|
|||||
План работы
Проект «Русский национальный костюм».
Тип проекта:исследовательско — творческий. По времени проведения: краткосрочный. Участники: дети средней группы, воспитатель, родители. По числу участников: групповой Актуальность:Развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу. Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Гипотеза:Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций. Цель:Формировать патриотические чувства у детей посредством Задачи: 1. Расширять представления детей о старинном русском костюме. 2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма; 3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Предполагаемые результаты: Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества. Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки русского народного узора. Развитие творческой активности детей. Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей. Методы проекта: Ø Беседа; Ø Чтение художественной литературы; Ø Просмотр презентации «Русский народный костюм»; Ø Занятия по рисованию, лепке и аппликации; Ø все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол,); Ø творческая мастерская. Этапы проекта: Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта. Создание предметно развивающей среды по теме проекта. Деятельность детей состоит из трех вопросов: 1. Что мы знаем? 2. Что хотим узнать? 3. Где и как это можно узнать? 2 этап - исследовательский Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Дети с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям. Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, играют в народные игры, подобрали методический материал, куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды.
3 этап - заключительный Итоговые мероприятия с участием детей и родителей. Музыкально-тематический досуг «Народные посиделки» (с использованием народного фольклора, частушек, хороводов, русских народных танцев, русских народных игр и русских народных песен) Мониторинг, подведение итогов проекта воспитателем. Знают и называют детали русской народной одежды, иллюстрации, фотографии, рисунки; рассказывают о них (какой орнамент, для чего и т.д.). Входят в игровую ситуацию, принимают задачи в процессе реализации игр.
План работы 1.Цикл бесед: Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания. Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.
2.Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций: Расширять знания детей о русских народных традициях и быте русского народа; · закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений; · учить детей анализировать произведения; · учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
Воспитательные задачи:
3. Просмотр презентации «Русский народный костюм». Просмотр видео и мультипликационных фильмов: «Царевна-лягушка»; «Гуси – лебеди». Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.
4. Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм» Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
5. Народные подвижные игры: «Ручеек», «Сова», Гуси-лебеди», «Каравай», «Чурилки», «Колечко», «Цепи кованные», «У медведя во бору» и др. Приобщать детей к народной культуре народов России. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а также характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях. Работа с родителями: -проведение бесед о создании и значении проекта; Консультации: Расширять знания родителей о русских народных традициях и быте русского народа;
ü Дети используют в речи считалки, загадки. ü Умеют играть в русские народные подвижные игры. ü Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства. ü Используют атрибуты русской народной культуры в ü Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.
Используемая литература: Алешина Н.В «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Серия Воспитание человека. Москва 2005 год Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.: ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»). Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По ред. К. В. Тарасовой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
|
|||||
|