Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





слайд). Я.Ругоев «Источник памяти»)



 

 (1 слайд) Россия – многонациональная страна, яркая разнообразием народных традиций, народной культуры. Но, к сожалению, мы так мало знаем друг о друге. Поэтому наша библиотека подготовила цикл мероприятий «Россия разная», посвящённых различным народам и этносам, населяющим Россию. Цикл состоит из пяти мероприятий: история и культура народов Севера; история и культура народов Сибири и Дальнего Востока; история и культура народов юга России; история и культура народов, населяющих Поволжье; литература народов России. Цикл готовился к Году российского единства…

 

(2 слайд) На сегодняшний день на Русском Севере, как предполагают этнографы, проживает около 45 разных народов. Среди них - потомки первоначальных обитателей края и потомки тех этносов, которые появились здесь вместе с русскими поселенцами. (3 слайд) Это и карелы (карьялани), которые с глубокой древности живут на воде и среди воды. Они так и говорят: «У нас в Карелии воды хоть упейся, камней хоть убейся». (4 слайд) Это и саамы,которые являются одним из самых загадочных и самых древних народов, живущих в России. (5 слайд) Это и народность коми,которые считают своими предками легендарный народ чудь. (6 слайд) Здесь живут и другие северные народы: нанайцы, ненцы, нивхи, тофалары, чукчи, эвенки и многие др. Все они уже много веков живут рядом и многое заимствовали друг у друга. И всё же каждый народ имеет что-то своё – неповторимое и особенное…

  (7 слайд) Мы все привыкли считать чукчей наивными и миролюбивыми жителями Крайнего Севера, которые всю жизнь пасут стада оленей и бьют в бубны. На самом деле, анекдотичный образ простака, который всё время произносит слово «однако» и может жену поменять на водку, очень далёк от реальности.

(8 слайд) Когда-то чукчи были умелыми и энергичными воинами, грозой Дальнего Востока и всего арктического побережья. Это единственный коренной народ севера, который не был покорён русскими. Царской власти пришлось пойти на хитрость, чтобы чукчи сами приняли российское подданство.

(9 слайд) Название этого народа произошло от слова «чаучу», что значит «владелец большого числа оленей», т.е. «богач». Это слово услышали от них русские колонизаторы. Но сами чукчи именуют себя «лыгъоравэтлъаны», что переводится как «настоящие люди».  

(10 слайд) В прежние времена чукчи часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив. Из таких походов они привозили не только награбленное добро, но и рабов, молодых женщин. Чукчи за свою историю успели изрядно насолить не только эскимосам, но и корякам, у которых отбирали оленей.

Чукчи в прежние времена были отличными воинами - бесстрашными, свирепыми, с чутким обонянием и острым глазом, с молниеносной реакцией. Они совершенно не боялись смерти. (11 слайд) Если один чукча просил другого его убить, то просьба выполнялась легко, т.к. они верили, что для того, чтобы попасть во «вселенную предков», нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. (12 слайд) Чукотские женщины соответствовали суровым чукотским мужчинам. Они всегда носили с собой нож, чтобы в случае серьёзной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.

(13 слайд) Сегодня чукчи живут по берегам Чукотского, Берингова моря, а также Ледовитого океана. Этот арктический народ сочетает в себе две разные культуры: кочевых оленеводов, живущих в тундре, и оседлых охотников на морского зверя.

(14 слайд) Чукчи независимо от возраста просто обожают петь, танцевать, слушать сказки и произносить скороговорки. Они очень ценят юмор. (15 слайд) Именно чукчи придумали поговорку «Смех делает человека сильным». Эту фразу можно считать жизненным кредо каждого представителя этого народа. Уныние и тоска для чукчи – признак того, что человека захватил злой дух. Поэтому они постоянно шутят, подтрунивают друг над другом, смеются. С детства чукчей приучают быть весёлыми. Считается, что если ребёнок долго плачет, то его плохо воспитали родители. Девушек для замужества тоже выбирают по нраву. Если девушка весела и с чувством юмора, у неё больше шансов выйти замуж.

(16 слайд) Среди народных промыслов этого народа наибольшую известность имеет резьба по кости. Вырезанные из моржового клыка фигурки, декоративные ножи и др. предметы составляют ценные коллекции в музеях России и мира.

(17 слайд)

Сибирь, которую нередко называют отдельной страной – уникальнейшее явление планеты Земля. В ней всё – Великое: её просторы, её природа. (18 слайд) Сибирская земля невероятно богата не только полезными ископаемыми. Главное её богатство и достоинство – сибиряки, люди, родившиеся среди её прекрасных лесов и рек, гор и полей. (19 слайд) В Сибири проживает более 100 национальностей, из которых около 40 являются коренными народами. Это - алеуты, буряты, ительмены, ханты, манси, камчадалы, удэгейцы, орочи, чулымцы, якуты и многие др. 

