Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зачётные вопросы по дисциплине Психология



Зачётные вопросы по дисциплине Психология

+1. Становление психологии как науки.
2. Психологические явления - психические процессы, свойства,
состояния, образования.
+3. Сравнительный анализ трех дисциплин: психология, психология
общения, социальная психология. (В тетради)
4. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
5. Методы психологии.
+6. Сравнительный анализ процесса общения и профессиональной
коммуникации. Вывод
+7. Понятие об активности. Виды активности. (В тетради)
+8. Понятие о сознании. Виды сознания. Основные классы
бессознательного.
+9. Естественно-научные основы психологии.
+10. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
+11. Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
+12. Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятия.
13. Понятие о памяти. Виды и процессы памяти.
+14. Понятие о воображении. Виды воображения. Специфические функции
воображения.
+15. Понятие о мышлении. Виды мышления. Формы мышления.
+16. Понятие о мышлении. Мыслительные операции. Качества мышления.
+17. Понятие об интеллекте. Критерии оценки интеллекта. Структура
познавательного интеллекта.
+18. Сущность понятия возраст. Основные свойства и формы развития.
+19. Возрастные периодизации психического развития.
+20. Механизмы психического развития ребёнка.
21. Психологическая характеристика возрастных периодов.
+22. Эмоции, чувства, эмоциональные переживания спортсменов.
+23. Стресс и стрессовые реакции в спорте.
+24. Психологическая характеристика темперамента и характера.
25. Психологическая характеристика способностей.
+26. Психологическая характеристика личности учителя (педагога) по
физической культуре.
27. Профессиограмма учителя (педагога) физической культуры.
+28. Психологическая характеристика типов акцентуаций характера
(типология А.Леонгарда и типология Э.Кречмера).
+29. Потребностно-мотивационная сфера личности.
+30. Психологические основы учебно-познавательной деятельности.
+31. Психологические особенности физкультурной-спортивной деятельности.
+32. Программа психолого-педагогического наблюдения за процессом
обучения на учебном занятии.
33. Понятия - физкультурная деятельность и спортивная деятельность.
Черты сходства и черты отличия физкультурной и спортивной
деятельности.
34. Психологические особенности спортивной деятельности.
+35. Профессиональное общение в спорте как социально-психологическое
явление.
+36. Психологические особенности малых групп как спортивных команд.(в тетради)
+37. Психологический климат и групповая сплоченность в спортивной
команде.
+38. Лидерство в спорте как социально-психологическое явление.
+39. Конфликт как социально-психологическое явление в спорте.
39. Психологические особенности профессиональных конфликтов.
+40. Психологические особенности социализации личности спортсмена.

 

План ответа на зачетный вопрос по дисциплине Психология

1. Становление психологии как науки.
План:
1. Понятие наука.
2. Признаки, характеризующие науку как деятельность:
- законы;
- закономерности;
- аксиомы;
- систематизированные знания;
- специальная терминология.
3. Понятие психология.
4. Аксиомы психологии.
5. Понятие психика.
6. Структура психики:
- психические процессы;
- психические свойства;
- психические состояния;
- психические образования.
7. Психофизиологические закономерности развития психики.
8. Основные направления психологии:
- пропаганда психологических знаний;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- психологическая помощь.
9. Вывод. Первый вывод: Психология - это деятельность
Второй вывод: Мы разобрали тему становление психологии как науки по восьми пунктам плана: понятие науки, признаки, характеризующие науку как деятельность, понятие психологии и тд.

