Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Татьяна Климовская



 

Мини-тренинг для родителей «У хороших родителей — счастливые дети»

Татьяна Климовская

 

Цель: формирование эмоционально-ценностной линии развития в детско-родительских отношениях.

Задачи:

1) рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка;

2) продолжить развивать умения родителей находить конструктивные пути решения возникающих проблем в их взаимоотношениях с детьми;

3) попробовать вывести «формулу успешности» в детско-родительских отношениях.

Участники: родители средне-старшей офтальмологической группы «Подсолнушки».

Материал: заготовки силуэт планеты, звезды (на каждого родителя, силуэт ребенка (на каждого родителя,силуэты воздушных шаров (на каждого родителя,видеофрагменты проявлений негативных поведенческих реакций у детей, части моста, зонт, капельки, силуэт взрослого, 2 веревки, карандаши.

Ход.

Добрый вечер! Я начну нашу сегодняшнюю встречу с вопроса: «Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся?

Наверное, потому, что не понимают друг друга. Сегодня мы постараемся вместе разобраться в причинах такого непонимания. И недаром сегодняшняя тема нашего занятия «У хороших родителей – счастливые дети».

Работать мы будем используя метод кооперативного (совместного) обучения, для этого нам необходимо обсудить правила работы в группе. Я предлагаю такие:

1) Каждый имеет право высказываться по теме разговора и быть услышанным;

2) Все принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса;

3) На протяжении всего обучения будем проявлять друг к другу толерантность;

4) «Здесь и сейчас» не обсуждаем откровения друг друга после занятия.

Принимаем правила сегодняшнего занятия, или кто-то хочет дополнить. (Если у родителей есть дополнения, они дополняют).

Я предлагаю вам взять по звездочке, которые лежат у вас на столах, и написать на них, что вы ожидаете от сегодняшней нашей встречи. После того как вы прикрепите свои звездочки вокруг земного шара, озвучьте пожалуйста свои пожелания.

Прежде чем продолжить нашу дальнейшую работу, я предлагаю вам послушать притчу:

В одной деревне прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти… дальше гибель…как же нам быть…кто нас спасет, забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом первой звезды придет путник вечности, он спасет вас! Сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода утренней звезды – надо было встретить путника вечности.

«Не он…и этот не он…» говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачен в белые одежды – значит не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Вот и взошла первая утренняя звезда.

Где-то запел жаворонок, где-то заржал жеребенок, где-то заплакал ребенок. А путника вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный путник вечности?

- А плач ребенка вы услышали? Спросил мудрец.

- но это плач новорожденного! – ответили люди.

- он и есть путник вечности! Он вас спасет!

Так люди увидели ребенка, свою надежду.

Вывод: ребенок это и есть путник вечности, ведь именно ему жить в будущем. (В этот момент силуэт ребенка прикрепляется к земному шару)

У вас на столах лежат воздушные шары. Напишите на них те позитивные качества, которыми обладает ваш ребенок.

И озвучивать мы будем их так:

- Я не хвастун, но мой (называется имя ребенка (перечисляются качества ребенка).

Вывод: Посмотрите, какие яркие воздушные шары, как душа каждого ребенка.

Но иногда эти красочные шары меняют цвет, становятся серыми (параллельно цепляются силуэты шаров серого цвета). Я предлагаю совместно определить почему так происходит, что шары меняют цвет.

(обсуждение вопроса)

Вывод: конечно, все ваши предположения имеют место в жизни, но все эти разногласия откуда-то берутся, не появляются же они на пустом месте, просто мы взрослые не всегда задумываемся над причинами смены цвета. (силуэт взрослого ставится возле земного шара, ниже силуэта ребенка)

На столах у вас лежат капельки, на которых я предлагаю написать вам те факторы, которые по вашему влекут за собой разногласия. На одной капельке указываем только одну причину разногласий в детско-родительских отношениях. Если инициатор разногласий ребенок, то капельку прикрепляем над его головой, если родитель, то над родительской.

Вывод (в зависимости от того где родители расположат капельки)

Варианты:

1) Если капельки расположены в большей мере над ребенком.

Очень часто причиной неудач в детско-родительских взаимоотношениях является настроение самих родителей или негативные факторы, которые ребенок еще не может понять (неприятности на работе, в супружеских отношениях ит. д.). Для того чтобы у ребенка были только позитивные цвета, родитель не должен вносить свой серый цвет во взаимоотношения с ребенком, иначе яркие детские краски станут тоже серыми, и разногласий в ваших отношениях только прибавится.

