Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Факультет «Автоматизация, мехатроника и управление» Кафедра «Физвоспитание»



 

МИНЕСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»                                                                                   (ДГТУ)

Факультет «Автоматизация, мехатроника и управление» Кафедра «Физвоспитание»

Итоговая работа
по дисциплине : «Физическая культура»

Тема: «Основы закаливания и личная гигиена»

Выполнил : студент

Уч. Группа : УМР 22 Становой Марк Анатольевич

№ зачётки : 1822563 Проверил : Степичева Наталья Владимировна

Ростов-на-Дону

2020 г.


Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………...3

1.1.Личная гигиена…………………………………………………………………..4

2.1.Основы закаливания…………………………………………………………….6

2.2.Закаливание водой………………………………………………………………7

2.3.Закаливание воздухом…………………………………………………………..9

2.4.Закаливание солнцем…………………………………………………………..13

Комплекс физических упражнений……………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………….15

Библиографический список………………………………………………………..16

 

Введение.

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Их выполнение имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, ибо пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

 

1.1.Личная гигиена

Личная гигиена (индивидуальная) — раздел гигиены, в котором изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры населения.

В более широком понимании, личная гигиена — это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища, закаливание организма . Является неотъемлемой частью здорового образа жизни.

Личная гигиена кожи. Кожа человека выделяет пот и кожное сало, загрязняется пылью. В норме на коже человека обитают безвредные микроорганизмы, естественная микрофлора человека. При загрязнении кожа теряет свои защитные свойства и на ней начинают размножаться болезнетворные микроорганизмы, а пот и кожное сало, разлагаясь, начинают источать запахи. Немалое количество микроорганизмов скапливается под ногтями. Поэтому рекомендуется принимать ежедневный гигиенический душ, ногти регулярно коротко обстригать. Через грязные руки можно заразиться кишечными инфекциями и гельминтозами, во избежание этого необходимо обязательно мыть руки с мылом после возвращения домой с улицы, после посещения туалета, перед едой. Необходимо ежедневно мыть ноги перед сном с последующим тщательным обтиранием их полотенцем.

Для кожи головы и волос мытьё осуществляется не реже 1—2 раз в неделю. Для мытья волос и головы применяют шампунь. Расчёски, бритвенные принадлежности должны быть индивидуальные.

Гигиена сна и отдыха. Необходимо соблюдать режим сна и бодрствования. Продолжительность ночного сна должна быть не менее 7 часов, во избежание недосыпания. Обязательно следует соблюдать режим труда и отдыха, делать перерывы на отдых.

Личная гигиена одежды и обуви. Одежда защищает человека от холода, снега, дождя, избыточной солнечной радиации, предохраняет кожу от различных загрязнений и вредных воздействий. Одежда должна соответствовать погодным условиям, свободно прилегать к телу, не стеснять движения, не сдавливать кожу. Предпочтительней ткани из натуральных волокон (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и т.д.), так как они более воздухо- и паропроницаемы, лучше впитывают пот. Обувь должна быть индивидуальной. Необходимо следить за чистотой одежды, особенно нательного белья и носков, своевременно их стирать или менять.

 

 

2.1 Основы закаливания.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни является закаливание. Под закаливанием принято понимать систему мероприятий, способствующих укреплению организма, повышению его выносливости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определенные функциональные системы, обеспечивающие приспособительный эффект. При этом приспособительные реакции происходят в нервной системе, эндокринном аппарате, во внутренних органах, на тканевом и клеточных уровнях. Благодаря этому организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой температуры и т. д.

Очень важно начинать закаливание с раннего возраста. Закаленные дети легко переносят температурные колебания, менее подвержены простудным заболеваниям.

Необходимо соблюдать основные принципы закаливания организма:

ü - систематичность процедур, так как длительные перерывы оказывают отрицательное воздействие;

ü - повседневность и постепенность увеличения времени воздействия закаливающих процедур;

ü - активный двигательный режим, который повышает эффективность закаливающих процедур;

ü - разнообразные средства и формы закаливания;

Несоблюдение этих принципов может нанести вред здоровью. Появление раздражительности, снижение аппетита, работоспособности указывают на просчеты в закаливающих процедурах.

 

2.2.Закаливание водой.

 

Закаливание водой – наиболее популярный, доступный, разнообразный и эффективный комплекс положительных воздействий на организм человека. Главным закаливающим фактором служит температура воды. Систематическое использование водных процедур является надежной защитой от простудных заболеваний.

