|
|||
Утёнок-бегунок и другиеУтёнок-бегунок и другие Пандемия многое изменила в нашей жизни; мне, например, труднее всего далось пережить закрытие парков на карантин. Как только запреты стали ослабевать, я буквально бросилась в ЦПКиО - на Елагин остров. У меня и дата записана – 10 августа; именно в этот день я придумала для себя и своих друзей ВКонтакте новый формат рассказа: фотографии и под ними – подписи в стишках. Постепенно втянулась в процесс наблюдения за одной парочкой – утка породы «пингвиновая утка», или «утка-бегунок», и её единственный утёнок. Утка-бегунок держится гораздо более вертикально, чем наши обычные утки, а фигурой и походкой напоминает пингвина.
Каждую неделю по выходным я стала ездить в ЦПКиО к этому пруду, огороженному сеткой; таким образом, получился своего рода «мониторинг», хроника роста одного замечательного утёнка. Вначале он был ярко-жёлтый, ничуть не напоминающий белоснежную мать, потом постепенно стал светлеть. Мама-утка водила утёнка за собой, учила искать пищу на берегу, в пруду и в окаймлявших пруд кустах. Часто на берегу собирались и белые лебеди с серыми лебедятами; у лебедят на месте будущих крыльев были только небольшие подвижные треугольнички. Движения этих крупных птенцов были сильными и неловкими. Тогда осторожная утка уводила утёнка подальше в кусты. С противоположного берега приходили гуси; этих мощных птиц, вероятно, тоже надо было обходить стороной. Поэтому бывали дни, когда утиной семейки не было ни на берегу, ни в кустах; служитель объяснил мне, что в непогоду и при опасности некоторые обитатели пруда скрываются в специальных деревянных домиках. Сначала я не заметила ничего особенного, но постепенно стала замечать, что утёнок не очень любит двигаться, в первую половину дня его ещё можно было застать идущим вперевалку за матерью; после птичьего обеда он совершенно не желал шевелиться. Меня стала беспокоить его неподвижная поза: как ни приду во вторую половину дня – он лежит, свернувшись, так что не видна даже головка с маленьким клювиком, и не обращает внимания на манипуляции с перьями, которым учила его мать. Эта утка всегда была в движении: плавала, или ходила по берегу, чистила перья, искала пропитание. Я разговорилась с одним молодым человеком, который тоже постоянно появлялся с современным фотоаппаратом у пруда, он успокоил меня, оказывается, в «искусственно созданной» природе иногда встречаются такие ленивые птенцы. Волноваться не стоит, сказал мне он. Эти утки не улетают на зиму, а ночуют в своих зимних деревянных «дачах», да и кошки не пройдут на сеткой территорию водоплавающих. Вся гамма чувств, которые охватывала меня при посещении птичьего пруда на Елагином, выливалась в стишки. А вот и фотки с моего смартфона:
При первом знакомстве я написала следующие строчки:
Расти, утёнок, крякай громко, ищи на дне пруда обед; в кустах, в траве, у самой кромки не встретишь ты ни зла, ни бед! Не забывай и маму-утку, здорова ли, её спроси; найди средь суеты минутку и червячка её принеси! Пройдет зима, растает лёд, и крикнет маленький ребёнок: «Красавец-селезень плывёт!» – а это вырос мой утёнок…. Через воскресенье я снова была около пруда. Утёнок вырос:
В третий раз у меня получился такой стишок, как будто я примерила на себя роль этой утки-матери; все мы, наверное, в творчестве, особенно литературном, показываем свою истинную суть…
