Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВИДЫ ЗНАНИЙ



 

ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Познание –процесс деятельности человека, его содержание – отражение объективной реальности в его сознании, его результат – получение нового знания о мире ЗАПОМНИТЬ: У познания есть мотивационная сторона –> 1. Эмоции –аффективная форма проявления чувств, 2. Чувства –эмоции в понятиях ПРИМЕР: чувство – это боль, эмоция – звуки, которые сопровождают это чувство – крик Интуиция –непосредственное постижение истины в результате «озарения», «наития» без опоры на логику Состав: 1. Субъект и объект, 2. Процесс познания (условия:средства, орудия, инфо и т.д.), 3. Результат (продукт) – знание     ЗАПОМНИТЬ: Если познание это процесс и результат, то интуиция – только конечный результат Теории о возможности познания мира: 1. Аагностицизм – отрицание возможности познания («Мы думаем, что что-то знаем, но на самом деле это не так»), 2. Скептицизм – отрицание возможности исчерпывающего познания («Что-то доступно ля нашего познания, а что-то так и останется не познанным»), 3. Оптимизм – возможность познания («Знали, знаем и узнаем»)   Споры о первичности уровней познания: 1. Эмпиризм – источник наших знаний – чувственный опыт, 2. Рационализм – источник наших знаний – ум   Интуиция это «место встречи» чувственного и рационального уровней познания, Интуиция внезапна и до конца не осознается Уровни познания: 1. Чувственное (вкус, обоняние, зрение, слух, осязание): Ощущение–отражение свойств предмета в результате их воздействия на органы чувств (чувствительная кожа под лучами солнца ощущает дискомфорт–> ожоги), Восприятие–чувственный образ целостной картины предмета, воздействующего на органы чувств (с помощью зрения мы видим кинофильм и воспринимаем его), Представление– чувственный обобщенный образ предмета в сознании и уже без воздействия самого предмета на органы чувств (мы прочитали в книге описание героя и представили его в своем сознании)   2. Рациональное (мышление): Понятие–мысль, утверждающая свойства предмета (диван это то, на чем мы спим), Суждение–мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо о предмете (этот диван слишком мал, это диван не подходит под наши обои), Умозаключение (вывод)–мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового (этот диван нам не подходит): индукция –от частного к общему; дедукция –от общего к частному; получаемое по аналогии
Чувственное познание Рациональное познание
Непосредственно Требует опоры на чувственные результаты
Наглядно и предметно Абстрактно и обобщенно (усложнено анализом)
Воспроизводит предмет внешне Воспроизводит «внутренности» предмета

 