(20 слайд) Самый многочисленный из коренных сибирских народов - якуты. Этот народ обладает интересной культурой и традициями. Кстати, якуты не любят, когда их так называют. Самоназвание этого народа – саха.

(21 слайд) Якуты ведут родословную от кочевых племён, поэтому живут в юртах-балаганах. Хотя с XX в. распространились и русские избы. (22 слайд) Основные традиционные занятия - скотоводство, рыбная ловля, охота, торговля, кузнечное дело и пр. (23 слайд) С давних пор у якутов была развита обработка дерева, бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла; из конского волоса плели шнуры, вышивали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, чеканка серебра, меди, с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

(24 слайд) Наиболее характерное культурное явление якутского народа – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

(25 слайд)

 

Камчатка – это одно из красивейших мест в России, край суровой северной природы. Зима здесь долгая и жестокая, а лето короткое и безумно красивое. Гейзеры, вулканические сопки, бескрайняя тайга и тундра — в этом вся Камчатка. Эти земли населяют около 170 наций и народностей. Из них подавляющее большинство составляют пришлые народы с Большой земли. А вот коренные народы, которые издревле жили на этом полуострове, постепенно растворяются в общей массе населения и составляют всего не более 1% от всех жителей этого края.

(26 слайд) Основным населением Камчатки всегда считались коряки. Учёные предполагают, что такое необычное название народа произошло от слова «олень», которое в переводе на местное наречие звучит, как «хор». Однако сами коряки никогда не называли себя так. Они именовали свой народ «нымыланами» либо же «чавчувенами». (27 слайд) Кроме охоты и рыболовства коряки занимаются изготовлением одежды и обуви из оленьих шкур,  резьбой по камню и кости и многими др. промыслами, характерными для народов севера.

(28 слайд) Старожилами современного Камчатского края являются и камчада́лы –этнографическая группа русских переселенцев, которые смешались с представителями коренных северных народов. (29 слайд) Среди традиционных занятий камчадалов – рыболовство, охота на пушного и морского зверя, собирательство. (30 слайд) Наиболее развитые виды прикладного искусства – изготовление ткани из особого вида крапивы, плетение из травы и кожаных ремешков, вышивка, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте и пр.

(31 слайд)

Мероприятие, посвящённое народам, проживающим на юге России, рассказывает, прежде всего, о народах Кавказа. (32 слайд) Кавказ –это удивительный край, с глубокой древности населённый народами, которые говорили на разных языках, отличались друг от друга многими особенностями культуры и быта. Но со временем все они сложились в единый кавказский мир. Мир высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови… (33 слайд) Здесь проживает более пятидесяти народов, среди которых есть большие народы, есть народы поменьше, есть и такие, чей язык понимают лишь в одном-двух аулах. Это - аварцы, адыгейцы, ингуши, ногайцы, чеченцы, кабардинцы, черкесы, калмыки, лезгины, осетины и многие др.

(34 слайд) С древнейших времён здесь обитал удивительный народ – лезгины, люди с богатой историей и культурой. Много веков они были более известны как «леги», что в переводе с лезгинского значит «орёл».

(35 слайд) Лезгины имеют довольно яркий и взрывной характер. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение: старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам.

(36 слайд) В наши дни жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание привлекает оригинальный и завораживающий национальный танец лезгин. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Кстати, современное название танцу – «лезгинка» - дали русские. Лезгины являются основоположниками этого динамичного и яркого танца, но на сегодня он является уже общекавказским танцем.

(37 слайд) Среди народных промыслов у лезгин самое широкое распространение имеет ковроткачество. Лезгинские ковры всегда отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом и высоким качеством. Одним из замечательных видов прикладного искусства с давних времён является также резьба по камню и дереву, гончарное и кузнечное дело, ювелирное искусство.

(38 слайд)

Мы с вами живём на красивой реке Волге. Она считается одной из крупнейших рек мира, поэтому и территория Поволжья занимает огромную площадь. На севере регион покрыт непроходимыми и малозаселёнными лесами, на юге нас встретят степи и пустыни. (39 слайд) В Поволжье,кроме русских,проживают люди многих национальностей, некоторые народности считаются в этой местности коренными: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, калмыки

(40 слайд) Марийский край, или Республика Марий Эл, раскинулась в междуречье Ветлуги и Вятки, на левом берегу Волги. Марийцы сами себя называют «мари», что значит «человек». Исследования учёных показывают, что марийцы – самая древняя национальность в нашей стране, старше марийцев только саамы. Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. (41 слайд) Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века свою национальную религию - марла вера. Народное творчество марийцев традиционно: вышивка, ткачество шёлковых поясов, резьба по дереву. Широко распространённым видом народного искусства является художественная обработка растительных материалов - лозы, бересты, соломки, лыка.

