|
|||
ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры»
Набор 2018 г. ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры» Кафедра Теории и методики физической культуры и спорта Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры протокол № 7 от «11» апреля 2020 г. Зав. кафедрой, д.п.н., профессор К.С. Дунаев________
Объемные требования к экзамену по дисциплине «Теория и методика спорта»
1. Сущность спорта: дайте определение понятию «спортивная деятельность», охарактеризуйте «спорт» в узком и широком смысле, раскройте определяющие черты и суть специфических функций спортивной деятельности. 2. Какие средства применяются в системе подготовки спортсменов? На какие группы делятся основные средства спортивной тренировки? Кратко раскройте их содержание. 3. Дайте характеристику этапа начального разучивания спортивного действия: целевая направленность обучения, основные средства и методы, обеспечивающие качественное решение поставленных задач. 4. Классификация видов и разновидностей спортивной деятельности, назовите основные направления развития спортивных достижений. 5. Современные представления о методах стандартного упражнения, направленных преимущественно на совершенствование спортивной техники и развитие физических способностей. 6. Раскройте основные принципиальные положения «классической» модели построения программ тренировочных макроциклов. 7. Дайте общую характеристику системы подготовки спортсменов: охарактеризуйте основные компоненты системы, раскройте суть стадий и этапов многолетней спортивной подготовки. 8. Соревновательная деятельность: определение понятия, её структура, особенности и факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности. 9. Раскройте сущность принципа индивидуализации и углублённой специализации: смысловое значение понятия «принцип», основные требования к реализации указанного принципа в реальных условиях учебно-тренировочного процесса. 10. Система спортивных соревнований: функции, иерархические уровни, виды соревнований, регламентация и способы проведения спортивных соревнований. 11. Современные представления об адаптации к психофизическим нагрузкам: исходное представление об адаптации, основные принципы и алгоритм формирования срочного тренировочного эффекта в зависимости от величины и направленности педагогических воздействий. 12. Занятие как основная структурная единица построения учебно-тренировочного процесса: структура и типы занятий, педагогическая направленность, виды контроля динамики состояния спортсмена в процессе занятия. 13. Структура и особенности соревновательной деятельности: определение понятия, факторы и условия, определяющие её результативность (раскрыть на примере избранного вида спорта). 14. Характеристика нагрузок, используемых в системе подготовки спортсменов: понятие «нагрузка», признаки классификации и компоненты нагрузки, специфичность адаптации организма на различные по величине и направленности воздействия. 15. Принцип сочетания постепенности увеличения и тенденции к максимальным нагрузкам: раскройте сущность этого принципа, целевую направленность и особенности реализации в реальных условиях построения учебно-тренировочного процесса. 16. Общие черты и структура соревновательной деятельности: стратегия, тактика и требования соревновательной деятельности к уровню развития основных сторон интегральной подготовленности спортсмена (раскрыть на примере ИВС). 17. Раскройте особенности динамики взаимосвязи между параметрами нагрузки, интервалами отдыха и реакцией организма спортсмена в зависимости величины и направленности тренировочных воздействий. 18. Дайте характеристику групп упражнений по критерию сходства или различия их со структурой избранного вида соревновательного упражнения 19. Современные представления о периодизации многолетней подготовки спортсменов: общая структура, факторы и специальные принципы, определяющие построение многолетней подготовки спортсменов. 20. Раскройте принципиальные положения «классической» (по Матвееву Л.П.) и альтернативной (по Ю.В. Верхошанскому) модели построения тренировочного макроцикла. В чем принципиальные отличия построения спортивной тренировки в предложенных авторами моделей? 21. Раскрыть сущность методов вариативного упражнения, направленных на развитие двигательных способностей и совершенствование спортивной техники. 22. Современные представления о структуре спортивной (интегральной) подготовленности: определение понятия, представление о структуре, содержании и функциях основных компонентов спортивной подготовленности в условиях сопряженного их взаимодействия 23. Дайте определение понятию «физические способности» и назовите основные факторы, определяющие формирование структуры специальной физической подготовленности и объясните меру влияния её на успешность соревновательной деятельности (на примере ИВС). 24. Раскройте сущность принципа цикличности и объясните особенности его реализации на этапах годичной подготовки спортсменов. 