Разум или чувства? Многие понятия/термины абстрактны (т.е. отвлечены – характеризуют описываемый предмет очень обобщенно), НО они описываются благодаря чувственному опыту, Все научные законы прошли этап «чувственного осмысления», Знания на то и знания, что это не мнения (т.е. чувственное описание), а факты, получившие практическое подтверждение (т.е. рациональное познание),   ИТОГ: Знание это единство рационального и чувственного     Изобретатель швейной машинки долго не мог довести ее до ума. Однажды он увидел сон, где за ним гнались людоеды с копьями, наконечники которых имели продолговатые отверстия. Так появилась швейная игла
ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Результаты познания: 1. Заблуждение – знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину - ее противоположность   2. Ложь –сознательное искажение образа объекта – когда истина скрывается * Заблуждение – непреднамеренная ложь 3. Истина –  соответствие знаний действительности; соответствие полученных знаний содержанию предмета познания; то, что подтверждено опытом и полезно для применения на практике   *Не может быть двух истин,но могут быть две точки зрения   Критерии –это то, что удостоверяет истинность познания –> 1. логичность, 2. непротиворечивость ранее открытым законам, 3. простота формулировки, 4. парадоксальность идеи, 5. практика ПРИМЕР: Утверждение «Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот –> 1. Логично из-за смены времен года, 2. Не противоречит другим фактам (Земля круглая, у нее есть сферы), 3. Формулировкалаконична, понятна, 4. Была абсурдна (это есть НТР) 5. Убедились на практике с помощью телескопов; полет в космос   Без практики –процесса/условия достижения истины –этосамоедостижение истины невозможно (исключая интуицию) Формы:труд, социальные действия (то, что творит общество, государство – войны, реформы, революции), научный эксперимент Функции: 1. Как источник познания, 2. Как основа познания, 3. Как цель познания, 4. Как критерий истины     Виды истин: 1. Объективная–знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (в 988 году было принято христианство – этот факт подтвержден в летописи «Повесть временных лет»); 2. Субъективная–знание, зависящее от мнений и оценок (одни считают, что Крещение Руси способствовало сплочению древнерусского народа; другие же, что Христианизация раскололо народ); 3. Абсолютная–исчерпывающее достоверное знание, которое никогда не будет опровергнуто (Земля круглая – это факт, получивший подтверждение на практике – полет в Космос); * всегда была изначально => 4. Относительная–неполное, неточное знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения (сначала думали, что вещества состоят из молекул, затем – из атомов, затем – из электронов и т.д.)     1. Земля – плоская 1. Заблуждение – жена верит в верность своего мужа, она искренне не допускает «похождений налево», принимая все за истину. На самом деле она заблуждается 2. Ложь – муж знает о своих изменах и намеренно скрывает от жены правду. Он осознанно лжет ЗАПОМНИТЬ: Абсолютнаяи относительнаяистины являются объективными,ПОТОМУ ЧТО объективната истина, которая НЕ зависит от сознания и воли людей ЗАПОМНИТЬ2: Субъективная истина всегда объективна ЗАПОМНИТЬ3: Абсолютные истины труднодоступны,поскольку мир постоянно меняется, несовершенство наших возможностей

 

ВИДЫ ЗНАНИЙ

1. Житейское (обыденное) – «Не ходи без шапки – простудишься»,

2. Практическое – играя с конструктором Lego, ребенок развивает мелкую моторику,

3. Художественное – художественная картина зачастую отображает мировоззрение ее автора (художника),

4. Религиозное и мифологическое,

5. Рациональное – у нас нет доказательств существования инопланетян, равно как и доказательств, что их нет,

6. Иррациональное – инопланетяне существуют и выглядят как зеленые человечки,

7. Научное – Земля круглая, крутится вокруг Солнца и входит в Солнечную систему,

8. Ненаучное, лженаучное и антинаучное (псевдонауки) – если думать об автомобиле упорно, мысли материализуются и автомобиль появится возле вашего дома,

9. Паранаучное (квазинаука) – когда Юпитер будет в Пятом Доме, звезды будут благоволить Овнам, и им будет везти во всем,

10. Донаучное – китайское иглоукалывание. Это народная медицина, но сейчас она переосмысливается и может быть признана в качестве официальной

11. Личностное

ТЕРМИН КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРЫ
Научное познание –деятельностьпо выработке объективных, системно организованных и обоснованных знаний Метод –орудие, средство познания: 1. Эмпирические: Наблюдение (зоолог наблюдает за гориллами в вольере и за процессом выбора ими нового вожака), Эксперимент (зоолог решил впустить в вольер сильного самца для того, чтобы выяснить, как себя поведет старый вожак)
Наблюдение Эксперимент
Субъект не оказывает влияния на объект Субъект изменяет условия жизни или влияет на объект
Субъект только наблюдает, но может записывать на камеру или использовать микроскоп и т.д. Субъект влияет с помощью приборов, техники и фиксирует на камеру и пр.

