Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методические приемы личностно-развивающего 



Методические приемы личностно-развивающего 

урока химии

Подготовила: учитель химии 1 кв.категории

МАОУ Бутурлинской СОШ имени В.И. Казакова

Гусева М.В.

Стремительные темпы развития общества, а также постоянные перемены, происходящие в нем, постоянно требуют усовершенствования образовательного процесса, ведь школа должна готовить учеников, способных к приспособлению к новым, быстро изменяющимся условиям жизни в обществе. То есть современное образование должно быть направлено на всестороннее развитие обучающихся, способных к саморазвитию и самосовершенствованию, но здесь возникает противоречие в том, что у современной молодежи очень низкая учебно-познавательная активность. 

Сталкиваясь с проблемой низкой мотивацией школьников и их зависимость от современных гаджетов, необходимо включение интерактивных средств обучения в химическое образование, которые позволят использовать на уроках большое количество материала и наглядности, выходящие за рамки учебника.

А также использовать технологию личностно - развивающего обучения на уроках химии, которая является не просто созданием учителем доброжелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Личностно - развивающее обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Основной целью урока являетсясоздание условий для проявления познавательной активности учеников.

Достижение учителем этой цели достигается следующими средствами:

Ø Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

Ø Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

Ø Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

Ø Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

Ø Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

Ø Поощрение стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

Ø Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

 

В своей работе активно использую такие технологии ЛРО (личностно-развивающего обучения):

Ø уровневой дифференциации

Ø проектной деятельности

Ø игровые, а также использование интерактивных средств обучения.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы. Общеизвестно, что в классе учащиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно.

Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задание учителя только некоторые из них. При организации учебной деятельности учащихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых к сложным. Причем им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определеннее навыки.

Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний. Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Предлагаю задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Облегченный материал содержит большую часть индивидуализации, нужной для выполнения задания. В этом случае указывается и путь решения, поскольку приведены оба реагирующих вещества. Во 2 варианте содержится меньше информации: ребята сами должны правильно выбрать для реакции другое вещество. Вариант повышенной трудности дает учащимся минимум информации и совсем не указывает, каким путем идти к его решению. Также использую и дифференцированно групповые формы на уроках Групповая форма рациональна при изучении несложных теоретических понятий. Эта форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности у всех учащихся. При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям.

Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач.

Технология проектного метода

Метод проектов совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов. Педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии, и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение. Для этого я прежде всего выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников, затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них и конкретизируем его. После этого предлагаю учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваю класс на группы. Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии. Учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. На обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп.

Игровые технологии

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

 Примеры игр тренажеров:

«Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:

а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;

б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2, S

«Третий лишний» В каждой строчке по три формулы. Например:

BaO CO2  CaO

HNO3 HCl H2O Na2SO4 H2SO4 BaCl2 P2O5 SO2 MgO

Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.

 «Логические цепочки».  Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.

«Продолжи ряд» Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:

а) Li, Al, As,….

б) F-, …, , Ar, ….

 «Лото наоборот» Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:

CaO   HNO3   MgOHCl P2O5   SO3 CO2 NaOH

Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п.

Игра «Пирамида» Учащиеся играют парами. К доске прикрепляем шесть карточек так, чтобы получилась пирамида. Каждая карточка имеет свой номер, на обратной стороне написано название тематического блока, например «учёные», «реакции» и.т.д.

Игроки выбирают номер карточки и должны за 30с угадать семь слов по данной теме. Один учащийся отгадывает слова, второй подсказывает. Подсказывать можно жестами, синонимами, нельзя использовать однокоренные слова. Слова написаны на листочке, которые выдаёт второму игроку учитель. За каждое угаданное слово учащиеся получают 1 балл. Во втором туре участники меняются ролями.

Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе в течении пяти лет дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности, повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.

Используемая литература:

1. Дендебер С.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)

2. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2011.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, 2017.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. пед. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

6. Якиманская И.С.. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.- М.: «Сентябрь», 2000.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.