(42 слайд)

Что касается литературы народов России, то она представлена большим количеством имён. Начну знакомство с чувашской литературы. (43 слайд) Из современных авторов наиболее известно имя народного поэта ЧувашииГеннадия Николаевича Айги́. Лауреат премий Андрея Белого и Бориса Пастернака, премии Французской Академии и премии имени Петрарки, командор Ордена литературы и искусства и пр.  Творческая судьба Айги сложна и необычна. Долгое время на родине поэта не публиковали. Однако за рубежом его произведения получили высокую оценку. На иностранных языках вышло 14 его книг. А в России лишь в начале 1990-х годов вышли два его сборника – «Здесь» и «Теперь всегда снега». Поэзия Айги весьма оригинальна и многим может показаться трудной и непривычной для восприятия. В её основе - родной фольклор, русский символизм и традиции французской сюрреалистической поэзии.

(44 слайд)

Литература поволжских татар имеет свою многовековую историю. Ряд произведений, дошедших до нас, относится к 14-15вв. Среди татарских писателей и поэтов 20 в. самое известное имя - легендарный Муса Джалиль, погибший в фашистских застенках. А среди современных авторов можно назвать такие имена: Амирхан Еникеев, Камиль Каримов, Зифа Кадырова, Марат Кабиров и др.

(45 слайд) В последнее время много говорят о молодом татарском литераторе Гузель Шамилевне Яхиной. Писательница родилась в Казани, окончила Казанский пединститут, затем сценарный факультет Московской школы кино. Публиковаться начала в литературно-художественных журналах, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». 

Настоящим открытием стал её роман «Зулейхаоткрывает глаза». Сначала роман никто не хотел печатать, но потом случилось невероятное и произведение, в которое никто не верил, получило ошеломительный успех. Автор дождалась не только признания, но и удостоилась множества наград и титулов, а её роман был признан открытием года. Сейчас по нему уже снят фильм.

Роман «Зулейха открывает глаза» - историческая драма, рассказывающая историю жизни и любви раскулаченных переселенцев в Сибири. Действие романа начинается зимой 1930г. в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства своё право на жизнь…

Позднее вышел и второй роман Гузель Яхиной – «Дети мои» - о жизни поволжского немца Якоба Баха на фоне советской истории 1920-30-х гг. Эти произведения пользуются большой популярностью у читателей.

(46 слайд)

В Карелии письменная литература зародилась в начале 20 в. Среди карельских писателей и поэтов можно назвать такие имена, как Николай Лайне, Антти Тимонен, Владимир Брендоев, Яакко Ругоев, Пертту Пекка, Зинаида Дубинина и др.

(47 слайд) Я́акко Васильевич Ру́гоев – фронтовик, служил в истребительном батальоне, затем в партизанском отряде, был дважды ранен. Писать начал, ещё учась в школе. В 1943г. вышла его первая книга - сборник партизанских рассказов и очерков «Месть».     После войны в качестве корреспондента Яакко Васильевич участвовал в процессе над военными преступниками, который состоялся в Хельсинки. Один за другим стали выходить его поэтические сборники. Он участвовал в издании литературного журнала «Карелия», дважды избирался руководителем Союза писателей Карелии.


(48 слайд)


Долгое время чукотскаялитература была представлена только устным народным творчеством. Первой книгой на чукотском языке стал букварь «Красная грамота», выпущенный в 1932г. Первым чукотским писателем считается Тынэтэгын (Фёдор Тинетев), автор книги «Сказки чаучу».  

(49 слайд) Один из самых известных чукотских писателей – Юрий Сергеевич Рытхэ́у. Родился он на Чукотке, в семье охотника, а дед будущего писателя был шаманом. У чукчей не было традиции иметь отчество и фамилию, поэтому при рождении мальчик получил только имя – Рытхэу, что значит «Неизвестный».

(50 слайд) Окончив семилетку, он ушёл из родного села, чтобы самостоятельно добраться до Ленинграда и продолжить образование. Однако путь оказался долгим, растянулся на несколько лет. Надо было зарабатывать на жизнь, поэтому юноше пришлось и побыть матросом, и поработать с геологической экспедицией, и поучаствовать в зверобойном промысле. Когда пришло время получать паспорт, Рытхэу пошёл к знакомому геологу и попросил у него имя и отчество. Так он стал Юрием Сергеевичем, имя же Рытхэу стало фамилией.