Самое благоприятное время года для начала закаливания водой – лето и осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки. Вначале водные процедуры рекомендуется проводить при температуре воздуха 17–20° С, а затем по мере закаливания и при более низкой.

Первый этапом закаливания водой является обтирание. В течение нескольких дней выполняют обтирание мокрым полотенцем, губкой или просто мокрой рукой. Температура воды должна быть около 30° С. В начале обтираются по пояс, затем переходят к обтиранию всего тела, начиная с верхней половины туловища. Обтерев водой шею, грудь и спину, вытирают их насухо и энергично растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. После этого таким образом обтирают нижние конечности. Вся процедура, включая и растирание тела полотенцем, не должна превышать 5 мин.

Следующий этап закаливания водой – обливание. При этой процедуре к действию низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струи воды, выливаемой из ведра, кувшина или какого-либо другого сосуда. Начинают обливание водой с температуры около 30°С, в дальнейшем за 1,5–2 месяца она понижается до 15°С, в зависимости от самочувствия и состояния здоровья. После обливания необходимо энергично растереть тело полотенцем. Длительность всей процедуры: 3–4 минуты.

Одним из самых эффективных средств закаливания является душ, так как холодная вода сочетается с механическим воздействием. Начинают водные процедуры с температуры 30°С продолжительностью не более 1-ой минуты, затем через каждые 3–4 дня снижают температуру воды и постепенно за 1,5–2 месяца доводят ее, до 20–15° С и ниже, но при этом необходимо также учитывать самочувствие и состояние здоровья.

 

Во время выполнения процедур не должно возникать никаких неприятных ощущений и озноба. Температура воды постепенно снижается, а время приема душа увеличивается до 2 мин. Процедура должна обязательно заканчиваться энергичным растиранием тела полотенцем. Как правило, после душа появляется бодрое и хорошее настроение. Это признак благоприятного воздействия водной процедуры.

 

2.3.Закаливание воздухом.

Способствуя удалению с поверхности кожи паров и газов, воздушные ванны имеют для организма определенное гигиеническое значение. Кроме того, воздушные ванны благодаря термическому раздражению кожи оказывают на организм физиологическое действие. Это выражается прежде всего в рефлекторном сужении и расширении кровеносных сосудов с последующим улучшением работы чрезвычайно тонкого и сложного механизма терморегуляции (теплообразования и теплоотдачи), повышением тонуса мышц и выносливости сердечно-сосудистой системы, увеличением содержания гемоглобина и эритроцитов в крови и во многих других благоприятных сдвигах в организме.

Основной фактор, воздействующий на человека, – температура воздуха. Каждый знает, что лицо и руки меньше всего защищены от холода. И хотя они нередко сильно охлаждаются, человек избегает простуд и остается здоровым.

Воздушная ванна может быть либо общей, если действию воздуха подвергается вся поверхность тела, либо частичной (местной), если обнажается только отдельный его участок, например, руки. Закаливающее действие в данном случае связано прежде всего с разницей температур воздуха и поверхности кожи. Воздушная прослойка между телом и одеждой обычно имеет постоянную температуру около 27-28 °С. Разница между температурой кожи одетого человека и окружающим воздухом, как правило, невелика, и поэтому теплоотдача почти незаметна. Как только человек освобождается от одежды, процесс теплоотдачи становится интенсивнее. Чем ниже температура внешней среды, тем большему охлаждению мы подвергаемся.

В зависимости от температуры воздуха воздушные ванны делятся на очень холодные (ниже 0°С), холодные (0–8°С), умеренно холодные (9–16°С), прохладные (17-20°С), безразличные, или индифферентные (21–22°С), и тепловатые (свыше 22°С). Такое деление, конечно, условно: у хорошо закаленных людей ощущение холода возникает при более низкой температуре .

Начинать прием воздушных ванн рекомендуется в предварительно проветренном помещении. Затем по мере закаливания переносить их на открытый воздух. Лучшее место для воздушной ванны – затененные участки с зелеными насаждениями, удаленные от источников возможного загрязнения атмосферы пылью, вредными газами. Принимают ванны лежа, полулежа или в движении. Раздеваться следует быстро, с тем, чтобы воздушная ванна оказала воздействие сразу на всю поверхность обнаженного тела и вызвала быструю и энергичную реакцию организма.

Время суток для закаливания воздухом принципиального значения не имеет, но лучше выполнять процедуры по утрам, после сна, в сочетании с утренней гимнастикой. Рекомендуется принимать воздушные ванны натощак или не менее чем через 1,5 ч после еды.

