Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.. Ход мероприятия



 

 

1. ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.

Цель:

Воспитание у школьников патриотизма, духовности, любви и чувства гордости

за свою страну и свой город.

Задачи:

- приобщение подростков к историческому, культурному и духовному наследию страны;

- воспитание уважения к ветеранам, участникам ВОВ;

- раскрытие творческих способностей школьников.

Ход мероприятия

Страшней того, что было в Ленинграде,

Сегодня в мире больше не найти!

Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!

Сегодня с вами нам представить сложно,

Что испытали ленинградцы в той войне.

Понять и осознать нам невозможно,

Что миллионы погибали на Неве!

Л.Деулина

 

2. 22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Через два месяца после этого, в августе 1941 года, немцы начали наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание.

 

3. Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города.

 

4. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Их надо было уберечь в первую очередь, укрыть от обстрелов, от бомбежек. Спасти  детей можно было, только отстояв город.

 

5. Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда. Людмила Ивановна Седачева: «Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов, мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

 

6. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

 

Блокадникам хлебушек снится

Не тот, сыровато-тяжелый,

А белый, воздушный, в крупицах

Муки нулевого помола.

 

А хлебушек, вот он, блокадный:

Из пыли обойной и жмыха,

Из солода, сои, сырой и нескладный,

Но был он так дорог в военное лихо!

 

С утра, спозаранку, вставали

И к булочным молча спешили.

Голодные думы им спать не давали,

О хлебе лишь мысли их были

Л.Деулина

 

 

7. Несмотря на суровую обстановку фронтового города, дети учились.

В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, и занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.

 

8. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

 

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "

 

9. Наступал новый, 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые декабрьские и январские дни в школах, театрах, концертных залах для детей провели новогодние елки с подарками. По Ладоге шофер Максим Твердохлеб под обстрелом вражеских истребителей (его машина получила 49 пробоин!) доставил с Большой земли мандарины.Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником! Юрий Байкалов, в 1941 году ученик 4 класса, вспоминал: «31 декабря 1941 года нам передали, что в 17 часов мы пойдем отмечать праздник. В школьном зале прошел утренник, нарядили елочку из сосны. На обед выдавали чечевичный суп, пару котлет с макаронами и желе, мне понравилось».

 

 

10. Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов. Покрылись грядками и Марсово поле, и Летний сад, и Висячий сад Эрмитажа, газоны вокруг памятников и пустыри между разбомбленными домами. В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь, спасительная для изголодавшихся ленинградцев. Вера Осиповна ЕГОРОВА, ребенком пережившая блокаду, вспоминает, что в 1941 году собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели. А когда сгорели Бадаевские склады и земля под ними пропиталась расплавленным сахаром, люди брали эту землю, кипятили ее и пили потом сладковатую воду.

 

 

11.  «Заменим у станков отцов!» - этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию.  Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.

На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и  сразу направлялись на фронт. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

 

12. Блокада стала тяжелейшим испытанием для всех жителей Ленинграда – мужчин и женщин, стариков и детей. Чтобы не сойти с ума от ужаса и постоянного голода, многие начинали вести дневники, куда записывали все, что происходит с ними в осажденном городе. Эти строки заставляют сердце сжиматься от боли. Двенадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева тоже вела дневник. В  нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка – крик души о помощи, о том, что ничего на свете нет страшнее войны. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. И когда читаешь это, цепенеешь.

 

              Блокада. Блокада. Блокада.

Не вспомнить печальнее слова.

Для жителей Ленинграда

Нет горше слова такого.

 

Мороз. Тишина и нет света.

И печка-буржуйка не дышит.

«Все умерли». Девочка Таня

В дневник свой об этом запишет.

Л.Деулина

 

13. Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородскую) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги.

Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградской школьницы, но не смогли помочь. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием.

 

14. В 1976 году могилу Тани Савичевой посетила Эдита Пьеха. Своей землячке, ленинградской школьнице, Эдита Пьеха поклялась посвятить песню. Эдита Пьеха выполнила своё обещание - привезла песню  «Баллада о Тане Савичевой»

 

15. Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве. Танины записи вырезаны и на сером камне мемориального комплекса «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».

 

16. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий и дел, в которых они не участвовали бы. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

 

В цехах, на заводах, трудились

Мальчишки и девочки наши.

Они собирать научились

«Максимы», «Катюши», «Калаши».

 

Они у станков умирали

От голода, бомб и снарядов.

На место умерших вставали

Подростков и женщин отряды.

 

И верили люди и ждали,

Что будет победа за ними.

Ведь столько они испытали,

Что веру никто не отнимет!

Л.Деулина

 

 

17. Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом..».Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе  пресечется род наш человеческий.

 

"Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права !
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она
Как сила нам нужна..."
            Юрий Воронов

 

18. Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/ http://yandex.ru/ http://www.spbobrazovanie.ru/ http://www.liveinternet.ru/ http://zmt001.ucoz.ru/ http://www.rg.ru/ Презентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 252 Санкт-Петербурга Устинова Татьяна Федоровна.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.