|
|||
Опросник мотивацииОпросник мотивации Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника. Возраст: 8—10 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 — познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация — широкие социальные мотивы; 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отношение к учению и школе. Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка: — чтобы быть отличником, — чтобы хорошо закончить школу, — чтобы получать хорошие отметки.
2. Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц: — чтобы родители не ругали, — потому что этого требуют учителя, — чтобы сделать родителям приятное.
3. Познавательная мотивация: — потому что учиться интересно, — потому что на уроках я узнаю много нового, — потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
4. Учебная мотивация: — чтобы получить знания, — чтобы развивать ум и способности, — чтобы стать образованным человеком.
5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы: — чтобы в будущем приносить людям пользу, — потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом, — потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.
6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте: — чтобы продолжить образование, — чтобы получить интересную профессию, — чтобы в будущем найти хорошую работу.
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация: — чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать, — чтобы получить подарок за хорошую учебу, — чтобы меня хвалили.
8. Социальная мотивация — позиционный мотив: — чтобы одноклассники уважали, — потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали, — потому что не хочу быть в классе последним.
9. Негативное отношение к учению и школе: — мне не хочется учиться, — я не люблю учиться, — мне не нравится учиться.
Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.
1. Я учусь, чтобы быть отличником. 2. Я учусь, чтобы родители не ругали. 3. Я учусь, потому что учиться интересно. 4. Я учусь, чтобы получить знания. 5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу. 6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование. 7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать. 8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали. 9. Я не хочу учиться. 10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу. 11. Я учусь, потому что этого требуют учителя. 12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового. 13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности. 14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом. 15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию. 16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу. 17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали. 18. Я не люблю учиться. 19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки. 20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное. 21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы. 22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком. 23. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни. 24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу. 25. Я учусь, чтобы меня хвалили. 26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним. 27. Мне не нравится учиться.
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося. Критерии оценивания: Интегративные шкалы: • учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная +4 — учебная); • социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте); • внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка + 7 — прагматическая); • социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 — социальная мотивация — позиционный мотив); • негативное отношение к школе — 9.
Уровни оценивания: 0. Пик на шкале «негативное отношение к школе». 1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение). 2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы. 3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
|
|||
|