При закаливании воздухом помимо его температуры обязательно нужно учитывать влажность и скорость движения. Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности к наивысшей влажности при данной температуре воздуха; она выражается в процентах. Воздух в зависимости от насыщения водяными парами принято подразделять на сухой (до 55 %), умеренно сухой (от 56 до 70 %), умеренно влажный (от 71 до 85 %) и очень влажный (свыше 86 %). Установлено, что при высокой относительной влажности воздуха человеку холоднее, чем при низкой .

Не менее важное значение имеет скорость движения воздуха. Так, в холодную, но тихую, безветренную погоду человеку теплее, чем в более теплую, но ветреную. Дело в том, что слой нагретого воздуха около нашего тела (так называемый пограничный слой) постоянно меняется, и тело нагревает все новые и новые порции воздуха. Следовательно, при ветре организм расходует больше тепла, чем в безветренную погоду. Ветер вызывает увеличение теплоотдачи организма. При высокой температуре (до 37 °С) он предохраняет человека от перегревания, при низкой – от переохлаждения организма. Особенно неприятна комбинация ветра с низкой температурой и высокой влажностью воздуха.

Влияние на организм оказывают и аэрозоли. Они постоянно "бомбардируют" кожные покровы тела, слизистые оболочки дыхательных путей. Состав аэрозолей разнообразен: например, в потоках воздуха, идущих с моря, преобладают натриевые, йодистые, бромистые и магниевые соли. Ветер с больших зеленых массивов несет древесную и цветочную пыльцу, микроорганизмы. Следует также учитывать, что содержание аэрозолей в воздухе неравномерно.

Во время прохладных и холодных ванн необходимо выполнять физические упражнения. В сырую и ветреную погоду продолжительность воздушной ванны сокращается. При дожде, тумане и скорости движения воздуха свыше 3 м/с процедуры лучше перенести в помещение.

В зимнее время воздушные ванны проводят в помещении и сочетают их с гимнастикой и последующими водными процедурами. Для самых маленьких детей (до одного года) их сочетают с процессом пеленания и смены одежды. В это время (от 2-4 до 10-12 мин) комнатный воздух, температура которого не должна быть ниже 20 и выше 22°С, беспрепятственно воздействует на рецепторы кожи.

Закаливание воздухом можно начинать в любом возрасте. С конца второго месяца жизни ребенка во время одного из пеленаний проводят массаж и гимнастику. Для детей от одного года и старше температуру в помещении во время воздушной ванны постепенно снижают до 18°С. Воздушную ванну сочетают с утренней гимнастикой (5-7 мин), ребенок занимается в майке, трусах и тапочках. Дети 4-7 лет остаются в трусах и тапочках в течение 10-15 мин, из них 6-7 мин занимаются гимнастикой .

Летом воздушные ванны проводят на открытом воздухе, преимущественно в утренние часы, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и резкого ветра. Дети в течение определенного времени должны оставаться полуобнаженными. Тело обнажают по указанию врача в определенном порядке: сначала верхние и нижние конечности, а затем туловище. Закаливание детей воздушными ваннами начинают летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Во время воздушных ванн рекомендуется проводить игры или какие-нибудь подвижные занятия. Продолжительность первых ванн не должна быть более 15 мин, затем ее постепенно увеличивают.

К закаливанию детей школьного возраста приступают при температуре воздуха не ниже 16-18°С, вначале в течение 5-10 мин, а затем постепенно увеличивают продолжительность процедуры до 25 мин. Также постепенно переходят к закаливанию при более низкой температуре, но не ниже 12°С, уменьшая при этом продолжительность сеанса до 10 мин и сочетая его с физическими упражнениями. Весной и летом рекомендуется пребывание полуобнаженных детей в тени на свежем воздухе до 3-5 ч в день, в зависимости от погоды .

При проведении воздушных ванн учитывают состояние здоровья детей и подростков и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать охлаждения детей, особенно ослабленных, появления дрожи, "гусиной кожи" и синюшности.

Первые воздушные ванны для здоровых людей от 18 лет и старше должны длиться 20-30 мин при температуре воздуха 15-20°С. В дальнейшем продолжительность процедур увеличивается ежедневно на 5-10 мин и доводится таким образом до 2 ч. Следующий этап – воздушные ванны при температуре 15-10°С продолжительностью 15-20 мин. В это время нужно обязательно выполнять энергичные движения. Холодные ванны могут принимать лишь хорошо закаленные люди и только после врачебного обследования. Продолжительность таких ванн не должна превышать 5-10 мин. Холодные ванны следует заканчивать растиранием тела и теплым душем .