25. Основные методические положения, обусловливающие построение учебно-тренировочного процесса на стадии базовой подготовки спортсменов: цель, основные задачи, примерное соотношение основных средств подготовки, динамика величины и направленности нагрузки на этапе начальной специализированной подготовки (ситуационная задача определяется преподавателем). 26. Охарактеризуйте признаки классификации средств, методов направленных на развитие скоростно-силовых способностей спортсменов, конкретизируйте на примере избранного вида спорта. 27. Раскройте структурно-логический смысл схемы (модели) управления учебно-тренировочным процессом: источники и алгоритм движения информации по каналам прямой и обратной связи. 28. Учебно-тренировочный процесс (УТП) как динамическая управляемая система: дайте определение понятию «управление», раскройте смысл содержания «управляющая» и «управляемая» подсистемы, охарактеризуйте основные объекты управления в системе подготовки спортсменов. 29. Раскройте цель, задачи спортивной тренировки на этапе начальной подготовки юных спортсменов, признаки классификации и соотношение количественных параметров нагрузки, направленной на решение задач. 30. Комплексный контроль: дайте определение понятию «комплексный контроль», раскройте смысл требований к тестам, используемым в качестве средств контроля и оценки качества, реализованных программ спортивной подготовки. 31. Специфические черты базовых закономерностей и производных от них принципов, обусловливающих построение многолетнего учебно-тренировочного процесса. 32. Характеристика специальных принципов непрерывности и цикличности построения учебно-тренировочного процесса: раскрыть сущность принципов, основные положения и формы их реализации. 33. Основы современной теории адаптации к физическим нагрузкам и алгоритм формирования срочного эффекта во временном интервале тренировочного занятия. 34. Силовые способности: определение понятия «силовые способности», их виды, факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей в спортивных действиях. 35. Режимы работы мышц, целевая направленность, признаки классификации средств и методов силовой подготовки спортсменов в зависимости от вида спорта. 36. Основы текущего управления процессом развития силовых способностей. 37. Скоростные способности: определение понятия, формы проявления и факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей в спортивных действиях. 38. Признаки классификация основных средств, методов и компонентов нагрузки, направленных на развитие скоростных способностей. 39. Технология управления процессом развития скоростных способностей: Основы дифференцированной методики развития простой и сложной двигательной реакции. 40. Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей: раскройте сущность метода стандартно-повторного упражнения и особенности его реализации на примере ИВС. 41. Выносливость как двигательная способность спортсмена: определение понятий «общая» и «специальная выносливость», разновидности и факторы, влияющие на уровень развития и формы её проявления в деятельности. 42. Общая характеристика средств и методов, используемых для развития выносливости. 43. В каких формах проявляется выносливость в циклических видах и в чём заключаются методы развития специальной выносливости: охарактеризуйте основы методики интервального упражнения, направленного на развитие специальной выносливости в ИВС 44. ИВС1. Координационные способности: определение понятия, виды координационных способностей и формы их проявления в спортивных действиях. 45. Роль координационных способностей в спортивных действиях, факторы, определяющие эффективность и надёжность их проявления. 46. Целевая направленность совершенствования координационных способностей: характерные признаки классификации средств, методов и компонентов нагрузки: раскройте основные положения методики их развития в ИВС. 47. Современные представления о периодизации многолетней подготовки спортсменов и факторы, определяющие построение и продолжительность этапов многолетней подготовки спортсменов. 48. Дайте характеристику первого этапа многолетнего процесса стадии базовой подготовки юных спортсменов: основные направления, динамика и соотношение нагрузок в зависимости от цели и задач этапа. 49. Педагогическая направленность, признаки классификации средств и методов подготовки, основы управления учебно-тренировочным процессом на первом этапе базовой подготовки. 50. Дайте характеристику организационных принципов и методических положений, обусловливающих проектирование и реализацию целевых программ на этапах базовой подготовки спортсменов. 51. Дайте характеристику этапа начальной специализированной подготовки юных спортсменов: раскройте цель, задачи и основные направления подготовки, динамику и соотношение нагрузки по характеру, специализированности, величине и направленности воздействия. Раскройте суть принципа избирательной направленности и единства различных сторон подготовки спортсменов: основные практические положения этого принципа и особенности их реализации на этапе спортивной специализации юных спортсменов. 