(51 слайд)

В 1948г. Рытхэу всё же добрался до Ленинграда и стал студентом университета.  Ему было немногим больше 20 лет, когда в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник рассказов «Люди нашего берега». А через три года увидела свет первая большая книга – «Чукотская сага», которая сразу сделала его имя известным. Затем появился роман «Время таяния снегов» и другие произведения: «Когда киты уходят», «Белые снега», «Прощание с богами», «Голубые песцы», «Айвангу», «Самые красивые корабли», «Полярный круг», «В тени айсберга» и др. За роман «Конец вечной мерзлоты» ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького. В 1989г. вышла его последняя книга - «Интерконтинентальный мост», которую сам автор назвал легендой о будущем.

В своих книгах Ю.Рытхэу показывает многовековую жизнь чукчей, эскимосов и других народов Севера в суровых природных условиях Арктики, на пределе человеческих возможностей, раскрывает духовный и нравственный мир молодого современника…

(52 слайд)

Литература нивхов, одного из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, живущих в низовьях Амура и на Сахалине, появилась в первой половине 20в. (53 слайд) Среди писателей-нивхов наибольшей известностью пользуется Владимир Михайлович Санги́. Он родился на Сахалине, окончил Ленинградский пединститут, Высшие литературные курсы в Москве. Работал в школе, был инспектором по делам народов Севера. Владимир Михайлович был инициатором создания Ассоциации малочисленных народов Севера, был её первым президентом.

Владимир Санги - основатель нивхской литературы, создатель алфавита и букваря нивхов. Его творчество знакомо не только русскому, но и зарубежному читателю. К лучшим произведениям писателя относятся: роман «Ложный гон», рассказывающий о сегодняшнем дне сахалинских охотников; роман «Женитьба Кевонгов», который представляет собой широкую панораму жизни народа нивхов. В.Санги - автор книг «Месяц рунного хода», «Девочка-лебедь», «Легенды Ых-мифа» и др. Его произведения привлекают читателя этнографическими подробностями жизненного уклада нивхов, увлекательными экскурсами в историю этого народа.

 (54 слайд)

Одним из основоположников  литературы народа сахаявляетсяАлексей Кулаковский. В 1900 г. он написал стихотворение «Благословение Баяная», которое считается первым произведением якутской письменной художественной литературы.     (55 слайд) Ещё среди наиболее известных якутских писателей - Анемподист Иванович Софронов, писавший под псевдонимом Алампа. Будущий писатель получил два класса образования в церковно-приходской школе, после революции был редактором первой советской газеты на якутском языке, руководителем театрального дела в республике, первым директором Саха театра.

Был репрессирован, отбывал срок на Соловках. На родину вернулся тяжелобольным и вскоре умер.  Писателем написано более 150 стихотворений, некоторые из которых стали песнями и поются его земляками по сей день, а его пьесы сыграли огромную роль в развитии национального театра. Писал Алампа также сатирические рассказы и переводил на якутский язык классиков русской литературы.

(56 слайд)

До возникновения письменности литературное творчество народа манси бытовало только в устной фольклорной форме. После издания первого мансийского букваря в 1932г. началось зарождение печатной литературы этого коренного народа Сибири. Первой мансийской писательницей считается Матрёна Вахрушева (Баландина). Позднее в мансийскую литературу вошёл писатель Пантелей Еврин (Чейматов) — автор повести «Два охотника».

(57 слайд) А первым профессиональным поэтом народа манси считается Юван Николаевич Шеста́лов, один из самых ярких представителей этого удивительного народа. Он первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен. До него никто из писателей не пытался обрабатывать, вводить их в современный стих. Вышли сборники поэта - «Дыхание родной земли», «Пойте, мои звёзды», «Языческая поэма» и др., а также повести «Синий ветер каслания», «Когда качало меня солнце».  Книги Шесталова зовут читателя жить в согласии и гармонии с окружающей природой.

(58 слайд)

Основоположником осетинской литературы является поэт, драматург, публицист, скульптор и живописец Коста Леванович Хетагуров. Его творчество высоко ценят на родине, ведь он защищал национальное достоинство народов Кавказа. В честь поэта установлены памятники в Ставрополе, Санкт-Петербурге, Пятигорске и в Грузии. А также его именем названы музеи, сёла и улицы различных городов.

(59 слайд)

Источник памяти народа –
язык живой.
Он создаёт, как и природа,
звезду с луной.
Он солнце создаёт.
И с богом
вступает в спор.
И освещает в мир дорогу
сквозь тёмный бор…

Других времён я слышу ропот.

Из мудрых книг
передаётся прежний опыт –
через язык.
И потому
под этим небом
и под луной
пребудет и водой и хлебом
язык родной.

        (Я.Ругоев «Источник памяти»)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.