Наука – деятельность, направленная на выявление систематизированных
знаний, законов, закономерностей.
Признаки, характеризующие науку как деятельность:
1.Законы.
2.Закономерности.
3.Аксиомы.
4.Систематизированные знания.
5.Специальная терминология.
Закон – правило, повторяющееся в неизменном виде.
Закономерность - правило, повторяющееся в регулярном виде.
Аксиома – правило, не требующее доказательств.
Правило – положение, отражающее закономерность.
Систематизированные знаний – знания в системе.
Профессиональная терминология – определения по теме.
Психология - деятельность, направленная на выявление
систематизированных психологических знаний, законов, закономерностей
Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности.
Аксиомы психологии:
1.Психика феномен природы.
2.Психика – функция высокоорганизованной системы мозга.
3.Психика познаваема.
Психика – особая форма жизнедеятельности, отражающая субъективную
реальность.
Структура психики:
1.Психические процессы – это процессы отражения и осознания
действительности. Примеры: ощущение, восприятие, внимание,
представление, память, воображение, мышление, речь; эмоции; воля).
2.Психические свойства – это относительно стабильные поведенческие
характеристики. Примеры: характер, темперамент, способности,
потребности, мотивы, цели).
3. Психические состояния – это относительно не стабильные
поведенческие характеристики. Примеры - пассивность, активность,
бодрость, усталость, апатия, работоспособность…).
4.Психические образования - это психические явления, формирующиеся в
процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта,
в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений и навыков.
Психические образования – это опыт в виде знаний, умений, навыков.
Закономерности психического развития человека (примеры):
1.Психофизиологичое развитие человека циклично, последовательно и
необратимо. (детство, отрочество, юность, старость).
2.Основные формы проявления психики – поведение, деятельность.
3.Основные виды деятельности – общение, игра, учение, труд, физическая
культура, спорт, наука, искусство, творчество.
4.Игра основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
5.Учение – основной вид деятельности в школьном возрасте.
6. Человеческая речь развивается только в человеческой среде.
7.Пока не удовлетворены биологические потребности человека,
социально-психологические потребности не актуальны.
8. 9. 10. …………
Основные направления психологии:
1.Пропаганда психологических знаний - (распространение).
2.Психодиагностика – (изучение).
3.Психокоррекция – (преобразование).
4.Психологическое консультирование - (психологическая помощь).
2. Психологические явления - психические процессы, свойства,
состояния, образования.
План:
1. Психические процессы - ощущение, восприятие, воображение, внимание,
мышление, память, воля, эмоции, чувства.
2. Психические свойства - характер, темперамент, способности, мотивы,
потребности, цели.
3. Психические состояния - активность, пассивность, апатия, бодрость,
усталость, работоспособность, утомляемость.
4. Психические образования - знания, умения, навыки.

3. Сравнительный анализ трех дисциплин: психология, психология
общения, социальная психология.

План:
1. Цель исследования.
2. Объект исследования.
3. Субъект исследования.
4. Предмет исследования.
5. Примеры.
6. Методы исследования: эксперимент, наблюдение, самонаблюдение,
психоанализ, тестирование, беседа, анкетирование, социометрия.
7. Вывод.

4. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
План:
1. Понятие научная психология.
2. Понятие житейская психология.
3. Черты сходства:
- предмет исследования;
- функция деятельности;
- продукт познания.
4. Черты отличия:
- выявление знаний;
- сохранение знаний;
- воспроизведение знаний.
5. Вывод.

5. Методы психологии.

План:
1. Понятие метод.
2. Основные методы исследования - эксперимент, наблюдение,
самонаблюдение, психоанализ, тестирование, беседа, анкетирование,
социометрия.

6. Сравнительный анализ процесса общения и профессиональной
коммуникации.

План:
1. Понятия общение и коммуникация.
2. Черты сходства общения и коммуникации.
3. Черты общения:
- участник;
- функция;
- речевой стиль;
- речевая форма;
- речевой жанр;
- структура - коммуникация, интеракция, перцепция.
- задачи.
1. Черты коммуникации:
- участник;
- функция;
- речевой стиль;
- речевая форма;
- речевые жанры профессиональной коммуникации:
- а) жанр речевого общения;
- б) жанр публичных выступлений;
- в) жанр учебно-научной письменной речи;
- г) жанр научной прозы.
- структура - источник, получатель, содержание, каналы коммуникации,
результат.
- задачи.
- 4. Вывод.

7. Понятие об активности. Виды активности.

План:
1. Понятие активность.
2. Виды активности:
- физиологическая;
- естественная;
- социальная;
- продуктивная.
3. Вывод.

8. Понятие о сознании. Виды сознания. Основные классы
бессознательного.