При закаливании воздухом нельзя доводить себя до озноба. При первых признаках сильного охлаждения необходимо сделать пробежку и несколько гимнастических упражнений.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре. Последнее удобнее, так как температура воздуха во многом зависит от погоды.

 

 

2.4.Закаливание солнцем.

олнечный свет необходим для нормального развития ребенка: под его воздействием в коже накапливаются вещества для синтеза витамина D. Однако и избыток солнечного света, и его недостаток вызывают различные отклонения в детском организме.

Детей в возрасте до одного года не рекомендуется подвергать облучению прямыми солнечными лучами. Лучше всего в этом возрасте проводить закаливание рассеянным солнечным светом, например находиться вместе с ребенком в «кружевной тени» (под густой листвой деревьев).

На втором году жизни и позже закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не обгорел. Первое время солнечные ванны ему лучше принимать в легкой одежде — белой панаме, светлой рубашке и трусах, и лишь через несколько дней он может принимать процедуры обнаженным. Длительность первых загораний — не более 5 минут (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Постепенно увеличивая продолжительность нахождения на солнце, можно довести ее до 12–15 минут, для детей 5–6 лет — до 20–25 минут и для 6–7-летних детей — до 20–30 минут.

После солнечной ванны желательно провести обливание или другую водную процедуру. Как правило, детям достаточно принимать солнечную ванну один раз в день. Во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание солнцем прекратите и обратитесь к врачу. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха выше 30 °C. Искусственное ультрафиолетовое излучение в настоящее время специалисты не рекомендуют детям раннего возраста.

 

 

Комплекс физических упражнений перед моржеванием.

1. Ходьба с подъемом колен . по 10 подъемов колен на каждую ногу.

2. Подъем рук и колен. по 10 подъемов колен на каждую ногу.

3. Вращение тазом. о 5 повторений в каждую сторону (по и против часовой стрелки)

4. Вращение ногами. по 5 повторений в каждую сторону (по и против часовой стрелки) на правую и левую ногу.

5. Вращения стопой. по 5 повторений в каждую сторону (по и против часовой стрелки) на правую и левую ногу.

6. Разведение рук для плеч, спины и груди. 10 повторений

7. Повороты для пресса и косых мышц. по 5 повторений в каждую сторону

8. Наклоны в сторону для пресса и косых мышц. по 5 повторений в каждую сторону

9. Наклон в приседе для спины и плеч. по 5 повторений в каждую сторону

10. Наклоны к полу с разворотом. по 5 наклонов в каждую сторону

11. Приседания с подъемом рук. 10 приседаний

12. Боковые выпады для разминки ног. по 5 повторений в каждую сторону

13. Подъемы ног вперед для растяжки ягодиц. по 5 повторений в каждую сторону

14. Бег на месте с захлестом голени. по 15 подъемом ног в каждую сторону

15. Прыжки с разведением рук и ног. 30 прыжков

16. Прыжки через скакалку. 30 прыжков

17. Подъемы ног для растяжки квадрицепса. по 5 повторений в каждую сторону

18. Наклоны для задней поверхности бедра. по 5 повторений в каждую сторону

19. Восстановление дыхание с приседанием. 10 наклонов

20. Восстановление дыхание с наклоном. 10 наклонов

 

 

Заключение.

Не нужно доказывать насколько важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию.

Закаливание очень важный вид здоровья и красоты. Оно одарит вас приятным цветом и упругостью кожного покрова, надёжно защитит от простуды. Для успешного применения закаливающих процедур не требуется специального инвентаря, дорогостоящего оборудования. Важно лишь соблюдать принципы постепенности и последовательности, систематичности, разнообразия, сочетания общих и местных процедур.

 

 

автор произведение
Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2003, Стр. 198
Белов Р. А. “Самостоятельные занятия студентов физической культурой”; Киев; 2008 Стр. 144-150
Гаврилов О. К. Физкультура. М.: Мир,2003 Стр. 102-104
Данченко И. П “Физическое воспитание студентов”; - М.; МГУ; 2003, Стр. 100-101  
Иванов Я.М Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 2006, Стр. 58-59
Кукушкин Г. И. “Теория физического воспитания”; - М.; Физкультура и спорт;2004 Стр. 81
Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высшая школа, 2003, Стр. 43-47

Библиографический список.

 

             

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.