Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социальные процессы в современной России



 

ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Социальная сфера –система, элементами которой являются люди и их взаимоотношения   ЗАПОМНИТЬ: Все, что люди делают – общаются, работают, сотрудничают, воюют, играют, преобразуют и пр. – строится на основе социальных связей Социальная структура –нормативноупорядоченноевнутренне устройство общества     1. Социальные контакты(простые связи между отдельными индивидами – женщина спрашивает у продавщицы: «Какая колбаса лучше: Докторская или Молочная?»), 2. Социальные действия(ориентированы на других индивидов и осмысленны – два велосипедиста не разминулись на узкой дорожке и начали ругаться), 3. Социальные взаимодействия или интеракция(процесс, в рамках которого люди воздействуют друг с другом – обед бизнесмена в сфере ИТ с потенциальным клиентом (талантливым программистом), в результате которого они заключают взаимовыгодный договор о дальнейшем сотрудничестве), 4. Социальные (общественные) отношения(отношения с коллегами, членами семьи и пр. в материальной и духовной сферах)   Формы: 3.1. Сотрудничество 3.2. Соперничество: Конкуренция Конфликт   Виды: 1. Этническая(род, племя, народность, нация), 2. Демографическая(возраст, пол и т.д.), 3. Поселенческая(горожане, сельчане и т.д.), 4. Классовая, 5. Профессионально-образовательная 3.1. Сотрудничество государств, предприятий и пр. (Два предприятия в сфере нанотехнологий решили объединить усилия, чтобы создать «плащ-невидимку» из нановолокон: у первой компании есть разработки в этой области, а у второй – финансы; государства объединяют дипломатические и военные силы в борьбе с ИГИЛ), 3.2. Конкуренция как соперничество за что-то (Производители спортивной обуви борются за покупателя: предприятие №1 предлагает низкие цены, а №2 – непромокаемую и легкую обувь), 3.2. Конфликткак прямое столкновение Тенденции в изменении социальной структуры мира? 1. Увеличение городского населения («Больше возможностей»), 2. Больше ценятся работники умственного труда (НТР –> ИТР), 3. Возрастание маргинализации (например, в Японии есть целый пласт – Хикикомори – живущий за счет родителей), 4. Бюрократизация общества – превалирование государства над личностью; «канцелярское» отношение к человеку Тенденции в изменении социальной структуры России? 1. Социальная поляризация (расслоение на богатых и бедных, углубление дифференциации), 2. Размывание интеллигенции («утечка мозгов»), 3. Массовая нисходящая мобильность (безработица, маргинализация – отсутствие экономических стимулов, криминализация)
ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Элементы социальной структуры: 1. Социальные общности – целостность людей как самостоятельный субъект историко-социального действия     2. Социальные группы –устойчивая совокупность людей, объединенных одними деятельностью, целями, культурными ценностями   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ: 2.1. Квазигруппа (социальная агрегация) –это малоустойчивая неформальная совокупность людей с нечеткой структурой Подклассы: 1. Массовые, 2. Групповые (социальные группы) Формы: 1. Аудитория, 2. Фан-группа, 3. Толпа   Признаки:одни условия жизнедеятельности, одни потребности, одна культура, самоидентификация с этой общностью       Причины возникновения:разделение труда; разнообразие деятельности; условия жизни; особенности культуры, норм и ценностей   Черты:анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность   Виды: 1. По численности (от молодой семьи до футбольных фанатов на стадионе), 2. По продолжительности существования (кратковременные – пассажиры в метро и долговременные – нация), 3. По степени связи между индивидами (неустойчивые или квазигруппа и устойчивые – семья)     Виды: 1. По численности (малая группа как семья – связаны друг с другом эмоционально, имеют общие цели, поведенческие особенности и большая группа как нация – одинаковое положение в структуре общества, общие интересы); 2. По факту существования (номинальная группа как покупатели в хлебном отделе – искусственная группа, созданная в целях статистики и опросов и пр. и реальная группа как мужчины, учителя, дети и пр. – критерии вроде пола, возраста, дохода и т.