План:
1. Понятие сознание.
2. Основные характеристика сознания.
3. Виды сознания:
- сознательный уровень;
- подсознательный уровень;
- бессознательный уровень.
4. Основные классы проявления бессознательного:
- неосознаваемые мотивы;
- поведенческие процессы - интуиция, озарение, вдохновение;
- неосознаваемые процессы - сновидения, ошибочные действия,
невротические симптомы - тревога, страх, навязчивые мысли и действия;
- подпороговое восприятие.

 

Сознание – это наивысший уровень самоконтроля.
Сознание– это мысли и чувства, которые индивид осознает в данный
момент.
Основными характеристика сознания являются:
1. Отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов
(ощущение, память, мышление, воображение).
2. Различение субъекта (себя) и объекта в процессе формирования
самосознания человека.
3. Самооценка своего поведения в трёх сферах сознания:
- в познавательной сфере (самопознание, самонаблюдение, самоанализ,
самокритика, самооценка);
- в эмоциональной сфере (самогипноз, самочувствие, самолюбие,
самообладание);
- в волевой сфере (самоорганизация, самоконтроль, самодисциплина,
самостоятельность);
4. Наличие эмоционально-оценочных отношений к себе, людям и миру
(самоутверждение, самоуважение, самодостаточность, самомнение,
самоуничтожение, самоотверженность, самопожертвование).
5. Целеполагание - определение и установка целей (самовоспитание,
самообразование, самосовершенствование).

Виды сознания (уровни психической деятельности человека:

1. Сознательный уровень – это сфера знаний.
2. Подсознательный уровень – сфера автоматизированных стереотипных
моделей поведения (умения, навыки, привычки, поведенческое ядро
индивида).
3.Бессознательный уровень – это врожденная инстинктивно-рефлекторная
деятельность.
Основные классы проявления бессознательного:
1. Неосознаваемые мотивы – это неприемлемые мотивы в силу социальных
запретов.
2.Поведенческие автоматизмы и стереотипы (письмо, чтение, подсчет,
манера общения, речевые и поведенческие штампы).
3.Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение,
вдохновение.
Интуиция – правильное решение без доказательств.
Озарение – неожиданно правильное решение.
Вдохновение – высокая продуктивность.
4.Неосознаваемые процессы – сновидения, ошибочные действия (ошибки,
описки, оговорки) и невротические симптомы (тревога, страх, навязчивые
мысли и действия).
5.Подпороговое восприятие (неосознаваемое восприятие) – неосознаваемая
реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не
достигает порогов чувствительности.

9. Естественно-научные основы психологии.
План:
1. Понятие физиология высшей нервной деятельности.
2. Понятие нервная система.
3. Функции нервной системы.
4. Свойства нервной системы.
5. Процессы нервной системы.
6. Строение нервной системы (центральная нервная система,
периферическая нервная система, соматическая нервная система,
вегетативная нервная система, симпатическая нервная система,
парасимпатическая нервная система).
7. Основные функции основных отделов головного мозга:
- продолговатый спинной мозг;
- варолиев мозг;
- мозжечок;
- средний мозг;
- таламус;
- гипоталамус;
- гипофиз;
- эпиталамус;
- большие полушария мозга.
8. Вывод.

·
Физиология ВНД – это наука о нервной системе, о безусловных и условных
рефлексах, о высших психических функциях.
Нервная система – это совокупность анатомически и функционально
взаимосвязанных нервных структур.
Функции нервной системы:
1.Связь с внешним и внутренним миром.
2.Согласованность всех органов и систем организма.
3.Сохранение организма как биологического вида.
Свойства нервной системы:
1.Раздражимость – реакция на раздражитель.
2.Возбудимость – ответная реакция на раздражитель.
3.Проводимость – способность передавать нервное возбуждение.
4.Генерация (образование) и трансформация (преобразование) внешней и
внутренней энергии.
5.Память – свойство нервной системы хранить информацию.
Процессы:
1.Возбуждение – процесс перехода из состояния покоя в состояние
активности.
2.Торможение – процесс угнетения нервного возбуждения.

