МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБНУ “ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ”
Н.В. Борисова, С.А. Розенблюм, Л.В. Шаргородская
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Методические рекомендации к проведению коррекционных курсов
УДК 616.896
ББК 74.5
Б825
ISBN 978-5-907436-30-5
© Борисова Н.В., Розенблюм С.А., Шаргородская Л.В., 2021
© ФГБНУ ИКП РАО, 2021
https://ikp-rao.ru/
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Глава 1. Развитие коммуникативного поведения у школьников с РАС
3. Литература по 1 главе
4. Глава 2. Развитие познавательной деятельности обучающихся с РАС
5. Литература по 2 главе. 50
6. Приложение 1. Структура тренингового занятия
7. Приложение 2. Оценка базовых социальных навыков
8. Приложение 3. Оценка сформированности стратегических социальных навыков
9. Приложение 4. Упражнения для релаксации и расслабления
10. Приложение 5. Особенности преподавания основных предметов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТРУКТУРА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Элемент тренинга
| Комментарий
| Ритуал приветствия
| Позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
| Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры).
| Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать учащихся, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
| Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия).
| Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния учащихся: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
| Рефлексия– оценка занятия (арттерапия, беседы).
| Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
| Ритуал прощания.
| По аналогии с ритуалом приветствия.
|
|