Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методическая разработка урока по русскому языку«Конспект, его виды. Правила конспектирования».



Методическая разработка урока по русскому языку«Конспект, его виды. Правила конспектирования».

умение составлять конспект очень важно для старшеклассников, студентов и современных специалистов. Готовясь к урокам, работая над докладами, рефератами, мы обращаемся к различной справочной, учебной или научной литературе. Для конспектирующего важно уметь извлекать необходимый для работы материал и его перерабатывать. Зачастую работа над конспектом представляет собой простое переписывание материала статьи или параграфа. Такая деятельность не способствует развитию культуры речи, а материал вряд ли будет достоин хорошей оценки. Для того чтобы научиться конспектировать, мы должны, во-первых, узнать о конспекте как об особом виде текста, во-вторых, познакомиться с этапами конспектирования, в-третьих, должны закрепить наши знания на практике, то есть выполнить тренировочные упражнения.

Конспект помогает нам сохранять знания, благодаря ему мы совершенствуем свою речь, работаем над точностью, лаконичностью, логичностью нашей речи.

Конспект – это особый вид текста, который создаётся в результате переработки информации, содержащейся в первоисточнике.

Цель такой переработки – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной для конспектирующего информации.

Существует несколько видов конспекта в зависимости от того, что положено в основу классификации. Например, по объёму конспекты различают краткие, подробные и смешанные. Для краткого конспекта берутся самые важные положения, факты. Подробный конспект содержит ещё и доказательства выдвинутых положений. Смешанный конспект представляет собой совмещение того и другого способов представления информации.

По количеству перерабатываемых источников конспекты делятся на монографические (по одному источнику) и сводные (по нескольким источникам).

Оказывается, конспектировать тоже нужно учиться, и не всегда это просто. Например, как правильно отобрать информацию, что главное, а что второстепенно. Как сделать конспект понятным для себя и проверяющего? Что можно переработать, а что взять без изменений, то есть в том виде, как это даёт автор статьи или параграфа учебника.

Конспектирование – это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации текста. При этом происходит специальная переработка информации, её «свёртывание». Следовательно, для конспектирующего важно прочитать материал очень внимательно, обдумать его и, конечно, самому разобраться в имеющейся информации.

.

Перерабатывая информацию, отбирая важные положения, мы уменьшаем её объём. Если что-то из прочитанного нам хорошо известно, мы прибегаем к опорным словам или словосочетаниям. То, что для нас наиболее важно, можно и процитировать. Часто мы используем сокращения при составлении конспекта. Да, это экономит время, но знайте: сокращённое слово должно легко восстанавливаться в данном контексте. Также лучше не сокращать новые слова. Кстати, целесообразно применять общепринятые сокращения, с которыми знаком каждый из вас. Например, м.р. (мужской род) или мн.ч. (множественное число).

Предлагаю выработать требования к конспекту (ученик записывает на доске требования, предъявляемые к конспекту).

Среди требований должны быть и следующие:

1. Конспект должен быть написан аккуратно, четким почерком.

2. В начале конспекта указывается автор статьи, при необходимости ссылка на интернет-ресурсы и т.д.

3. В конспекте не допускаются орфографические и пунктуационные ошибки.

4. Конспект должен быть понятен и соответствовать поставленной цели.

5. Все цитаты оформляются согласно правилам русского языка; не допустимы сокращения, которые невозможно расшифровать.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.