Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шизофренический синдром



Шизофренический синдром

Ядро:

снижение социальной направленности и социальной регуляции деятельности и поведения, нарушение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции деятельности.

→ аутизм, дефицит социальной активности, недостаточное развитие социальных эмоций, нарушение когнитивного аспекта деятельности – снижение социальной перцепции, детерминации мышления факторами прошлого опыта.

→ эмоциональная недостаточность (уплощение аффекта, апатия), дефицит обобщения эмоционального опыта, снижение эмоционального интеллекта.

→ снижение психической активности, выражающейся не только в снижении инициативности деятельности и поведения, но особенно явно – на уровне контроля деятельности и поведения, которые необходимо включают социальные критерии и оценки.

→ странность, необычность, чудаковатость (чудаковатость мышления, речи, всего поведения больных при относительной сохранности формального интеллекта)

Восприятие. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижает­ся интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к ограниченности, нереалистичности или фантастическому характеру вос­приятия.

Внимание.Характерен диссонанс между большей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внимания варьирует. Возможна патологическая прикованность внимания.

Память. В первую очередь страдает мотивационный компонент памяти. При этом может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно боль­шей степени вследствие нарушения опосредования.

Мышление. Нарушения мышления являются ведущим компонентом данно­го патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основ­ных звеньев мыслительной деятельности: операционного, динамического, мотивационного компонента, критичности.

Нарушение операционной стороны мышления:

а.  искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных (преимущественно - латентных или гиперабстрактных) признаков; а также частая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки;

б. расстройство (ослабление) категориального строя мышления;

в. снижения уровня обобщения, которое обнаруживается на более позднихстадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причинами нарастанием «органического» профиля изменений.

Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в формах:

а. разноплановости: суждения о каком-либо явлении протекают в разныхплоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и це­ленаправленного высказывания;

б. резонерства: склонность к рассуждательству со своеобразной аффектив­ной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, повышен­ной тенденцией к оценочным суждениям;

в. общего нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельнос­ти. Снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллек­туальное напряжение.

Нарушение динамики мышления: чаще встречается ускорение ассоциатив­ного процесса, реже - его замедление. Может выявляться лабильность мышле­ния - колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобще­ния; реже, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, инертность мышления.

Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что выступает важным диагностическим признаком в случаях, когда расстрой­ства операционного и мотивационного компонентов не носят еще развернуто­го характера.

Воображение: на ранних стадиях болезни, особенно в психотических состо­яниях, отличается высокой продуктивностью. Характерна разнородность обра­зов, их нереалистичность, сверхоригинальность. На более поздних стадиях раз­вития заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения.

Речь: устная - характерны изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, не­достаточная эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно пре­обладание монологовой активности. Письменная речь: своеобразие почерка, «набивка» (заполнение пустых пространств листа), орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов.

Эмоциональная сфера. Ее нарушения могут проявляться в снижении нюан­сировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадек­ватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность и парадоксальность, обед­нение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникно­вения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания, экспрессии).

Мотивационно-потребностная сфера. Нарушение структуры и иерархии потребностей, часто в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потреб­ности в безопасности, самопроявлении и т.д. Нарушение побудительной и смыслообразующей функций мотивов. Характерными являются ослабление побу­дительной функции мотивов, парадоксальность мотивации в виде сосущество­вания нескольких взаимоисключающих мотивов, искажения целеполагания и целедостижения.

Нозологии: шизофрения, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.