|
||||||
Скульптуры Микеланджело
Скульптуры Древнего Рима било созданы в столь внушительном количестве, что ходит легенда, будто бы раньше число статуй превышало число жителей. С древних времен известны таланты мастеров Рима в области архитектуры и инженерии. До наших дней сохранились доказательства гениальности творцов в виде монументальных сооружений. Однако, скульптуры Древнего Рима остались в значительно меньшей величине, чем хотелось бы всем неравнодушным к искусству. К сожалению, немалая часть бронзовых и мраморных скульптур на заре нашей эры была уничтожена по причине несогласия христианских проповедников с работами мастеров. Также из-за множества войн, мы также лишились возможности увидеть многие скульптуры.
Создавая скульптуры Древнгео Рима, мастера брали многие решения из классической греческой школы, поэтому долгие годы вёлся спор о том, существует ли Древнеримская скульптура или это же просто копия Греческой. Скульптуры Древнего Рима также применялись в политических целях, выступая одним из инструментов для насаждения идей и принципов гос.строя народу.
Особенности: 1. Римские мастера отошли от традиций греческих ску-льпторов и не создавали образы идеального человека. 2. Реалестичность, конкретность, знание мимикии мускулатуры лица 3. Эллинские мастера видели тип человека: атлет, философ, полководец 4. Конный и панцирный портрет мог устанавливаться только в случае военного триумфа
История древнеримской скульптуры подразделяется на 4 этапа: 1. Искусство этрусков(VIII-V вв. до н.э.) 2. Эпоха республики(V-I вв. до н.э.) 3. Имперское искусство.(I-II вв. До н.э.) 4. Эпоха кризиса(III-IV вв. н.э.)
1.Скульптура этрусков была признвана украшать погребальные урны и кенотафами. Так же делались посмертные маски из металла. Сами урны создавались в форме человеческого тела. Реалистичность изображения считалась необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы древних этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергией. 2.Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Ситуацию несколько выправила греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела. Староримское – продолжение традиций этрусской скульптуры, с максимальной точностью визуальных черт.(погребальная скульптура – надгробие статуи и рельефы с бюстами покойных в нишах) Эллинизирующее – портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства. От этого появляется интерес к внутреннему миру человека. Главное завоевание в скульптуре этой эпохи – реалистический скульптурный портерт. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или инчае подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, то римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. 3.Задача искусства римской империи – возвеличить императора и державу. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Поэтому до наших дней дошли множество образцов имперского пластического искусства. При изображении в скульптурах римских иператоров их часто идеализировали.
- В первую очередь, внимания заслуживает статуя Октавиана Августа из Прима-Порта. В ней удачно сочетаются не только индивидуальные, но и обобщённо-идеализированные черты римского императора. Гордая, величественная поза, ораторский жест правой рукой, словно обращённый к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, эффектно перекинутый через руку. Уверенный и проницательный взгляд свидетельствует о силе и твёрдости характера. - Среди скульптур древнего Рима одним из лучших творений этой эпохи признана известная конная статуя Марка Аврелия. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Творец изобразил его в простых одеждах, в плаще, без императорского величия. В замечательном скульптурном произведении запечатлён образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. В этой древней скульптуре обобщаются черты мировоззрения, которые были характерны для всей эпохи. (разочарование в жизненных ценностях)
Чуть позже В III в. Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племён. Вот почему в скульптурных портретах того времени всё чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения. Подчёркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186—217 гг.), одного из самых злобных и жестоких императоров. Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок —всё говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора. Именно таким он запечатлён и в описаниях историков своего времени.
Римские мастера скульптурного портрета проявляли интерес не только к императорам, но и к достойным гражданам отечества. Среди них оратор Авл Метел. Его изобразили в обычной и естественной позе. Перед нами свободный римлянин, сдержанный и деловой человек, исполненный чувства собственного достоинства, образ которого не нуждается в какой-либо идеализации.
