|
|||
Шизофренический синдромШизофренический синдром Ядро: снижение социальной направленности и социальной регуляции деятельности и поведения, нарушение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции деятельности. ↓ → аутизм, дефицит социальной активности, недостаточное развитие социальных эмоций, нарушение когнитивного аспекта деятельности – снижение социальной перцепции, детерминации мышления факторами прошлого опыта. → эмоциональная недостаточность (уплощение аффекта, апатия), дефицит обобщения эмоционального опыта, снижение эмоционального интеллекта. → снижение психической активности, выражающейся не только в снижении инициативности деятельности и поведения, но особенно явно – на уровне контроля деятельности и поведения, которые необходимо включают социальные критерии и оценки. → странность, необычность, чудаковатость (чудаковатость мышления, речи, всего поведения больных при относительной сохранности формального интеллекта) Восприятие. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижается интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к ограниченности, нереалистичности или фантастическому характеру восприятия. Внимание.Характерен диссонанс между большей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внимания варьирует. Возможна патологическая прикованность внимания. Память. В первую очередь страдает мотивационный компонент памяти. При этом может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно большей степени вследствие нарушения опосредования. Мышление. Нарушения мышления являются ведущим компонентом данного патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной деятельности: операционного, динамического, мотивационного компонента, критичности. Нарушение операционной стороны мышления: а. искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных (преимущественно - латентных или гиперабстрактных) признаков; а также частая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки; б. расстройство (ослабление) категориального строя мышления; в. снижения уровня обобщения, которое обнаруживается на более позднихстадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причинами нарастанием «органического» профиля изменений. Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в формах: а. разноплановости: суждения о каком-либо явлении протекают в разныхплоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного высказывания; б. резонерства: склонность к рассуждательству со своеобразной аффективной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, повышенной тенденцией к оценочным суждениям; в. общего нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности. Снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение. Нарушение динамики мышления: чаще встречается ускорение ассоциативного процесса, реже - его замедление. Может выявляться лабильность мышления - колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобщения; реже, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, инертность мышления. Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что выступает важным диагностическим признаком в случаях, когда расстройства операционного и мотивационного компонентов не носят еще развернутого характера. Воображение: на ранних стадиях болезни, особенно в психотических состояниях, отличается высокой продуктивностью. Характерна разнородность образов, их нереалистичность, сверхоригинальность. На более поздних стадиях развития заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения. Речь: устная - характерны изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, недостаточная эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно преобладание монологовой активности. Письменная речь: своеобразие почерка, «набивка» (заполнение пустых пространств листа), орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов. Эмоциональная сфера. Ее нарушения могут проявляться в снижении нюансировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность и парадоксальность, обеднение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания, экспрессии). Мотивационно-потребностная сфера. Нарушение структуры и иерархии потребностей, часто в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потребности в безопасности, самопроявлении и т.д. Нарушение побудительной и смыслообразующей функций мотивов. Характерными являются ослабление побудительной функции мотивов, парадоксальность мотивации в виде сосуществования нескольких взаимоисключающих мотивов, искажения целеполагания и целедостижения. Нозологии: шизофрения, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности.
|
|||
|