52. Базовые закономерности построения учебно-тренировочного процесса на этапе углублённой специализированной подготовки спортсменов. 53. Характеристика этапа углублённой специализированной подготовки спортсменов: целевая направленность и задачи УТП, классификация средств и требования к выбору методов, используемых для формирования структуры спортивной подготовленности. 54. Основы построения УТП в различных структурных образованиях годичного цикла: назовите базовые принципы, обусловливающие динамику и соотношение нагрузки на данном этапе подготовки. 55. Основные методические положения, обусловливающие построение УТП на стадии максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсменов. 56. Характеристика этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсменов: целевая направленность УТП, основные задачи, признаки классификации средств, основных методов и соотношение параметров нагрузки во временном интервале годичного цикла подготовки. 57. Основы технологии проектирования и управления процессом подготовки на этапах подготовительного периода. 58. Раскройте особенности концепции этапного обучения двигательным (спортивным) действиям как основы формирования структуры базовой технико-тактической подготовленности спортсменов. 59. Дидактические принципы и особенности их использования при освоении двигательных навыков и формировании структуры базовой спортивной техники. 60. Дайте определение понятию «нагрузка». По каким признакам и как классифицируется нагрузка? Какие интервалы отдыха в рамках между отдельными занятиями могут определять направленность нагрузки? 61. Значение и место технико-тактической подготовленности как основных компонентов интегральной подготовленности спортсмена: определение понятий «техническая» и «тактическая» подготовленность, факторы, обусловливающие структуру технико-тактической подготовленности и критерии её оценки. 62. Объясните причинно-следственную связь проявления технических и тактических навыков и умений, определяющих эффективность и надёжность соревновательных действий. 63. Первичный отбор на первом этапе многолетней подготовки: раскройте смысловое понятие «спортивный отбор», характер задач, укажите направления и методы первичного и предварительного отбора. Интегративная характеристика содержания, средств и классификация методов технико-тактической подготовки спортсменов. 64. Задачи и методика обучения спортивным действиям на первой и второй стадии формирования базовой спортивной техники и тактики. 65. Роль и место информации («прямой» и «обратной» связи) в формировании установки при начальном и углубленном разучивании спортивного действия. 66. Интегративная характеристика содержания, средств и классификация методов технико-тактической подготовки спортсменов. 67. Задачи и методика обучения спортивным действиям на первой и второй стадии формирования базовой спортивной техники и тактики. 68. Роль и место информации («прямой» и «обратной» связи) в формировании установки при начальном и углубленном разучивании спортивного действия. 69. Технология построения УТП в периодах больших циклов подготовки: общая структура макроцикла, факторы, обусловливающие его периодизацию и принципиальные положения построения «классической» модели макроцикла. 70. Основания для разработки целевой программы подготовки спортсменов во временном интервале отдельного макроцикла, раскройте на примере конкретного вида спорта. 71. Закономерности и алгоритм формирования кумулятивного и отставленного адаптационного эффектов, характеризующих состояние «спортивной формы» по биологическим и эргометрическим признакам. 72. Связь отбора и спортивной ориентации с этапами многолетней подготовки. 73. Цель, задачи и методы выявления предрасположенности детей и подростков к занятиям спортом на этапах предварительного и промежуточного спортивного отбора. 74. Основы построения занятия: структура, виды и педагогическая направленность занятий, планирование и контроль динамики нагрузки в занятии. 75. Алгоритм построения программ средних циклов (мезоциклов) в периодах годичной подготовки спортсменов: типы, структура и педагогическая направленность мезоциклов, последовательность их построения. 76. Особенности построения мезоциклов на этапах подготовительного периода на примере ИВС (по заданию преподавателя). 77. Основы этапного управления УТП: осуществление контроля динамики нагрузки и оценка этапного состояния спортсмена. 78. Структура и основы построения программ малых циклов (микроциклов): общая структура, типы, педагогическая направленность, закономерности и алгоритм формирования эффекта срочной и отставленной адаптации. 79. Методика построения и закономерности сочетания в микроциклах занятий с различными по величине и направленности нагрузками, на примере ИВС (по заданию преподавателя). 80. Цель, задачи и методика определения перспективных спортсменов на четвёртом и пятом этапах спортивной ориентации. 