Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тактирование в размере шесть восьмых



Тактирование в размере шесть восьмых

ШЕСТИДОЛЬНЫЕ СХЕМЫ

 

Шестидольные размеры содержат в себе 6 схематических долей, из которых 1 – сильная, а 4 – относительно сильная. Эти доли служат опорными точками в схеме, остальные – слабые – группируются возле них. Размеры 6/4 и 6/8 в медленных темпах дирижируются по шестидольной схеме.

1 доля идет сверху вниз, она наиболее яркая по амплитуде, с ясной «точкой» на плоскости;

2 доля показывается небольшим движением в направлении первой (также сверху вниз), являясь слабым ее повторением; «точка» смягчена, как бы «отдыхает» после первой;

3 доля также слабая, но выступает в другом качестве, нежели вторая. Эта доля, направлена вовнутрь, являясь ауфтактом к относительно сильной четвертой, отличается большей активностью и большей амплитудой;

4 доля выполняется так же, как и первая, с той лишь разницей, что она идет не сверху вниз, а слева направо (в сторону от дирижера). Эта доля опять должна иметь «нажим», четкую «точку»;

5 доля повторяет принцип второй, как бы дублирует четвертую, только в малой амплитуде;

6 доля, направляясь снизу вверх, выполняет подготовку следующей первой доли.

 

 

Следовательно, в этой схеме самые яркие, активные доли – 1 и 4, самые слабые – 2 и 5, слабые, но несущие роль замаха, а поэтому и большие по амплитуде – 3 и 6.

Размер 6/4 чаще встречается в произведениях эпического, былинного характера, в темпах умеренных и медленных. Целесообразно в ведении этих шести долей правой рукой тактировать все доли схемы, а левой выполнять ритмический рисунок в зависимости от строения музыкальной фразы, логикой ее развития.

 

Значительно чаще размер 6/8 дирижируется по двухдольной схеме без дублирования. Это обычно встречается в произведениях, требующих плавности, певучести звука. В таких случаях нужно следить за тем, чтобы сильные доли ни в коем случае не укорачивались и схема не превращалась в простую двухдольную. Для избежания этого нужно при дирижировании на «два» все время чувствовать внутреннее деление долей, их пульсацию. При этом доли схемы должны быть более протяжными по времени, нежели в простой двухдольной схеме, так как метрических долей здесь больше и нужно успеть их все пропеть.

 

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.