д.); 3. По способу организации (формальная или официальная группа как футбольная команда – создается в рамках официальных организаций и неформальная группа как болельщики футбольного клуба – возникает на базе общих интересов)   Анонимность –никто никого не знает поименно, в лицо, Внушаемость –в толпе у человека превалирует коллективное сознание –> «стадный инстинкт», Заражаемость – после выступления один человек встал и начал хлопать –> другие люди повторили, Бессознательность (растворение личности в толпе) –«Синдром Дженовезе» (в 1964 году ее изнасиловали и убили на глазах 38 свидетелей): «Чем больше людей, тем меньше человека»     Какое влияние оказывает группа? 1. Позитивное: Приучает человека к выполнению социальных норм («Все так и делают и я буду делать»), Формирует направленность личности («Я понял, чем хочу заниматься по жизни»), Развивает коммуникацию, Получение информации о себе от других членов группы (формирование самооценки), 2. Негативное: Цели группы достигаются за счет ущемления частных интересов Страдают творческие люди, Группа зачастую действует шаблонно, без «отхождений» от плана, Нездоровый конформизм (приспособленчество): «Мне придется умолчать о своих недовольствах, или своих предложениях, потому что это пойдет на пользу общему делу»
ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
ЗАПОМНИТЬ: Люди неравны по разным признакам => Социальная дифференциация – разделение общества на неравные между собой социальные группы   ЗАПОМНИТЬ: основой является неравенство –>   Социальное неравенство –неравномерное распределение дефицитных ресурсов   ЗАПОМНИТЬ: благодаря неравенству формируются социальные страты–>   3. Социальные страты –реальный слой, группа, общность с общими социальнымипризнаками (имущество, власть и пр.) ЗАПОМНИТЬ: систему слоев называют стратификацией–>   Социальная стратификация –система, включающая неравные между собой элементы Почему возникли? Возникли из-за неоднородности труда, когда в результате одни присваивают, а другие довольствуются     4. Социальные институты Дефицитные ресурсы:доход, власть, образование, престиж     Критерии: доход, власть, образование, престиж     Особенности: верхние слои находятся более привилегированны (обладание ресурсами); верхние слои малочисленны   Исторические типы:рабство (жестокое закрепление в низшей страте), кастовая (с рождения и до смерти – закрепление за стратой), сословная (юридическое закрепление за стратой), классовая («плавающая» страта – можно переходит из одной в другую, а можно всю жизнь остаться в одной) Чем хорошо неравенство? +: Возможности перейти из бедного класса в высший (отсутствуют преграды), –: Преград нет, но если один человек имеет деньги, то он получит образование и найдет хорошую работу, а второй будет сначала копить деньги, потому получать образование и искать работу (разница в длительности прохождения социализации) +: Для социально незащищенных людей существует система государственной поддержки (квартиры молодым семьям, пособия по инвалидности и т.д.), –: Такая система порождает маргиналов (так, в Великобритании тысячи безработных, в т.ч. мигрантов, живут на социальные пособия, не желая трудоустраиваться)   Неравенство в Древней Руси Сначала были племена; племена объединились и создали государство; для охраны границ «назначались» князь и его дружина; последние занимались еще и походами за добычей и рабами –> выделение княжеско-дружинной группировки и отделение ее от свободных общинников Положительное неравенство сегодня Родители, используя свой авторитет и опыт, убедили дочь, пойти на врача («Не останешься без работы»), Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, активизации деятельности

 

ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРЫ
Социальная мобильность – перемещение человека или группы в социальной структуре общества, то есть изменение статуса ЗАПОМНИТЬ: Каналы или социальные «лифты» –пути, по которым перемещаются люди по социальным группам   ЗАПОМНИТЬ: Мобильность может сопровождать маргинальность – промежуточное неопределенное состояние индивида (от молодежи, безработных, атеистов до больных Эболой, беженцев)   ЗАПОМНИТЬ: преградой для мобильности является –> Клаузула –возведение социальных барьеров, ограничение доступа в другую группу и замыкание группы в самой себе Виды каналов: семья, образование, способности, внешние данные, воспитание, место жительства, служба в