2) Если капельки расположены в большей мере над родителем.

Я очень рада, что вы не перекладываете ответственность за возникшие разногласия на хрупкие плечи ребенка.

Как вы уже заметили, что одним из факторов омрачающим позитивные детско-родительские отношения, являются проявления негативных поведенческих реакций у детей. Вашему вниманию я предлагаю несколько сюжетов на данную тему (родителямпредлагаются инсценировки снятые на видео: «случай в магазине», «одевание на улицу», «уборка игрушек»).

- Предложите, конструктивные пути решения по каждой ситуации. (идет обсуждение, родители предлагают варианты решения проблем)

Вывод: разногласия – это нормальные проявления социальных связей и отношений между людьми, а так же способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов. Ваша задача, как более мудрых, научиться решать разногласия мирным путем.

Как сказал кто-то из великих «Как я сам не похож на других, так и мое поведение не похоже на поведение других людей» Каждый из нас использует в разных ситуациях разные модели поведения. Вспомним эти модели поведения. Всего их существует пять. У вас на столах лежат «ступеньки», на которых указаны эти модели поведения. Я предлагаю выстроить из них лестницу, чтобы соединить ребенка и родителя, при помощи которой мы сможем наладить взаимоотношения между ребенком и взрослым. Прикрепите, пожалуйста, эти «ступеньки» и озвучьте то, что на них написано («доминирование», «компромисс», «приспособление», «избегание», «сотрудничество»).

(после зачтения моделей поведения силуэт взрослого ставится рядом с ребенком)

Вывод: если вы будете продумывать ваши действия при возникновении негативных поведенческих реакций, и будете находить позитивные решения, то таких ситуаций в вашей жизни будет все меньше и меньше.

- Капельки дождя все еще падают на нашего «путника вечности», с помощью чего его можно укрыть от дождя. (ответ родителей)

- На ваших столах, лежат части «зонтика» на которых написаны «золотые»правила воспитания «путника вечности». Я предлагаю по очереди зачитать эти правила и собрать зонт над ребенком и взрослым

Правила:

1. Не стоит навязывать себя ребенку, если он чего-то не хочет, лучше подумать вдруг вы сами что-то делаете не так.

2. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ребенка на что-то другое.

3. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.

4. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей. Передаются им, вызывают ответные чувства.

5. Сотрудничать с детьми – это значит быть с ними на равных, в том числе петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.

6. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.

7. Ребенок не боится ошибок или неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.

8. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

9. Ребенок окруженный повсеместной симпатией и вниманием отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги или страха.

10. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды выражающие любовь и одобрение взрослых.

Вывод: Вот и уберегли ребенка от проблем и разногласий, но этого мало. Как сказал известный американский хирург Роберт Мак: «Для того что бы просто существовать ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития 12». Я предлагаю испытать это действие на себе. Встретьтесь глазами с кем – нибудь и обменяйтесь объятиями. (после выполнения упражнения родители обмениваются мнениями, комфортно им было или нет).

Мы выполнили все задания, поставленные перед нами на сегодня, мы соединили ребенка и родителя. А вот насколько продуктивно мы выполнили задания, решать вам. Я предлагаю вам оценить проделанную работу. А оценивать мы будем при помощи незаконченных предложений. Если вы, что-то усвоили, то возьмите солнечные лучики. На них есть надпись: «На сегодняшней встрече я поняла…» и продолжите предложение. Если вы с чем-то не согласны возьмите тучку. На них есть надпись: «Мне не понравилось…» и продолжите свою мысль. Если вы хотите продолжить встречи на данную тему, то возьмите птичек с надписью «Хотелось бы продолжить разговор на тему…». Прикрепите выбранные символы к нашей картине.

Вывод: посмотрите, у нас получилась картина нашей жизни мы рядом с нашими детьми, в мире есть много красок и не всегда они радужные, у нас есть трудности но и есть очень много ярких, запоминающихся моментов, которые нам дарят наши дети при общении с нами.

Подведение итога:

- Хочу закончить нашу совместную работу словами, которые внесены в памятки для заботливых родителей. «Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!

Воспитание – это терпение. Терпеть, принимать, понимать.

Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не хватает понимания – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю» (раздаются памятки).

Большое спасибо за работу!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.