Сегодня снова наблюдала; он вырос, но силёнок мало! Притягивает, как магнит, его пушистый милый вид. Был жёлт, как солнышко, и мал, но побелел и взрослым стал! Изрядно вырос, взросл на вид, как ни приеду - всё лежит. Стыдит напрасно утка-мама, сынок же ленится упрямо… Ведь скоро снег, замерзнет пруд, спасёшься ль от морозных пут? Пока не поздно, тренируй все мышцы, и не будь нескладен; зимы колючий поцелуй губителен и беспощаден! А я приду к тебе весной снимать; смартфон всегда со мной! Я закончила небольшие наброски про утёнка-бегунка, и плавно перешла на маленького мышонка, робкого юркого обитателя поляны возле мощного старого дуба здесь же, на Елагином. Это получилось само собой, когда в очередной раз я увидела утёнка лежащим, сделала пару кадров и пошла прогуляться к старому дубу. Присев на пень, достала термос и кусочек булки, и вдруг заметила едва заметное шевеление травы около корней. Бросила туда крошку, вгляделась и увидела маленького серого мышонка, которого удалось рассмотреть в кадре только при большом увеличении. Он так молниеносно исчезал и появлялся, таким был осторожным, что пришлось на Zoomе снимать видео и потом вырезать из него кадры. Сегодня вновь – всё та же поза; Нет, к наступлению мороза ты не готов, о мой герой! Что ж, попрощаюсь я с тобой; на пень усядусь на пригорке у незаметной чудной норки. Мышонок вышел на прогулку, накрошенную видит булку, схватил кусочек - сразу вскачь… Питайся, на зиму припрячь!
Вот он:
К октябрю мой утёнок заметно вырос и почти сравнялся по размерам с матерью. Утро субботы 4 октября было солнечным, почти летним; весь август и сентябрь я занималась утёнком, а 4 октября решила поехать в Дубки. Старинный петровский парк, выход к заливу, прекрасная природа…тот молодой человек с фотоаппаратом показал мне снимки, которые он сделал около конной школы в Дубках. Есть очень хороший маршрут: надо доехать до станции метро Чёрная речка, перейти улицу Савушкина и сесть (проявив ловкость и сноровку) в автобус № 211, который идёт в Зеленогорск через Сестрорецк и Репино. На въезде в Сестрорецк надо выйти на остановке «Детский сад», перейти дорогу и пойти вдоль канала, который впадает в залив. Это боковой вход в парк «Дубки», и он хорош тем, что на берегу канала можно полюбоваться старинной рыболовецкой артелью, как будто сошедшей с картин голландских мастеров. Деревянные сараи, старые большие лодки, рыболовные снасти, иногда костры… Стоит тишина, вода сверкает, Вы проходите вдоль канала и попадаете в парк не через центральный вход в парк, а через боковую железную калитку и…перед Вами открывается живописнейший вид, весной – поляны, усеянные тысячами первоцветов, летом их место занимают одуванчики, водоплавающие птицы, но главное – лошади, которых прогуливают юные наездники и конюхи-волонтёры. С одним таким конюхом я разговорилась, когда увидела, как он прогуливает старую, очень медленно переставляющую ноги лошадь в белой полотняной повязке на голове, с остриженной коротко гривой. Оказалось, что лошадь почти полностью слепая, на ярком солнечном свету не видит, её имя - Варвара, возраст приближается к 30 годам (это рекорд для лошади), и она любит сахар. Биография Варвары трогательна до слёз: сначала она работала в цирке, потом возила детей, а сейчас её берегут эти добрые люди – волонтёры! Мне было разрешено погладить эту старую лошадь, я приложила ладони к её боку – бок был горячий-горячий… На обратной дороге из Дубков я послала фото и стишок подругам в WhatsAppе:
Я глажу лошадь – тёплый бок; восторг, и грусть, и вдохновенье! Ах, не вместит WhatsApp всех строк - лишь черновик стихотворенья. Когда-то знала много па, на двух ногах шла по барьеру,- сейчас она почти слепа, давно закончила карьеру. Пульсирует под гривкой кровь – ведь чувствует она любовь… Как сказал мой сын, невольный и самый первый слушатель моих опусов, ради такой истории можно даже простить автору банальную рифму «любовь-кровь»….
|
|||
|