|
||||||||||||||||||||||||||||||||
ВИДЫ ЗНАНИЙ
ВИДЫ ЗНАНИЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Житейское (обыденное) – «Не ходи без шапки – простудишься», 2. Практическое – играя с конструктором Lego, ребенок развивает мелкую моторику, 3. Художественное – художественная картина зачастую отображает мировоззрение ее автора (художника), 4. Религиозное и мифологическое, 5. Рациональное – у нас нет доказательств существования инопланетян, равно как и доказательств, что их нет, 6. Иррациональное – инопланетяне существуют и выглядят как зеленые человечки, 7. Научное – Земля круглая, крутится вокруг Солнца и входит в Солнечную систему, 8. Ненаучное, лженаучное и антинаучное (псевдонауки) – если думать об автомобиле упорно, мысли материализуются и автомобиль появится возле вашего дома, 9. Паранаучное (квазинаука) – когда Юпитер будет в Пятом Доме, звезды будут благоволить Овнам, и им будет везти во всем, 10. Донаучное – китайское иглоукалывание. Это народная медицина, но сейчас она переосмысливается и может быть признана в качестве официальной 11. Личностное | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕРМИН | КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ | ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ | ПРИМЕРЫ | |||||||||||||||||||||||||||||
Научное познание –деятельностьпо выработке объективных, системно организованных и обоснованных знаний | Метод –орудие, средство познания:
1. Эмпирические:
Наблюдение (зоолог наблюдает за гориллами в вольере и за процессом выбора ими нового вожака),
Эксперимент (зоолог решил впустить в вольер сильного самца для того, чтобы выяснить, как себя поведет старый вожак)
2. Универсальные: Анализ (разложение) и синтез (сложение), Дедукция (от общего к частному) и индукция (от частного к общему), Аналогия (путем сравнения, подобия), Моделирование (воспроизведение какой-то стороны на модели), Абстракция (отвлечение и концентрирование внимания на одном), Идеализация (воссоздание в мыслях не осуществимых в действительности объектов – прямая линия), 3. Теоретические: Исторический («биография» объекта) и логический (его содержание), Восхождение от абстрактного к конкретному (конкретизация объекта), Формализация (перенесение объекта на материальную конструкцию для фиксации результатов, математизация – перевод объекта в числа | Особенности: объективность, категориальность, непротиворечивость, проверяемость, универсальность Формы по уровням: 1. Эмпирический: Научный факт, Эмпирический закон 2. Теоретический: Проблема, Гипотеза, Теория ЗАПОМНИТЬ: есть научный факт(Земля это планета), а есть объективный факт(за всю историю мира было две мировых войны) | Например, математическая наука: Она состоит из фактов и законов (то, что мы изучаем на уроках в школах, вузах и т.д. –формулы, правила сложения, вычитания и т.д.), Она состоит из гипотез (утверждения предположительного характера – теорема Ферма), Она состоит из проблем (не решенные задачи науки – «Семь задач тысячелетия»), Она состоит из теории – совокупность тех самых законов и фактов |
ТЕРМИН | КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ | ПРИМЕРЫ |
Социальное познание –процессприобретения и развития знаний о человеке и обществе Итоги социального познания: 1. Социальное знание –знание об обществе Единица – социальный факт (См. объективный факт) 2. Гуманитарное знание –знание о человеке Единица – гуманитарный факт Социальные науки –науки об обществе | Особенности: 1. Совпадение субъекта и объекта познания (человек-группа-общество), 2. Всегда связано с интересом субъекта, связано с оценкой (ценностное знание), 3. Сложность объекта – общества (невозможны предсказания, а факты труднодобываемы), 4. Устанавливаются только относительные истины (могут быть опровергнуты, общество ведь меняется), 5. Нельзя применить эксперимент (чаще используется абстракция) Объекты социального познания:1. Действия и поступки, 2. Продукты деятельности, 3. Высказывания, идеи Как «познается» общество? С помощью наблюдений, опросов, статистик, ретроспекции (мы можем увидеть особенности и закономерности в истории России с древности по Н.В., дать оценку событиям и т.д.) Но этого недостаточно… Можно ли проводить эксперименты над всем обществом? Нет, поскольку: невозможно поставить эксперимент над таким количеством людей; необходимо согласие всех людей => эксперименты возможны, но не в чистом виде: в искусственных условиях; с небольшой группой «подопытных»; они неэтичны и, порой, жестоки Какие есть варианты? Зачастую в качестве подопытных выступают грызуны Методы с.прогнозирования:1. Моделирование, 2. Экспертиза, 3. Экстраполяция (распространение выводов на будущее) Как «познается» человек? С помощью интервью, автобиографии, тестов и т.д. 1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе (философия, социология), 2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни (экономика, политология, культурология и в т.ч. социология), 3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни (история, правоведение) Эти науки также называют важнейшими (главными) социальными науки,к которым также причисляют: Эстетика – «наука о красоте» и этика – «наука о морали» | ПРИМЕР №1: Стенфордский тюремный эксперимент Американский психолог выбрал добровольцев, разделив их на две группы: заключенных и охранников. Добровольцы были помещены в условия, полностью воссоздающие тюремный блок. Итог: на второй день охранники начали проявлять садистские наклонности, а у заключенных началась депрессия. Эксперимент закрыли раньше времени ПРИМЕР №2: Эксперимент «Вселенная-25» Американский этолог создал для популяции мышей «райские условия»: неограниченная еда и питье, отсутствие хищников и болезней. Итог: мыши образовали социальную иерархию и, в результате, истребили друг друга. Почему произошло так, до сих пор неизвестно |
Гносеология – учение о познании, Герменевтика –учение о понимании
Онтология – учение о бытие
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (мыслитель Локк)
Футурология –социальное прогнозирование (ближайшее будущее – 25-30 лет, обозримое б. – 30-80 лет, необозримое б. – свыше 80 лет)
Вербальный язык(речь) и невербальный язык(жесты, мимика)
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|