Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к экзамену (зачету) по психодиагностике



Вопросы к экзамену (зачету) по психодиагностике

 

1. (8) Понятие «проекции» в психодиагностике. Вероятные ошибки в проективной диагностике.

 

Понятие «проекции» в психодиагностике. Понятие проекции для обозначения данных методик было впервые использовано Л. Франком (1939). Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое проявление человека, его восприятие, эмоциональные переживания, высказывания, двигательные акты выражают его личностные качества, проблемы и состояния.

Классификация проективных методик. Различают следующие группы проективных методик: 1. Методики структурирования (конститутивные) – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха). 2. Методики конструирования – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира). 3. Методики интерпретации – истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ, САТ, Hаnd-test). 4. Методики дополнения (аддитивные)- завершения предложения, рассказа, истории (методика «Незаконченные предложения»). 5. Методики катарсиса – осуществление игровой деятельности в специально созданных условиях (ролевые игры, психодрама). 6. Методики изучения экспрессии – рисование на свободную или заданную тему (Рисунок семьи, Дом-Дерево-Человек, Несуществующее животное). 7. Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Выбора цвета М.Люшера, Тест портретного выбора Л.Сонди).

 

Проективные методики обладают повышенным риском появления 2-х типов ошибок:

1. ошибки психодиагноста - часто проявляются во вторичной проекции.

o Первичная проекция - проекция личности испытуемого на результаты своей деятельности.

o Вторичная проекция- в процессе анализа психолог может проецировать личные проблемы на результаты испытуемого. Психолог проецирует на материал свои особенности. Проявляется либо в повышенной чувствительности к некоторым особенностям испытуемого, либо в избирательности (апперцептивная слепота). Семейные психологи свои собственные семейные проблемы проецируют на испытуемых. Их можно избежать путем повышения квалификации психодиагноста.

2. инструментальные ошибки - связаны с самой методикой. Инструментальные ошибки возникают из-за того, что нельзя прогнозировать восприятие испытуемого в отношении проективной методики. Психодиагност дает методику, а испытуемый выполняет ее формальным образом, не проецируя свою личность. Дети стараются дать типовой социально-одобряемый ответ. Нужно учитывать возраст испытуемых. Методика "Дом-дерево-человек" для дошкольников и детей младшего школьного возраста (проекция их личности).

Нужно использовать не одну, а несколько диагностирующих методик - для снижения риска ошибок.

 

 

2. (27)  Креативность и ее диагностика

Понятие "креативность" (от лат.создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Несмотря на значимость и большую историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих пор недостаточно разработаны. Как отмечает известный исследователь этой проблематики Д. Б. Богоявленская[1], принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественнонаучных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности ("чтобы изобретать надо думать около").

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.