|
|||
Профилактика голосовых расстройств/Профилактика голосовых расстройств Анализ закономерностей развития голоса, а также причин его нарушения приводит к признанию очень важного значения профилактических мероприятий для предупреждения ipac-стройств голоса. Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса. Профилактика должна включать следующие разделы: Собственно профилактика заключается в соблюдении общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппарата: в разгоряченном состоянии не пить холодной воды, не купаться и не петь, особенно на морозе. К срывам голоса приводит резкое напряженное крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой аттакой голоса. Очень большое значение имеет пользование как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием подражания кому-либо или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения, руководителем самодеятельного кружка. Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита или переутомления, голоса, так как перенапряжение голосовых связок в это время может повести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосо-образованию. В период созревания подростки до установки голоса должны совсем прекратить занятия пением. Наблюдения показывают, что период мутации, ломка голоса, происходит естественно, постепенно и незаметно, если до этого дети пользовались и в речи, и в пении естественными, не форсированными голосами; в противном случае смена голоса носит неспокойный, а иногда и бурный характер. Есть данные, что крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко причиной преждевременной смены голоса. Девочкам не рекомендуется петь во время менструальных периодов. Развитие красивого звучного голоса зависит прежде всего от правильного речевого дыхания и чистого произношения; только после их воспитания можно- приступить к собственно голосовым упражнениям. Советский педагог по культуре речи К- Ф. Сарычева (1954) указывает, что «недостаточно описать, объяснить целый ряд положений в области постановки голоса, необходимо проверить правильность выполнения этих установок, так как слух учащихся не всегда бывает достаточна развит, а ошибки внедряются с такой же быстротой, как и правильные навыки». При выработке правильного речевого дыхания не следует добиваться какого-либо одного типа дыхания; предпочтительнее смешанный тип дыхания — диафрагмально-реберный. Вдох должен происходить через рот (может присоединяться и носовой вдох), во всех случаях он должен быть бесшумным. Количество воздуха, забираемое при вдохе, не должно быть чрезмерным, чтобы не переполнять легкие (около 500 см3). Выдох должен быть задержанным, медленным и плавным.
|
|||
|