Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





* Тексты на английском языке читались американскими учащимися. 4 страница



1. Название. Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом).

2. Автор. Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми. Или пытаюсь запомнить зрительно (написание, число букв и т. д.).

3. Выпускные данные. Название газеты, год, число, месяц запоминаю, скользнув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации.

Так я заполняю три первых блока алгоритма, но не знаю, куда я все это посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее содержание, на что особенно обращать внимание впоследствии.

5. Фактографические данные. В отличие от выпускных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно.

6. Особенности изложения, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза; нравится или нет; стиль, манера изложения. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо.

7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.

В целом, мне кажется, здесь хорошо работает “последовательность операций”, но у меня нет зрительного представления блоков алгоритма”.

Итак, что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное — он формирует новую программу чтения, программу последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого, — вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе всплывают перед глазами,

Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше и, наконец, они почти исчезают. В этот период надо изучить и запомнить основное правило чтения — любой текст читать по алгоритму.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ЧТЕНИЯ

1. Изучите интегральный алгоритм чтения, осознайте смысл и содержание всех его блоков.

2. Разработайте свое собственное зрительное легко запоминающееся представление блоков алгоритма. Нарисуйте два экземпляра. Один укрепите перед рабочим столом, другой — дома.

3. Ежедневно читайте одну-две статьи по специальности, медленно, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения “укладывайте” информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех ячеек-блоков алгоритма.

4. Ежедневно читайте одну-две статьи по специальности как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом. Изучите и запомните основное правило чтения. Фиксируйте все непроизвольные попытки возвратных движений глаз. Прежде чем вернуться для повторения недопонятого места после окончания чтения, попытайтесь вспомнить необходимые вам сведения, отображающие соответствующий блок интегрального алгоритма.

Напишите основное правило чтения на отдельном листочке в двух экземплярах. Один укрепите перед рабочим столом на работе, другой — дома.

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

Все четыре упражнения выполняются регулярно, в течение одной недели. Прежде всего необходимо четко понимать содержание каждого блока алгоритма, после этого постарайтесь отработать зрительное его представление.

В заключение этого цикла тренировок прочитайте контрольный текст № 2 и определите скорость чтения по известной вам формуле.

5. Определите избыточность в следующих стихотворных примерах:

I

...Нет, у него не лживый взгляд,

Его глаза не лгут...

Они правдиво говорят,

Что их владелец — плут...

II

Гол бес шел в лес,

Вдруг — стоп: жук в лоб!

Бес рад: влез в ад.

 

Формула для определения избыточности в % :

где И — избыточность текста в %;

   Q — общее число слов в тексте;

   М — число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатия текста.

(Ответ см. на с. 140).

Урок четвертый. Дифференциальный алгоритм чтения.

В отличие от интегрального алгоритма, определяющего порядок обработки всего текста в целом, с помощью дифференциального алгоритма обрабатывается только основная смысловая часть фрагмента текста. Под фрагментом подразумевается или абзац, или ряд фраз, или даже одно предложение.

Как было показано в предыдущих главах, понимание текста — это всегда процесс его перекодирования с языка обычного на язык более высокой абстракции. В самом деле, вот сейчас прочитав предыдущий фрагмент нашего учебного текста, оторвите глаза от строк книги и попробуйте вспомнить дословно, какими фразами начинается эта страница. Не получается? Теперь попробуйте своими словами пересказать прочитанное. Можно утверждать наверняка, что это вы сделаете. Итак, вместо дословного восприятия текста при чтении наш мозг производит перекодирование содержания на язык собственных мыслей. Существуют и различные способы кодирования содержания. Медленное чтение кодирует по словам, очень редко по фразам. Код быстрого чтения мгновенно опознает и перекодирует большие фрагменты текста, предложение, абзац, а иногда и целую страницу.

Задача дифференциального алгоритма чтения в том, чтобы сформировать новый и, главное, рациональный способ перекодирования, чтобы при быстром чтении автоматически выявить и обработать истинное значение основной смысловой части текста — его сущностную доминанту.

Итак, быстрое чтение — это в конечном счете процесс выявления и обработки смысла и значения. Выполняя упражнения, рекомендуемые ниже, вы убедитесь, что избыточность текста — вполне реальное явление. Действительно, из всего многообразия слов текста после его графической произвольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть — “сухой остаток”, который и составляет основное смысловое содержание. Будучи осмыслен читателем, этот “сухой остаток” преобразуется и принимает вид лаконичного выражения — доминанты.

 

Пример зрительного представления дифференциального алгоритма чтения в виде системы облаков

 

При разработке дифференциального алгоритма мы сначала не предполагали, что может быть дано зрительное описание его, так как дама идея дифференциального алгоритма, казалось бы, исключала такую его яркую трактовку. Однако слушатели курсов однажды предложили свое оригинальное решение зрительного образа этого алгоритма, что несомненно способствует теперь лучшему его пониманию и облегчает его практическое освоение. На рисунке алгоритм показан в виде системы сгущающихся облаков. Первые облачка — ключевые слова — проливаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов — мы ощущаем более крупные капли и, наконец, третий образ—туча, которая вмещает в себя все предыдущие в результате их мощного слияния,— туча значения и проливается она еще более крупными каплями, а возможно и градом. Нарастает мощь, концентрируется смысловая энергия — доминанта текста.

Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. его действие не осознается и процесс осмысления текста происходит как бы сам собой. Вот впечатления одного из слушателей курсов быстрого чтения: “Слова бегут, словно титры в кино, и понять суть удается иногда как-то вдруг, зацепившись за какое-то ключевое слово, потом еще такое же слово, и, наконец, чувствую, что понимаю главное, и значит многие пустые слова, которые вижу, могут проскользнуть без потерь, могу их пропустить... Когда текст бывает очень интересным, чувствую, что отключаюсь от внешнего мира и тут поразительно быстро читаю, все понимаю, запоминаю, и все это сопровождается яркими зрительными образами, картинами. Сущность содержания текста, его смысл и значение выступают тогда ярко и выпукло. Как бы говоришь себе: так вот в чем тут дело, это основное, главное, особенное, ради чего читал, трудился, тратил время”.

Тренировочный комплекс этого урока включает только два упражнения. Первое развивает смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение). Второе упражнение предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРИЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА

Упражнение 1. Развитие смысловой догадки (антиципации).

1. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.

2. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

Упражнение 2. Дифференциальный алгоритм чтения.

1. В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.

2. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить сущностную доминанту.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

а) Первая половина недели

1. Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 1, п. 1. Излагать письменно содержание статьи по пунктам интегрального алгоритма.

2. Ежедневно читать 15 — 20 страниц книги, выполняя упражнение 1, п. 2.

б) Вторая половина недели

3. Читать ежедневно 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 1.

4. Читать ежедневно 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 2.

5. Выполнять ежедневно обязательную норму чтения (впредь до конца обучения): две статьи, один журнал — по специальности или научно-популярный и 50—100 страниц любого книжного текста.

 

 

Урок пятый. Подавление артикуляции при чтении.

Мы называем артикуляцию главным врагом быстрого чтения. Вместе с тем, как показывает наш опыт, преодоление этого недостатка вызывает наибольшие трудности. При выполнении упражнений этого комплекса надо помнить, что на этом этапе не только и не столько исключается проговаривание (бормотание, шептание), а главным образом формируется новый код внутренней речи, при котором воспринимается и понимается текст только за счет зрительного его опознания. Речеслуховые компоненты должны быть при этом исключены полностью. Смысл упражнения с выстукиванием специального ритма в том, что в процессе контролируемого движения рукой в зоне Брока головного мозга наводится отрицательная индукция и проговаривание текста становится невозможным. Постоянное чтение в таком ритме создает условия для формирования нового способа кодирования поступающей информации, исключающего речеслуховой анализ текста.

На этом этапе тренировок чрезвычайно важно соблюдать правила выполнения этого упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ С ПОСТУКИВАНИЕМ

1. Постукивать карандашом по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

2. Ритм отбивать активным движением всей руки (не только кисти) твердо, уверенно, четко.

3. При чтении про себя с одновременным постукиванием постоянно на слух контролировать правильность ритма и главным образом его непрерывность. Темп не сбивать. (См. рис. 29).

 

РИС. 29

 

Для разучивания ритма в соответствии с рис. 29 надо вырезать линейку и окружность, изображенные на рисунке 29, и наклеить их на плотный картон.

Для проверки правильности ритма тупым концом карандаша свободно ударять по делениям линейки или точкам окружности. Получающийся при этом ритм ударов примерно соответствует ритму выстукивания.

Опыт показывает, что для эффективного подавления артикуляции необходимо начинать с одновременного постукивания ритма в течение 15 — 20 часов.

Анализ трудностей, которые обычно испытывают обучающиеся при выполнении этого упражнения, позволил выделить четыре фазы освоения ритма:

Первая фаза. Чтение с выстукиванием специального ритма затруднительно. Получается что-либо одно: или чтение текста, или выстукивание ритма.

Вторая фаза. Чтение с постукиванием освоено, но понять текст не удается.

Третья фаза. Чтение с постукиванием освоено, прочитанное понято. Но по окончании чтения вспомнить прочитанное невозможно. Возникает явление так называемой амнезии — мгновенного забывания.

Четвертая фаза. Текст читается с постукиванием легко и свободно, ритм не мешает. Читатель все понимает и по окончании чтения может воспроизвести прочитанное легко.

При выполнении упражнения в соответствии с рекомендуемым ниже порядком следует помнить, что на первом этапе главное — это добиться правильного и непрерывного выстукивания “рисунка” ритма. Надо иметь в виду, что на этом этапе скорость вашего чтения несколько снизится. Это явление закономерно, поскольку здесь надо не ускорить процесс чтения, а качественно его изменить.

Освоение упражнения с выстукиванием ритма зависит от многих индивидуальных особенностей читателей. Как было нами установлено, после выполнения упражнений возможны три случая.

Первый. Скорость чтения с одновременным постукиванием остается такой же, как и скорость чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Это означает, что у обучающегося артикуляции практически не было. Таким людям необходимо развивать способности к созданию ярких зрительных образов при чтении.

Второй. Скорость чтения с постукиванием выше скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Была прежде значительная артикуляция. Ее подавление позволило ускорить процесс чтения. В этом случае необходимо продолжать работу до тех пор, пока скорость чтения без постукивания не будет такой же, как и с постукиванием.

Третий. Скорость чтения с постукиванием стала ниже скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнений). Была прежде слабая артикуляция. Здесь мы также рекомендуем тренироваться до тех пор, пока скорость чтения с постукиванием не сравняется со скоростью чтения без него.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С ПОСТУКИВАНИЕМ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.