2. Универсальные:

Анализ (разложение) и синтез (сложение),

Дедукция (от общего к частному) и индукция (от частного к общему),

Аналогия (путем сравнения, подобия),

Моделирование (воспроизведение какой-то стороны на модели),

Абстракция (отвлечение и концентрирование внимания на одном),

Идеализация (воссоздание в мыслях не осуществимых в действительности объектов – прямая линия),

3. Теоретические:

Исторический («биография» объекта) и логический (его содержание),

Восхождение от абстрактного к конкретному (конкретизация объекта),

Формализация (перенесение объекта на материальную конструкцию для фиксации результатов, математизация – перевод объекта в числа

Особенности: объективность, категориальность, непротиворечивость, проверяемость, универсальность Формы по уровням: 1. Эмпирический: Научный факт, Эмпирический закон 2. Теоретический: Проблема, Гипотеза, Теория   ЗАПОМНИТЬ: есть научный факт(Земля это планета), а есть объективный факт(за всю историю мира было две мировых войны)   Например, математическая наука: Она состоит из фактов и законов (то, что мы изучаем на уроках в школах, вузах и т.д. –формулы, правила сложения, вычитания и т.д.), Она состоит из гипотез (утверждения предположительного характера – теорема Ферма), Она состоит из проблем (не решенные задачи науки – «Семь задач тысячелетия»), Она состоит из теории – совокупность тех самых законов и фактов    

 

ТЕРМИН КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Социальное познание –процессприобретения и развития знаний о человеке и обществе Итоги социального познания: 1. Социальное знание –знание об обществе Единица – социальный факт (См. объективный факт)   2. Гуманитарное знание –знание о человеке Единица – гуманитарный факт Социальные науки –науки об обществе Особенности: 1. Совпадение субъекта и объекта познания (человек-группа-общество), 2. Всегда связано с интересом субъекта, связано с оценкой (ценностное знание), 3. Сложность объекта – общества (невозможны предсказания, а факты труднодобываемы), 4. Устанавливаются только относительные истины (могут быть опровергнуты, общество ведь меняется), 5. Нельзя применить эксперимент (чаще используется абстракция)   Объекты социального познания:1. Действия и поступки, 2. Продукты деятельности, 3. Высказывания, идеи     Как «познается» общество? С помощью наблюдений, опросов, статистик, ретроспекции (мы можем увидеть особенности и закономерности в истории России с древности по Н.В., дать оценку событиям и т.д.) Но этого недостаточно… Можно ли проводить эксперименты над всем обществом? Нет, поскольку: невозможно поставить эксперимент над таким количеством людей; необходимо согласие всех людей => эксперименты возможны, но не в чистом виде: в искусственных условиях; с небольшой группой «подопытных»; они неэтичны и, порой, жестоки Какие есть варианты? Зачастую в качестве подопытных выступают грызуны Методы с.прогнозирования:1. Моделирование, 2. Экспертиза, 3. Экстраполяция (распространение выводов на будущее)   Как «познается» человек? С помощью интервью, автобиографии, тестов и т.д.   1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе (философия, социология), 2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни (экономика, политология, культурология и в т.ч. социология), 3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни (история, правоведение) Эти науки также называют важнейшими (главными) социальными науки,к которым также причисляют: Эстетика – «наука о красоте» и этика – «наука о морали» ПРИМЕР №1: Стенфордский тюремный эксперимент Американский психолог выбрал добровольцев, разделив их на две группы: заключенных и охранников. Добровольцы были помещены в условия, полностью воссоздающие тюремный блок. Итог: на второй день охранники начали проявлять садистские наклонности, а у заключенных началась депрессия. Эксперимент закрыли раньше времени   ПРИМЕР №2: Эксперимент «Вселенная-25» Американский этолог создал для популяции мышей «райские условия»: неограниченная еда и питье, отсутствие хищников и болезней. Итог: мыши образовали социальную иерархию и, в результате, истребили друг друга. Почему произошло так, до сих пор неизвестно  

Гносеология – учение о познании, Герменевтика –учение о понимании

Онтология – учение о бытие

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (мыслитель Локк)

Футурология –социальное прогнозирование (ближайшее будущее – 25-30 лет, обозримое б. – 30-80 лет, необозримое б. – свыше 80 лет)

Вербальный язык(речь) и невербальный язык(жесты, мимика)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.