|
|||
Татьяна Климовская
Мини-тренинг для родителей «У хороших родителей — счастливые дети» Татьяна Климовская
Цель: формирование эмоционально-ценностной линии развития в детско-родительских отношениях. Задачи: 1) рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка; 2) продолжить развивать умения родителей находить конструктивные пути решения возникающих проблем в их взаимоотношениях с детьми; 3) попробовать вывести «формулу успешности» в детско-родительских отношениях. Участники: родители средне-старшей офтальмологической группы «Подсолнушки». Материал: заготовки силуэт планеты, звезды (на каждого родителя, силуэт ребенка (на каждого родителя,силуэты воздушных шаров (на каждого родителя,видеофрагменты проявлений негативных поведенческих реакций у детей, части моста, зонт, капельки, силуэт взрослого, 2 веревки, карандаши. Ход. Добрый вечер! Я начну нашу сегодняшнюю встречу с вопроса: «Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся? Наверное, потому, что не понимают друг друга. Сегодня мы постараемся вместе разобраться в причинах такого непонимания. И недаром сегодняшняя тема нашего занятия «У хороших родителей – счастливые дети». Работать мы будем используя метод кооперативного (совместного) обучения, для этого нам необходимо обсудить правила работы в группе. Я предлагаю такие: 1) Каждый имеет право высказываться по теме разговора и быть услышанным; 2) Все принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса; 3) На протяжении всего обучения будем проявлять друг к другу толерантность; 4) «Здесь и сейчас» не обсуждаем откровения друг друга после занятия. Принимаем правила сегодняшнего занятия, или кто-то хочет дополнить. (Если у родителей есть дополнения, они дополняют). Я предлагаю вам взять по звездочке, которые лежат у вас на столах, и написать на них, что вы ожидаете от сегодняшней нашей встречи. После того как вы прикрепите свои звездочки вокруг земного шара, озвучьте пожалуйста свои пожелания. Прежде чем продолжить нашу дальнейшую работу, я предлагаю вам послушать притчу: В одной деревне прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти… дальше гибель…как же нам быть…кто нас спасет, забеспокоились люди. Пошли к мудрецу. - С восходом первой звезды придет путник вечности, он спасет вас! Сказал им мудрец. Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода утренней звезды – надо было встретить путника вечности. «Не он…и этот не он…» говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачен в белые одежды – значит не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок, где-то заржал жеребенок, где-то заплакал ребенок. А путника вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой: - Где же обещанный путник вечности? - А плач ребенка вы услышали? Спросил мудрец. - но это плач новорожденного! – ответили люди. - он и есть путник вечности! Он вас спасет! Так люди увидели ребенка, свою надежду. Вывод: ребенок это и есть путник вечности, ведь именно ему жить в будущем. (В этот момент силуэт ребенка прикрепляется к земному шару) У вас на столах лежат воздушные шары. Напишите на них те позитивные качества, которыми обладает ваш ребенок. И озвучивать мы будем их так: - Я не хвастун, но мой (называется имя ребенка (перечисляются качества ребенка). Вывод: Посмотрите, какие яркие воздушные шары, как душа каждого ребенка. Но иногда эти красочные шары меняют цвет, становятся серыми (параллельно цепляются силуэты шаров серого цвета). Я предлагаю совместно определить почему так происходит, что шары меняют цвет. (обсуждение вопроса) Вывод: конечно, все ваши предположения имеют место в жизни, но все эти разногласия откуда-то берутся, не появляются же они на пустом месте, просто мы взрослые не всегда задумываемся над причинами смены цвета. (силуэт взрослого ставится возле земного шара, ниже силуэта ребенка) На столах у вас лежат капельки, на которых я предлагаю написать вам те факторы, которые по вашему влекут за собой разногласия. На одной капельке указываем только одну причину разногласий в детско-родительских отношениях. Если инициатор разногласий ребенок, то капельку прикрепляем над его головой, если родитель, то над родительской. Вывод (в зависимости от того где родители расположат капельки) Варианты: 1) Если капельки расположены в большей мере над ребенком. Очень часто причиной неудач в детско-родительских взаимоотношениях является настроение самих родителей или негативные факторы, которые ребенок еще не может понять (неприятности на работе, в супружеских отношениях ит. д.). Для того чтобы у ребенка были только позитивные цвета, родитель не должен вносить свой серый цвет во взаимоотношения с ребенком, иначе яркие детские краски станут тоже серыми, и разногласий в ваших отношениях только прибавится. 