|
|||
Методическая разработка урока по русскому языку«Конспект, его виды. Правила конспектирования».Методическая разработка урока по русскому языку«Конспект, его виды. Правила конспектирования». умение составлять конспект очень важно для старшеклассников, студентов и современных специалистов. Готовясь к урокам, работая над докладами, рефератами, мы обращаемся к различной справочной, учебной или научной литературе. Для конспектирующего важно уметь извлекать необходимый для работы материал и его перерабатывать. Зачастую работа над конспектом представляет собой простое переписывание материала статьи или параграфа. Такая деятельность не способствует развитию культуры речи, а материал вряд ли будет достоин хорошей оценки. Для того чтобы научиться конспектировать, мы должны, во-первых, узнать о конспекте как об особом виде текста, во-вторых, познакомиться с этапами конспектирования, в-третьих, должны закрепить наши знания на практике, то есть выполнить тренировочные упражнения. Конспект помогает нам сохранять знания, благодаря ему мы совершенствуем свою речь, работаем над точностью, лаконичностью, логичностью нашей речи. Конспект – это особый вид текста, который создаётся в результате переработки информации, содержащейся в первоисточнике. Цель такой переработки – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной для конспектирующего информации. Существует несколько видов конспекта в зависимости от того, что положено в основу классификации. Например, по объёму конспекты различают краткие, подробные и смешанные. Для краткого конспекта берутся самые важные положения, факты. Подробный конспект содержит ещё и доказательства выдвинутых положений. Смешанный конспект представляет собой совмещение того и другого способов представления информации. По количеству перерабатываемых источников конспекты делятся на монографические (по одному источнику) и сводные (по нескольким источникам). Оказывается, конспектировать тоже нужно учиться, и не всегда это просто. Например, как правильно отобрать информацию, что главное, а что второстепенно. Как сделать конспект понятным для себя и проверяющего? Что можно переработать, а что взять без изменений, то есть в том виде, как это даёт автор статьи или параграфа учебника. Конспектирование – это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации текста. При этом происходит специальная переработка информации, её «свёртывание». Следовательно, для конспектирующего важно прочитать материал очень внимательно, обдумать его и, конечно, самому разобраться в имеющейся информации. . Перерабатывая информацию, отбирая важные положения, мы уменьшаем её объём. Если что-то из прочитанного нам хорошо известно, мы прибегаем к опорным словам или словосочетаниям. То, что для нас наиболее важно, можно и процитировать. Часто мы используем сокращения при составлении конспекта. Да, это экономит время, но знайте: сокращённое слово должно легко восстанавливаться в данном контексте. Также лучше не сокращать новые слова. Кстати, целесообразно применять общепринятые сокращения, с которыми знаком каждый из вас. Например, м.р. (мужской род) или мн.ч. (множественное число). Предлагаю выработать требования к конспекту (ученик записывает на доске требования, предъявляемые к конспекту). Среди требований должны быть и следующие: 1. Конспект должен быть написан аккуратно, четким почерком. 2. В начале конспекта указывается автор статьи, при необходимости ссылка на интернет-ресурсы и т.д. 3. В конспекте не допускаются орфографические и пунктуационные ошибки. 4. Конспект должен быть понятен и соответствовать поставленной цели. 5. Все цитаты оформляются согласно правилам русского языка; не допустимы сокращения, которые невозможно расшифровать.
|
|||
|