Не менее выразителен реалистический портрет молодой женщины, так называемой «Сириянки», выполненный из мрамора. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами лица по-своему трогательно и привлекательно. Выражение её лица немного грустное и задумчивое, на губах едва заметная улыбка с легким оттенком иронии. Сложная красивая причёска с большим узлом волос кажется слишком тяжёлой для её маленькой головы. Несомненно, перед нами портрет молодой женщины, принадлежащей к высшим кругам провинциальной знати. В нём мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.
Еще внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Подобные рельефы -это не только произведения искусства, поражающие точностью изображений, многофигурностью композиции, гармоничностью линий и тонкостью работы, это еще и бесценный исторический источник, позволяющий восстановить бытовые и военные детали эпохи империи.
Статуи императоров на форумах Рима выполнены в суровой, грубой манере. Здесь уже нет и следа от той греческой гармонии и красоты, которая была характерна для раннего римского искусства. Мастера, в первую очередь, должны были изображать сильных и жестких правителей. Произошел и отход от реализма. Римские императоры изображались атлетически сложенными, высокими, несмотря на то, что редко кто из них отличался гармоничным телосложением. Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства. Несмотря на то, что римское искусство, без всякого сомнения, вошло в мировую сокровищницу множества шедевров, по своей сути оно является лишь продолжением древнегреческого. Римляне развили античное искусство, сделали его пышнее, величественнее, ярче. С другой стороны, именно римляне утратили чувство меры, глубину и идейную наполненность раннего античного искусства.
Самые знаменитые скульптуры Рима: · Наиболее значимой для римлян является «Капитолийская волчица», хранящаяся сегодня в Капитолийских Музеях. Согласно легенде, повествующей об основании Рима, близнецов Ромула и Рэма вскормила волчица у Капитолийского холма. Принято считать, что бронзовая статуя была изготовлена этрусками в V веке до нашей эры, однако современные исследователи склонны предполагать, что «Волчица» изготовлена гораздо позже – во времена средневековья. Фигуры близнецов были добавлены во второй половине XV века. Их авторство доподлинно не установлено. Вероятней всего их создал Антонио дель Поллайоло. · Одна из самых известных скульптур Рима находится в Музее Пио-Клементина, входящем в комплекс Музеев Ватикана. Данное произведение является мраморной римской копией, реализованной между I веком до н.э. и I веком н.э. по греческому бронзовому оригиналу. Скульптурная группа, изображающая сцену борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями, предположительно украшала частную виллу императора Тита. Статуя была обнаружена в начале XVI века на территории виноградников, располагавшихся на холме Оппио, принадлежавших некому Феличе де Фредис. В базилике Санта Мария ин Аракоели на надгробие Феличе можно увидеть надпись, повествующую о данном факте. Скульптуры Микеланджело Великий мастер всех времен, имя которого знает практически каждый – Микеланджело Буонарроти – скульптор, архитектор, художник и поэт. Несмотря на то, что большинство работ этого талантливого человека находятся во Флоренции и Болонье, в Риме тоже можно познакомиться с некоторыми из его произведений. · В Ватикане, в Соборе Святого Петра, хранится мировой шедевр всех эпох – скульптурная группа Пьета Микеланджело, изображающая Богородицу, оплакивающую Иисуса, снятого после распятия с креста. На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года. Кроме этого, Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера. · Еще одной работой Буонарроти можно полюбоваться в соборе Сан Пьетро ин Винколи. Там находится монументальное надгробие папы Юлия II, создание которого растянулось на четыре десятилетия. Несмотря на то, что изначальный проект фунерального памятника так и не был реализован в полной мере, главная фигура, украшающая монумент и олицетворяющая Моисея, производит сильнейшее впечатление.
· Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. Чувственные мраморные фигуры, обладающие изящными мягкими формами и особой утонченностью, поражают своим виртуозным исполнением: холодный камень выглядит теплым и мягким, а персонажи скульптурных композиций — живыми. · Еще одним шедевром мирового значения является нежная и романтичная «Паолина Боргезе», выполненная в первом десятилетии XIX века в неоклассическом стиле известным скульптором Антонио Канова. Скульптура, изображающая Паолину Бонапарт – сестру Наполеона, была заказана по случаю ее бракосочетания с Камилло Боргезе – римским принцем.
|
||||||
|