81. Методика построения программ микроциклов различного типа в зависимости от вида спорта, величины и направленности нагрузки, на примере ИВС (избранного вида спорта). 82. Реакция ведущих ФС организма спортсмена на воздействия различных по величине и направленности нагрузок. 83. Сущность управления и особенности применения контроля как средства получения объективной информации о последействия нагрузки в течение решения текущих задач подготовки спортсменов. 84. Понятие о технологии управления учебно-тренировочным процессом (УТП), объясните простую схему и значение основных компонентов управления в системе подготовки спортсменов. 85. Какую роль и какое место занимают метод комплексного контроля и метод моделирования в системе управления тренировочным процессом? 86. Дайте общую характеристику основных средств восстановления, стимулирующих физическую работоспособность спортсмена. 87. Особенности построения процесса подготовки спортсменов в соревновательном периоде. 88. Основания для формулирования цели и постановки задач, которые предстоит решать в соревновательном периоде: какую роль играет «обратная связь» при проектировании и реализации целевой программы подготовки. Что необходимо учитывать и какие операции производить при принятии решений по корректировке программы и технологии управления процессом? 89. Воспроизведите на бумаге простейшую универсальную схему управления процессом спортивной подготовки и объясните значение «прямой» и «обратной» связи. 90. Особенности построения микроциклов при двух занятиях в течение дня: воспроизведите примерную модель развивающего (ударного) микроцикла на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки (на примере ИВС по заданию преподавателя). 91. Раскройте педагогическую направленность указанного выше микроцикла, основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками. 92. Раскройте смысловое содержание «моделирование соревновательной деятельности»: дайте определение понятию «моделирование», какую роль оно играет в принятии решений по коррекции программ и их реализации в тренировочном процессе. 93. Закономерности адаптации к постоянно повышающимся нагрузками производные от них принципы, обусловливающие эффективность построения тренировочного процесса. 94. Раскройте суть понятий «физическая нагрузка» и «адаптация», по каким признакам производится классификация нагрузки, алгоритм формирования кумулятивного тренировочного эффекта. 95. Динамика функциональной активности ведущих систем организма: основные признаки, определяющие уровень функционального состояния спортсмена, причины «утомления» и сущность «сверх восстановления» после действия нагрузок значительных и больших по величине. 96. Основы психологического обеспечения спортивной деятельности: функции психической подготовленности, признаки, характеризующие уровень развития важных психических способностей, место психической подготовленности в структуре интегральной подготовленности спортсмена. 97. Раскройте психические функции и процессы в наибольшей мере влияющие на результативность соревновательной деятельности в определённом виде спорта и укажите основные направления их развития. 98. Какую роль играют и какое влияние оказывают волевые способности на успешность соревновательной деятельности спортсмена: функции волевых качеств, основные положения методики и критерии оценки уровня их развития (на примере ИВС). 99. Основные факторы, регламентирующие спортивную деятельность. Критерии оценки: – оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные рабочей программой дисциплины, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Составлен полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность знаний, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями. Студент должен продемонстрировать усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала. Письменный ответ формулируется в терминах науки, логичен, доказателен; – оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Составлен полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность знаний, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями. Знание по теме демонстрируется на фоне понимания его в системе педагогической науки, педагогики спорта и научно-методической деятельности специалиста в области ФК и спорта. Ответ формулируется в терминах науки, логичен, доказателен. Допущены ошибки в определении понятий, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя; – оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он продемонстрировал знание основного программного материала в объеме, необходимом для дальнейший учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Однако, составлен недостаточно полный, недостаточно развернутый ответ на поставленный вопрос, допущены ошибки в раскрытии понятий. Студент не может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения. Допущены погрешности непринципиального характера в ответе, которые студент не смог исправить самостоятельно; – оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
|
|||
|