|
|||
Вопросы к семинарским занятиям ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вопросы к семинарским занятиям 1. Проблема гендера в различных психологических теориях 1. Концепция гендера в психодинамических теориях. Взгляды З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера на формирование гендерной идентичности мужчин и женщин. 2. Вклад К. Хорни в теорию личностного развития женщин. 3. Современные представления о женских и мужских архетипах (К. Эстес, Дж. Болен). 4. Концепции гендера в теориях социального научения, половой типизации и теории когнитивного развития.
2. Гендерные различия и сходства 1. Факторы, влияющие на здоровье мужчин и женщин. 2. Современные представления о женственности и мужественности, о присущих мужчинам и женщинам чертах характера и особенностях поведении. 3. Ограничения, которые накладывает гендерная роль на развитие социальной компетентности.
3. Гендерная социализация 1. Образы мужчин и женщин в современных СМИ. 2. Формы проявления сексизма.
4. Методы гендерных исследований. Методики диагностики гендерных характеристик личности 1. Методы исследования гендерных характеристик личности в структуре Я-концепции личности. 2. Исследование гендерных стереотипов методом личнотсных семантических дифференциалов. 3. Методы выявления степени выраженности маскулинных и феминных характеристик в структуре личности. 4. Изучение гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье.
ПРИМЕРНЫЕ Вопросы к экзамену по ДИСЦИПЛИНЕ «гендерная психология» 1. Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер». 2. Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. 3. Сходства и отличия гендерной психологии от других отраслей психологии. Статус гендерной психологии. 4. Разделы гендерной психологии и специфика предмета каждого раздела. 5. Теоретико-методологические основания психологии пола и гендерной психологии. 6. Этапы развития, выделяемые в истории зарубежной и отечественной гендерной психологии. Основные периоды развития гендерной психологии. 7. Первый этап формирования гендерной психологии (от античных времен до кон. XIX в.). 8. Второй этап формирования гендерной психологии (кон. XIX в. – нач. ХХ в.). 9. Третий этап формирования гендерной психологии (нач. XX в. – 1930-е гг.). 10. Четвертый и пятый этапы формирования гендерной психологии (1950-е гг. по настоящее время). 11. Особенности формирования мужественности и женственности в теории З. Фрейда. 12. Анализ межполовых отношений в индивидуальной психологии А. Адлера. 13. Концепция К. Хорни как новый психоаналитический взгляд на различия между мужчинами и женщинами в свете социокультурных влияний. 14. Э. Эриксон и его гипотеза о формировании идентичности в течение всей жизни под влиянием культурно-социальной среды. 15. Проблема пола в аналитической психологии К.Г. Юнга. 16. Концепция гендера в теории социального научения, теории половой типизации и в теории когнитивного развития. 17. Концепция гендера в теориях «новой психологии пола». 18. Теории гендерных различий (В.А. Геодакян, Л. Эллис, Э. Игли, Р. Кентер). 19. Подход К. Гиллиган к моральным и этическим проблемам у мужчин и женщин. 20. Теории гендерной схемы и линз культуры. 21. Феминистская теория. 22. Этапы и направления развития феминизма. 23. Мужские движения. 24. Женские исследования: стадии и направления развития. 25. Гендерные исследования: предмет и направления развития гендерных исследований в сфере научного психологического знания. 26. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии за рубежом. 27. Возникновение и развитие гендерных исследований в отечественной психологической науке. 28. Гендерная идентичность: понятие, структура. Соотношение гендерной, половой и полоролевой идентичности. 29. Проблема идентичности в различных психологических подходах (психоаналитический, интеракционистский, когнитивистский, социально конструкционистский). 30. Механизмы конструирования гендерной идентичности. Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности. 31. Понятие ролей, социальных ролей и гендерных ролей. 32. Специфика гендерных ролей. Уровни изучения гендерных ролей. 33. Маскулинность и фемининность как базовые гендерные характеристики личности. 34. Модели маскулинности и фемининности. 35. Понятие и характеристика гендерных стереотипов. 36. Типология гендерных стереотипов. Причины возникновения и механизм формирования гендерных стереотипов. 37. Сексизм, как один из видов гендерных стереотипов: понятие, формы, особенности проявления. 38. Понятия социализации и гендерной социализации.Институты социализации и роль в формировании гендерной идентичности. 39. Психологические механизмы гендерной социализации. 40. Гендерные нормы в различных культурах. 41. Роль отца и матери в гендерном воспитании ребенка, их влияние на усвоение ребенком гендерных стереотипов. 42. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных гендерных ролей. 43. Гендерные различия и сходства в свойствах личности. 44. Гендерные различия и сходства в познавательной деятельности и способностях. 45. Гендерные различия и сходства в социальном поведении. 46. Гендерные проблемы в сфере образования. 47. Гендерные представления: понятие, особенности. 48. Гендерные представления в межличностном взаимодействии. 49. Понятие гендерные установки. Структура и типы гендерных установок. 50. Гендерный конфликт. Типы гендерных конфликтов. 51. Гендерные аспекты трудовой деятельности. Семья и карьера в жизни современных женщин и мужчин. 52. «Мужские» и «женские» профессии: сегрегация по полу. 53. Противоречие современных социальных ролей женщины в семейной жизни. 54. Методы исследования гендера. 55. Методы исследования гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности. 56. Исследование гендерных стреотипов методом личностных семантических дифференциалов. 57. Методы выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности. 58. Методы изучения гендерных установок. 59. Метод изучения механизмов гендерной социализации. 60. Методы изучения возрастных аспектов гендерных стереотипов.
|
|||
|