2) Если капельки расположены в большей мере над родителем. Я очень рада, что вы не перекладываете ответственность за возникшие разногласия на хрупкие плечи ребенка. Как вы уже заметили, что одним из факторов омрачающим позитивные детско-родительские отношения, являются проявления негативных поведенческих реакций у детей. Вашему вниманию я предлагаю несколько сюжетов на данную тему (родителямпредлагаются инсценировки снятые на видео: «случай в магазине», «одевание на улицу», «уборка игрушек»). - Предложите, конструктивные пути решения по каждой ситуации. (идет обсуждение, родители предлагают варианты решения проблем) Вывод: разногласия – это нормальные проявления социальных связей и отношений между людьми, а так же способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов. Ваша задача, как более мудрых, научиться решать разногласия мирным путем. Как сказал кто-то из великих «Как я сам не похож на других, так и мое поведение не похоже на поведение других людей» Каждый из нас использует в разных ситуациях разные модели поведения. Вспомним эти модели поведения. Всего их существует пять. У вас на столах лежат «ступеньки», на которых указаны эти модели поведения. Я предлагаю выстроить из них лестницу, чтобы соединить ребенка и родителя, при помощи которой мы сможем наладить взаимоотношения между ребенком и взрослым. Прикрепите, пожалуйста, эти «ступеньки» и озвучьте то, что на них написано («доминирование», «компромисс», «приспособление», «избегание», «сотрудничество»). (после зачтения моделей поведения силуэт взрослого ставится рядом с ребенком) Вывод: если вы будете продумывать ваши действия при возникновении негативных поведенческих реакций, и будете находить позитивные решения, то таких ситуаций в вашей жизни будет все меньше и меньше. - Капельки дождя все еще падают на нашего «путника вечности», с помощью чего его можно укрыть от дождя. (ответ родителей) - На ваших столах, лежат части «зонтика» на которых написаны «золотые»правила воспитания «путника вечности». Я предлагаю по очереди зачитать эти правила и собрать зонт над ребенком и взрослым Правила: 1. Не стоит навязывать себя ребенку, если он чего-то не хочет, лучше подумать вдруг вы сами что-то делаете не так. 2. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ребенка на что-то другое. 3. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения. 4. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей. Передаются им, вызывают ответные чувства. 5. Сотрудничать с детьми – это значит быть с ними на равных, в том числе петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними. 6. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка. 7. Ребенок не боится ошибок или неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми. 8. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают. 9. Ребенок окруженный повсеместной симпатией и вниманием отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги или страха. 10. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды выражающие любовь и одобрение взрослых. Вывод: Вот и уберегли ребенка от проблем и разногласий, но этого мало. Как сказал известный американский хирург Роберт Мак: «Для того что бы просто существовать ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития 12». Я предлагаю испытать это действие на себе. Встретьтесь глазами с кем – нибудь и обменяйтесь объятиями. (после выполнения упражнения родители обмениваются мнениями, комфортно им было или нет). Мы выполнили все задания, поставленные перед нами на сегодня, мы соединили ребенка и родителя. А вот насколько продуктивно мы выполнили задания, решать вам. Я предлагаю вам оценить проделанную работу. А оценивать мы будем при помощи незаконченных предложений. Если вы, что-то усвоили, то возьмите солнечные лучики. На них есть надпись: «На сегодняшней встрече я поняла…» и продолжите предложение. Если вы с чем-то не согласны возьмите тучку. На них есть надпись: «Мне не понравилось…» и продолжите свою мысль. Если вы хотите продолжить встречи на данную тему, то возьмите птичек с надписью «Хотелось бы продолжить разговор на тему…». Прикрепите выбранные символы к нашей картине. Вывод: посмотрите, у нас получилась картина нашей жизни мы рядом с нашими детьми, в мире есть много красок и не всегда они радужные, у нас есть трудности но и есть очень много ярких, запоминающихся моментов, которые нам дарят наши дети при общении с нами. Подведение итога: - Хочу закончить нашу совместную работу словами, которые внесены в памятки для заботливых родителей. «Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание – это терпение. Терпеть, принимать, понимать. Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не хватает понимания – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю» (раздаются памятки). Большое спасибо за работу!
|
|||
|