Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к семинарским занятиям



Вопросы к семинарским занятиям

1. Проблема гендера в различных психологических теориях

1. Концепция гендера в психодинамических теориях. Взгляды З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера на формирование гендерной идентичности мужчин и женщин.

2. Вклад К. Хорни в теорию личностного развития женщин.

3. Современные представления о женских и мужских архетипах (К. Эстес, Дж. Болен).

4. Концепции гендера в теориях социального научения, половой типизации и теории когнитивного развития.

 

2. Гендерные различия и сходства

1. Факторы, влияющие на здоровье мужчин и женщин.

2. Современные представления о женственности и мужественности, о присущих мужчинам и женщинам чертах характера и особенностях поведении.

3. Ограничения, которые накладывает гендерная роль на развитие социальной компетентности.

 

3. Гендерная социализация

1. Образы мужчин и женщин в современных СМИ.

2. Формы проявления сексизма.

 

4. Методы гендерных исследований. Методики диагностики гендерных характеристик личности

1. Методы исследования гендерных характеристик личности в структуре Я-концепции личности.

2. Исследование гендерных стереотипов методом личнотсных семантических дифференциалов.

3. Методы выявления степени выраженности маскулинных и феминных характеристик в структуре личности.

4. Изучение гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье.

 


ПРИМЕРНЫЕ Вопросы к экзамену

по ДИСЦИПЛИНЕ «гендерная психология»

1. Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер».

2. Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.

3. Сходства и отличия гендерной психологии от других отраслей психологии. Статус гендерной психологии.

4. Разделы гендерной психологии и специфика предмета каждого раздела.

5. Теоретико-методологические основания психологии пола и гендерной психологии.

6. Этапы развития, выделяемые в истории зарубежной и отечественной гендерной психологии. Основные периоды развития гендерной психологии.

7. Первый этап формирования гендерной психологии (от античных времен до кон. XIX в.).

8. Второй этап формирования гендерной психологии (кон. XIX в. – нач. ХХ в.).

9. Третий этап формирования гендерной психологии (нач. XX в. – 1930-е гг.).

10. Четвертый и пятый этапы формирования гендерной психологии (1950-е гг. по настоящее время).

11. Особенности формирования мужественности и женственности в теории З. Фрейда.

12. Анализ межполовых отношений в индивидуальной психологии А. Адлера.

13. Концепция К. Хорни как новый психоаналитический взгляд на различия между мужчинами и женщинами в свете социокультурных влияний.

14. Э. Эриксон и его гипотеза о формировании идентичности в течение всей жизни под влиянием культурно-социальной среды.

15. Проблема пола в аналитической психологии К.Г. Юнга.

16. Концепция гендера в теории социального научения, теории половой типизации и в теории когнитивного развития.

17. Концепция гендера в теориях «новой психологии пола».

18. Теории гендерных различий (В.А. Геодакян, Л. Эллис, Э. Игли, Р. Кентер).

19. Подход К. Гиллиган к моральным и этическим проблемам у мужчин и женщин.

20. Теории гендерной схемы и линз культуры.

21. Феминистская теория.

22. Этапы и направления развития феминизма.

23. Мужские движения.

24. Женские исследования: стадии и направления развития.

25. Гендерные исследования: предмет и направления развития гендерных исследований в сфере научного психологического знания.

26. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии за рубежом.

27. Возникновение и развитие гендерных исследований в отечественной психологической науке.

28. Гендерная идентичность: понятие, структура. Соотношение гендерной, половой и полоролевой идентичности.

29. Проблема идентичности в различных психологических подходах (психоаналитический, интеракционистский, когнитивистский, социально конструкционистский).

30. Механизмы конструирования гендерной идентичности. Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности.

31. Понятие ролей, социальных ролей и гендерных ролей.

32. Специфика гендерных ролей. Уровни изучения гендерных ролей.

33. Маскулинность и фемининность как базовые гендерные характеристики личности.

34. Модели маскулинности и фемининности.

35. Понятие и характеристика гендерных стереотипов.

36. Типология гендерных стереотипов. Причины возникновения и механизм формирования гендерных стереотипов.

37. Сексизм, как один из видов гендерных стереотипов: понятие, формы, особенности проявления.

38. Понятия социализации и гендерной социализации.Институты социализации и роль в формировании гендерной идентичности.

39. Психологические механизмы гендерной социализации.

40. Гендерные нормы в различных культурах.

41. Роль отца и матери в гендерном воспитании ребенка, их влияние на усвоение ребенком гендерных стереотипов.

42. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных гендерных ролей.

43. Гендерные различия и сходства в свойствах личности.

44. Гендерные различия и сходства в познавательной деятельности и способностях.

45. Гендерные различия и сходства в социальном поведении.

46. Гендерные проблемы в сфере образования.

47. Гендерные представления: понятие, особенности.

48. Гендерные представления в межличностном взаимодействии.

49. Понятие гендерные установки. Структура и типы гендерных установок.

50. Гендерный конфликт. Типы гендерных конфликтов.

51. Гендерные аспекты трудовой деятельности. Семья и карьера в жизни современных женщин и мужчин.

52.  «Мужские» и «женские» профессии: сегрегация по полу.

53. Противоречие современных социальных ролей женщины в семейной жизни.

54. Методы исследования гендера.

55. Методы исследования гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности.

56. Исследование гендерных стреотипов методом личностных семантических дифференциалов.

57. Методы выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности.

58. Методы изучения гендерных установок.

59. Метод изучения механизмов гендерной социализации.

60. Методы изучения возрастных аспектов гендерных стереотипов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.