 

· Строение нервной
системы

Нервная
система:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Центральная нервная система: представлена головным и спинным мозгом.

Периферическая нервная система: представлена соматической нервной
системой и вегетативной нервной системой.

Соматическая нервная система состоит из двух отделов:
сенсорный отдел и двигательный отдел.

Вегетативная нервная система: представлена симпатической нервной
системой и парасимпатической нервной системой.

1.Центральная нервная система - система, образованная головным и
спинным мозгом.

А) Головной мозг – главный орган центральной нервной системы,
расположенный в черепе.

Строение головного мозга:
1.Продолговатый спинной мозг.
2.Варолиев мост.
3.Мозжечок – малый мозг.
4.Средний мозг.
5.Таламус - промежуточный мозг.
6.Гипоталамус – промежуточный мозг.
7.Гипофиз – промежуточный мозг.
8.Эпиталамус – промежуточный мозг.
9.Большие полушария мозга – конечный мозг.

Б) Спинной мозг – орган в центральной нервной системе, расположенный в
позвоночном канале.


2. Периферическая нервная система - система, представленная нервными
узлами, окончаниями и непосредственно нервами.

Виды периферической нервной системы:
а) соматическая нервная система ("сома" - "тело") - регулирует
сенсорные и моторные функции организма.
- сенсорный отдел – восприятие информации;
- моторный отдел – двигательные функции организма.
б) вегетативная нервная система ("вегетатио" - "возбуждение") -
контролирует функции внутренних органов, кровеносных и лимфатических
сосудов, желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа,
вилочковая железа, поджелудочная железа, половые железы).
- симпатическая нервная система – отвечает за мобилизационный ресурс
(активность, бодрость, работоспособность);
- парасимпатическая нервная система - отвечает за восстановительный
ресурс (сон и отдых).

 

Основные функции основных отделов головного мозга:

1.Продолговатый спинной мозг – связь головного и спинного мозга;
контроль жизненно важных функций: дыхание, кровообращение,
пищеварение; регуляция системы безусловных рефлексов.
2.Варолиев мост – центр регуляции движения глазных яблок; центр
мимики; центр вдоха и выдоха; центр регуляции защитных безусловных
рефлексов (моргание, кашель, чихание, рвота,зевота).
3.Мозжечок – координация движений; поддержание равновесия тела;
распределение мышечного тонуса; мышечная память.
4.Средний мозг – центр формирования привычек – центр регуляции системы
условных рефлексов; центр ориентировочного рефлекса - реакция на свет
и звук; регуляция функций вестибулярного аппарата – органа равновесия
и ориентации в пространстве и во времени; устойчивость при ходьбе,
беге, прыжках, при выполнении физических упражнений.
5.Таламус - центр обработки сенсорной информации; центр памяти; центр
эмоциональных реакций; болевой центр; центр регуляции сна и
бодрствования.
6.Гипоталамус – центр вегетативной нервной системы или центр регуляция
симпатической и парасимпатической деятельности (обмен веществ,
температура тела, давление, сердечный ритм, деятельность эндокринной
системы, гомеостаз – постоянство внутренней среды организма (кровь,
лимфа, межклеточная жидкость).
7.Гипофиз – регуляция половых гормонов и половых функций -
психосексуальная идентификация – осознание принадлежности к тому или
иному полу, половое созревание, развитие, половая мотивация, половые
потребности, половое поведение - (выбор сексуальной роли, сексуальной
модели поведения, создание семьи, рождение детей, выхаживание и
воспитание потомства).
8.Эпиталамус - центр биологических ритмов (центр цикличности
биологических процессов в организме); регуляция метаболизма – обмена
веществ и энергии.
7.Большие полушария мозга – центр зрения, слуха, вкуса, обоняния,
осязания; центр высших психических познавательных процессов (ощущение,
восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции, чувства,
воля); центр высших психических функций – речь, чтение, письмо, счёт.
Вывод: физиология высшей нервной деятельности является
естественно-научной основой психологии.


10. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.

