентрироваться на Шунье – абсолютной пустоте в этой чакре и таким образом обрести состояние Читта-лайи (растворения сознания, основанного на опыта). Он говорит о том, что в мягком нёбе есть Гхантика-линга в основании которого расположено крохотное отверстие, содержащее совершенный вакуум, называемый Шанкхини-вивара (ShankhinI-vivara) а также Дашама-двара (daShama-dvAra) – десятые врата. В отличие от общеизвестных девяти внешних врат тела, десятые врата открываются только при совершенном растворении сознания, основанного на опыте.

 

Седьмая чакра расположена в нервном центре в междубровье и называется Горакшанатхом Бхру-чакра. Здесь Сушумна принимает форму света горящей лампы (dIpa-ShikhA-kAra) размером с большой палец (aNgustha-mAtra), и называется все это Джняна-нетра (jNAna-netra) – глаз Познания. На этой стадии йогин становится единым со светом и обретает Ваг-сиддхи – все что он говорит становится Истиной. Вся его жизнь станосится Истина и его речь лишь отражает это.

 

Восьмая чакра, называемая Горакшанатхом Нирвана-чакра, расположена в Брахма-рандхре – высочайшей точке и центре реализации единства индивидуального сознания и Вечного Брахмана. Здесь Кундалини-Шакти соединяется с Шивой, и на этом плане исчезает разница между светом и тьмой, движением и неподвижностью, ограниченным и беспредельным.

 

Над Нирвана-чакрой в Брахма-рандхре (месте обретения Мокши – освобождения о всех оков) Горакшанатха помещает Девятую чакру – Акаша-чакру (AkASha-cakra). И хотя он упоминает Сахасрару, но описывает эту чакру, как шестнадцати лепестковый лотос, обращенный вверх. В его центре trikutAkArA (проявленная в форме трех слоев – Опыта, получающего Опыта и процесса получения Опыта) Сат-Чит-Анандамайи Маха-Шакти (sat-cid-Ananda-mayi mahA-Shakti) в союзе с Господом Шивой в ИХ самом высшем проявлении. Здесь индивидуальное сознание окончательно и полностью трансформируется во всепоглощающее, всеобъединяющее и всепревосходящее Абсолютное Сознание. Горакшанатха также называет этот опыт Парама Шунья, потому что все исчезает в этом Опыте.

 

Eka-stambhum nava-dvAram griham pancAdhidaivatam

Svadeham ye na jAnanti katham sidhyanti yoginaH /14/

Дом с одной колонной, девятью дверями, управляемый пятью Божествами

Как может йогин, не осознающий собственной тело подобным этому дому, достичь Совершенства. /14/ Горакша Шатака

 

Кроме этого, в других малораспространенных источниках (таких, например, как Вайрата-Пурана) и на некоторых редких изображениях встречается и другой вариант, в котором мы видим дополнительные чакры. Например, Махападма-чакра, лежащая между Брахма-чакрой (Муладхарой) и Свадхистханой, Линга-чакра между Набхи-чакрой (Манипурой) и Хридайя-чакрой (Анахатой), целый ряд дополнильных чакр в голове – Карнамула-чакра (karNamUla-cakra), Тривени-чакра (triveNI-cakra), Балаван-чакра (balavAn-cakra). Там же приводится описание Нирвана-чакры как Врат Брахмы, где на столепестковом лотосе всех цветов радуги восседает Акула-Кундалини-Шакти (см. примечание **)

И что наиболее любопытно, показан целый ряд чакр распложенных над Акаша-чакрой (Сахасрарой). Урдхварандхра, Бхрамара-гуха (другие источники **** помещают эту чакру внутри головы и называют ее «пещерой пчел» имея в виду источник внутреннего звука), Акунтха-питха, Колхата-чакра, Ваджра-данда и Нирадхара Парамаджйотиш-чакра.

Колхата-чакра описывается как Шикха-мандала и соотносится с Вайкунтхой вайшнавов и Кайласой шайвов. Дальнейшая дорога описывается как Парама-Шунья Марга (Путь Высшей Пустоты).

Нирадхара Парамаджйотиш-чакра также именуется Нираламба-стхана и описывается, как имеющая бесчисленное множество лепестков, цветов, соответсвующих матрик и Божеств и являющаяся местоположением Гурудева.

 

Примечания:

* мантра гуру

** оригинальное название главы в книге. Akula в данном случае отсылает нас не к грозной морской хищнице:-) а к термину «кула» с отрицательной приставкой «а». Эти термины имеют особое значение в теологии тантрического индуизма. Кула в контексте Тантры означает “семью” энергии, состоящую из познающего субъекта, познаваемого объекта и самого акта познания. Это полюс Шакти. В этом случае акула есть выход за пределы “семьи”, состояние трансцендентальности, вечное Одно, Шива. Однако кула и акула “едины, как вода и водные пузырьки”. В некоторых источниках термин “кула” может обозначать высшую реальность в целом.

*** крор - индийская мера количества равная 100 000

**** sUta-saMhitA, bodhasAra, а также источники связанные с последователями Кабира и Радхасвами

 

Опубликовано в журнале ЙОГА (Москва) 2007

www.yogamagazine.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.