План:
1. Понятие внимание.
2. Виды внимания:
- непроизвольное;
- произвольное;
- послепроизвольное.
1. Свойства внимания:
- концентрация;
- избирательность;
- распределение;
- объём;
- интенсивность;
- устойчивость;
- отвлекаемость.

11. Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
План:
1. Понятие ощущение.
2. Виды ощущений:
- по расположению рецептора - экстерорецептивные; проприорецептивные;
интерорецептивные;
- по наличию или отсутствию контакта с раздражителем - контактные;
дистантные.
1. Свойства ощущений:
- адаптация;
- Контраст;
- пороги ощущений;
- сенсибилизация;
- последовательные образы.

12. Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятия.

План:
1. Понятие восприятие.
2. Виды восприятий:
- простые - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные,
вкусовые;
- сложные - восприятие речи; восприятие человека человеком; восприятие
картинки; восприятие времени; восприятие пространства; восприятие
движения.
1. Свойства восприятия:
- избирательность;
- константность;
- предметность;
- целостность;
- структурность;
- осмысленность.

13. Понятие о памяти. Виды и процессы памяти.
План:
1. Понятие память.
2. Процессы памяти:
- запоминание;
- хранение;
- воспроизведение.
3. Виды памяти:
- по времени хранения информации - сенсорная, кратковременная,
долговременная, оперативная;
- по цели запоминания - непроизвольная, произвольная;
- по механизмам заучивания - механическая, логическая, образная;
- по степени осознанности - неосознанная, осознанная.
Память.

Виды памяти:
1.По времени хранения информации:
1.1 Сенсорная память - первая стадия памяти, в которой в течение
нескольких секунд удерживается информация, поступающая через органы
чувств;
1.2 Кратковременная память - система памяти, удерживающая
минимальный объём информации в относительно короткий период времени
(объём 5+(-) 2 смысловых единиц – букв, цифр, слов, предложений,
картин, схем);
1.3 Долговременная память - подсистема памяти, обеспечивающая
продолжительное удержание знаний, умений и навыков от часов до
десятилетий;
1.4 Оперативная память - это сохранение материала после его
запечатления на время, необходимое для выполнения задания.
2.По цели запоминания:
2.1 Непроизвольная память - память, при которой запоминание
происходит без усилий человека;
2.2 Произвольная память - память, при которой запоминание является
результатом активного сосредоточения внимания.
3.По приёмам заучивания:
3.1 Механическая память - память, основанная на повторении
материала без его осмысливания;
3.2 Логическая память - память, основанная на установлении в
запоминаемом материале смысловых связей;
3.3 Образная память - память, при которой происходит перевод
информации в образы, графики, схемы, картинки (типы - зрительная,
слуховая, двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная,
эмоциональная).
4.По степени осознанности:
4.1 Неосознанная память - воспоминания, находящиеся за пределами
нашего сознания;
4.2 Осознанная память - это опыт прошлого, который сознательно
держится в памяти.


14. Понятие о воображении. Виды воображения. Специфические функции
воображения.

План:
1. Понятие воображение.
2. Виды воображения.
3. Свойства воображения.

15. Понятие о мышлении. Виды мышления. Формы мышления.
План:
1. Понятие мышление.
2. Виды мышления:
- по форме - наглядно-действенное; наглядно-образное;
абстрактно-логическое;
- по характеру решаемых задач - логическое; интуитивное;
- по степени новизны и оригинальности - репродуктивное; продуктивное.
- Формы мышления:
- понятия;
- суждения;
- умозаключения.

Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и
опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы
объективного мира.
Виды мышления:
1. По форме:
1.1.Наглядно-действенное – логическая операция манипулирования с
предметами, объектами и явлениями.
1.2.Наглядно-образное – логическая операция манипулирования с
образами.
1.3.Абстрактно-логическое – логическая операция манипулирования с
понятиями.
2. По характеру решаемых задач:
2.1.Логическое – рассудочное мышление, обоснованное предшествующими
суждениями.
2.2.Интуитивное – непосредственное мышление без логического
обоснования.
3. По степени новизны и оригинальности:
3.1.Репродуктивное – воспроизводящее мышление, которое при высоких
показателях скорости и качества является стандартным, шаблонным.
3.2.Продуктивное – творческое мышление, новаторское, обязательно
включающее элементы нового.
Формы мышления:
1. Понятия (определения) - форма мышления, при которой отражаются
существенные и общие свойства предметов и явлений.
2.Суждение (мнение, точка зрения) - форма мышления, связанная с
убеждением или сомнением в истинности или ложности.
3.Умозаключения (вывод) – форма мышления, направленная на получение
вывода на основании нескольких суждений.
Мыслительные операции:
1.Анализ – это мыслительная операция деления сложного объекта на
составляющие его части.
2.Синтез – это мыслительная операция объединения частей и составления
целого.
3.Сравнение – это операция сопоставления предметов и явлений,
направленная на выявление сходства и различия.
4.Абстрагирование – это мыслительная операция отвлечения от
несущественных признаков и выделения главных.
5.Обобщение – это объединение однородных предметов и явлений по общему
признаку в определенный класс.
6.Классификация – распределение предметов по группам, классам.
7.Конкретизация – операция установления всевозможных связей и
отношений изучаемого объекта.
Качества мышления:
1.Широта мышления – способность охватывать весь вопрос целиком, не
упуская необходимых частей.
2.Глубина мышления – это умение проникать в сущность сложных вопросов.
3.Самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их
решения, не прибегая к помощи других людей.
4.Гибкость мысли – это независимость от стандартных способов решения
задач..
5.Быстрота ума – способность разобраться в новой ситуации, обдумать и
принять правильное решение.
6.Торопливость ума – недостаточно продуманные ответы и суждения.
7.Критичность – умение объективно сопоставить факты и выводы; умение
находить ошибки в своих и чужих рассуждениях.


16. Понятие о мышлении. Мыслительные операции. Качества мышления.

План:
1. Понятие мышление.
2. Мыслительные операции:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- абстрагирование;
- обобщение;
- классификация;
- конкретизация.
3. Качества мышления - самостоятельность, независимость,
гибкость, скорость, критичность.
Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и
опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы
объективного мира.
Мыслительные операции:
1.Анализ – это мыслительная операция деления сложного объекта на
составляющие его части.
2.Синтез – это мыслительная операция объединения частей и составления
целого.
3.Сравнение – это операция сопоставления предметов и явлений,
направленная на выявление сходства и различия.
4.Абстрагирование – это мыслительная операция отвлечения от
несущественных признаков и выделения главных.
5.Обобщение – это объединение однородных предметов и явлений по общему
признаку в определенный класс.
6.Классификация – распределение предметов по группам, классам.
7.Конкретизация – операция установления всевозможных связей и
отношений изучаемого объекта.
Качества мышления:
1.Широта мышления – способность охватывать весь вопрос целиком, не
упуская необходимых частей.
2.Глубина мышления – это умение проникать в сущность сложных вопросов.
3.Самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их
решения, не прибегая к помощи других людей.
4.Гибкость мысли – это независимость от стандартных способов решения
задач..
5.Быстрота ума – способность разобраться в новой ситуации, обдумать и
принять правильное решение.
6.Торопливость ума – недостаточно продуманные ответы и суждения.
7.Критичность – умение объективно сопоставить факты и выводы; умение
находить ошибки в своих и чужих рассуждениях.

 

· 17. Понятие об интеллекте. Критерии оценки интеллекта. Структура
познавательного интеллекта.

План:
1. Основные понятия по теме - интеллект, мозг, разум, мышление, ум,
склад ума, мудрость, эрудиция, познание, развитие.
2. Критерии оценки интеллекта:
- счетная способность;
- вербальная гибкость;
- вербальное восприятие;
- пространственная ориентация;
- Память;
- Логика;
- Быстрота восприятия сходства и различий между предметами, явлениями
и изображениями.
3. Структура познавательного интеллекта:
- система психических познавательных процессов;
- блок оценки ситуации;
- блок принятия решения;
- блок регуляции поведения;
- блок самооценки и самоконтроля.
Интеллект.

Основные понятия по теме:
Интеллект - это сложное интегративное понятие, включающее совокупный
умственный потенциал человека и инструменты его реализации,
целесообразно используемые для адаптации к жизни. Интеллект обобщает
все познавательные процессы, не являясь самостоятельной психической
функцией.
Интеллект – психологическое качество, способствующее адаптации к новым
условиям.
Мозг - это сосуд, физическая структура, содержащая информацию.
Разум - это содержание мозга: слова, идеи, мысли, образы, верования;
это способность логически и творчески мыслить.
Мышление – это форма познания, опосредствованная речью.
Ум - основа рассудка.
Склад ума – способ мышления. (аналитический, технический,
математический, гуманитарный, художественный, практический)
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Эрудиция - начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки.
Познание - приобретение знаний, постижение закономерностей
объективного мира.
Развитие - последовательные изменения в течение всей продолжительности
жизни организма.
Критерии оценки интеллекта:
1. Счетная способность, т.е. способность оперировать числами и
выполнять арифметические действия.
2. Вербальная (словесная) гибкость, т.е. легкость, с которой человек
может объясняться, используя наиболее подходящие слова.
3. Вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и
письменную речь.
4. Пространственная ориентация, или способность представлять себе
различные предметы и формы в пространстве.
5. Память – способность запоминать.
6. Логика - правильное мышление.
7. Быстрота восприятия сходства и различий между предметами, явлениями
или изображениями, а также их деталей.

Структура познавательного интеллекта:
1. Система психических познавательных процессов, при помощи которых
человек отражает и познает окружающий мир - блок внимания, памяти,
мышления, восприятия, представлений, воображения.
2. Блок оценки ситуации.
3. Блок принятия решения.
4. Блок регуляции поведения.
5. Блок оценки ситуации.
18. Сущность понятия возраст. Основные свойства и формы развития.
План:
1. Понятие возраст.
2. Типы возрастов:
- хронологический;
- биологический;
- психологический;
- социальный;
- личностный.
3. Понятие развитие.
4. Основные свойства развития:
- необратимость;
- Направленность;
- закономерность.
5. Основные формы развития:
- филогенез;
- онтогенез.
6. Формы индивидуального развития человека:
- психофизическое развитие человека;
- психосоциальное развитие человека;
- когнитивное развитие человека.

Возраст – единица измерения физического и психического развития.
Возраст – количество прожитых лет.
Типы возрастов:
1) хронологический - паспортный возраст;
2) биологический – функциональный возраст, характеризующий темпы
развития (старения) организма;
3) психологический – возраст поведенческой зрелости;
4) социальный – общественный возраст, характеризует уровень
социальных достижений (статус, образование, семья);
5) личностный – возрастное самоощущение человека.
Развитие – последовательные изменения в организме в течение всей
жизни.
Основными свойствами развития:
1. Необратимость – постоянство.
2. Направленность – тенденция к прогрессу.
3. Закономерность – регулярность воспроизведения однотипных изменений
у разных людей.
Основными формами развития являются:
1.Филогенез – историческое развитие вида.
Примеры: развитие общества: в экономической сфере – аграрный,
индустриальный, постиндустриальный периоды; в политической сфере –
первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм,
капитализм, коммунизм (социализм); в информационной сфере –
письменность, книгопечатание, информационные технологии; в социальной
сфере - игра, учение, труд, творчество, искусство, наука.
2.Онтогенез – процесс индивидуального развития человека:
Формы индивидуального развития человека:
1) психофизическое развитие – внешние и внутренние изменения тела
человека;
2) психосоциальное развитие - изменения в эмоциональной и личностной
сферах;
3) когнитивное развитие - познавательное развития, развитие интеллекта
и способностей;
19. Возрастные периодизации психического развития.
План:
1. Понятие возрастная периодизация.
2. Классификации возрастных периодов развития человека:
- Древнекитайская классификация;
- Классификация возрастов по Пифагору;
- Периодизация Стенли Холла;
- Периодизация Павла Блонского;
- Периодизация психического развития Алексея Леонтьева;
- Возрастная периодизация детей и подростков Даниила Эльконина;
3. Черты сходства периодизаций психического развития.
4. Черты отличия периодизаций психического развития.
5. Вывод.

·
Возрастная периодизация детей и подростков Даниила Эльконина:
1. Период новорожденности (от рождения до 2 месяцев).
2. Младенческий возраст – (от 2 мес. - до года).
3. Раннее детство – (от года до трёх).
4. Дошкольное детство – (от трёх до 6-7лет).
5. Младший школьный возраст – (от 6-7 до 11 лет).
6. Подростковый возраст – (11 до 15 лет).
7. Юношеский возраст – (15 до 18лет).
Черты сходства периодизаций психического развития:
1.Общая цель: поиск системы отсчета и принципа построения возрастной
периодизации.
Черты отличия:
1. Древнекитайская периодизация-принцип психосоциального развития
человека.
2. Периодизация Пифагора – принцип аналогии со сменой времён года.
3. Периодизация С. Холла- принцип эволюционного развития общества.
4. Периодизация П. Блонского – принцип отдельно взятого
физиологического признака (появление и смена зубов).
5. Периодизации А. Леонтьева - принцип ведущего типа деятельности.
6. Общепринятая периодизация детей и подростков – принцип деления
этапа на подэтапы.
20. Механизмы психического развития ребёнка.

План:
1. Понятие механизмы психического развития.
2. Механизмы психического развития:
- социальная ситуация развития ребенка;
- Ведущая деятельность;
- кризис развития;
- Психологические новообразования.
3. Вывод.

 


Механизмы психического развития – это совокупность взаимосвязанных
факторов внешнего и внутреннего мира человека, способствующих
становлению и функционированию психических образований.
Механизмы психического развития:
1. Социальная ситуация развития ребёнка – близкое окружение ребёнка
(семья, сад, школа, социум).
2. Ведущая деятельность – это деятельность, соответствующая возрасту,
потребностям и возможностям ребенка, способствующая возникновению
психических новообразований на данной ступени развития.
Основные виды ведущей деятельности:
1. Непосредственное эмоциональное общение ребёнка - с первых недель
жизни и до года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность ребёнка от 1 года до 3 лет.
3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям
дошкольного возраста (от 3 до 7лет).
4. Учебная деятельность младших школьников (от 7 до 12 лет).
5. Учебная деятельность старших школьников (12 до 17 лет).
6. Общение подростков в возрасте от 10 до 15 лет в разных видах
деятельности (трудовой, учебной, спортивной, творческой).
3. Кризис развития – переломный момент в жизни ребёнка.
Кризис развития – период психологических изменений, переломов,
новообразований.
Кризис развития:
1. Кризис новорожденности (до конца первого месяца жизни).
2. Кризис 1 года.
3. Кризис 3 лет.
4. Кризис 7 лет.
5. Кризис полового созревания.
Особенности кризиса:
1) завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего;
2) неотчётливость границ, отделяющих начало и конец кризиса переходных
возрастов;
3) переход от одного психического состояния развития к другому;
4) противоречие между возрастающими физическими и психическими
возможностями ребёнка и ранее сложившимися психосоциальными формами
и видами деятельности;
5) поведение ребёнка – конфликтность, упрямство, скрытность,
неуравновешенность, раздражительность, трудновоспитуемость.
4. Психологическое новообразование – это психологические особенности
личности ребёнка, приобретённые в процессе развития на данном
возрастном этапе.
Психологические новообразования (примеры):
- «комплекса оживления» - сплав улыбки, вокализации и двигательной
активности младенца;
- речь как средство общения с другими и управления собой;
- манипуляция с предметами;
- деятельность с предметами по их общественно закреплённому
назначению;
- ходьба как средство самостоятельного передвижения в пространстве;
- ходьба как средство достижения других целей;
- психосексуальная идентификация – осознание принадлежности к тому или
иному полу;
- адекватная и устойчивая самооценка;
- личностная и социальная рефлексия (способность анализировать
собственное психическое состояние);
- формирование игровой, учебной, труд



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.