армии, вступление в брак, СМИ, политическая или общественная деятельность     Виды: 1. Вертикальная (движение вверх, по восходящей, или вниз, по нисходящей – из рабочего в начальника смены на комбинате и наоборот); 2. Горизонтальная (без изменения статуса или смена места жительства – переезд из Рязани в Астрахань, или рабочего переместили из цеха №3 в цех №6); 3. Индивидуальная (в постсоветской России бывший рядовой инженер становится «олигархом»); 4. Групповая (в постсоветской России значительная часть учителей, инженеров, ученых стала «челноками»); 5. Межпоколенная (смена статуса у разных поколений – сын рабочего стал президентом или же сын олигарха стал «вольным» художником); 6. Внутрипоколенная (смена статуса на протяжении жизни человека – токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода и в конце министром промышленности); 7. Организованная (под контролем государства – переселение горожан из города, испытавшего химическую аварию – Чернобыльская авария на АЭС, 1986 г.); 8. Структурная (Французская революция 1789 г. и Октябрьская 1917 г. в России. Итог: захват власти и там и там, но в первой смена режима с монархии на республику, а во второй – на власть пролетариата; появление новых классов – буржуазия и пролетариат)   Показатели: 1. Скорость (дистанция), 2. Интенсивность (объем)       1. Вася из бедной семьи три года работал разнорабочим, чтобы накопить на учебу, Иван из богатой семьи не работал, поскольку все обучение ему оплатили родители. Галине потребовался год после окончания университета найти работу учителя, Наташа спустя три года так и не нашла работа по специальности. ð Скорость мобильности у них разная 2. Вася за год в фирме дослужился за ответственного за смену, Иван за год работы на фирме остался в той же позиции младшего сотрудника ð Объем вертикальной мобильности разный   Феномен «трудовой миграции» как отдельный вид мобильности В частности, переезд из стран бывшего СССР (ныне СНГ) для заработков в Россию (т.н. гастрабайтеры). Стало возможным из-за введения для этих стран безвизового режима. По данным ФМС РФ: украинцев – 2,6 млн, узбеков – 2 млн.
ТЕРМИН ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Этническая общность –историческая устойчивая совокупность людей на определенной территории с общими признаками   ЗАПОМНИТЬ: нация это та, в которой каждый ее представитель самоидентифицирует себя с ней   Межнациональные отношения –отношения между национальностями внутри государства и между нациями-государствами ПРИМЕР: Интеграция это города-побратимы(Магнитогорск – Бранденбург); Дифференциация это сегодняшние санкции в отношении РФ – список граждан РФ, которым запрещен въезд в их страны; прекращение дипотношений Украины с Россией   Межнациональный конфликт –отношения противостояния, претензий, насилия между нациями   Как решить эти проблемы? Признать их, включить в национальную стратегию страны, воспитание в духе толерантности и терпимости Признаки: 1. Общность территории (выживают в форме диаспоры – Рашатаун в Нью-Йорке; Лондон даже называют Лондонградом); 2. Общность языка, 3. Единство культуры, норм и ценностей (российские культура и менталитет), 4. Этническое самосознание (чувство принадлежности к этому этносу)   Две тенденции: 1. Дифференциация(самоизоляция – КНДР, экономическийпротекционизм – Япония в средние века закрывала свои порты для иностранных торговцев), 2. Интеграция(ЕС, Транснациональная корпорация Газпром, Культурные связи городов)   Причины:неравенство в уровне жизни (евреи в СССР занимали видные посты в правительстве, поэтому многие в народе говорили с неприязнью об их «проворстве»); в культуре\языке («когда на его языке не говорят все люди»); в численности народов; вооруженные столкновения; из-за религии Виды (по исторической трансформации):род (кровные родственники), племя (совокупность родов), народность (одни язык, традиции, территория), нация (граждане государства – как высший этнос)   Виды2:этнические меньшинства (часто подвергают дискриминации, сильно чувство солидарности, обычно изолированы – например, арнауты в РФ – 5 человек) и этнические «большинства» (русские – 80%)     Формы: 1. мирное сотрудничество: Смешивание (так сформировалась Латинская Америка – испанцы, португальцы, индейцы +африканцы; также это кровосмесительные браки), Ассимиляция (т.е. поглощение: Северная Америка мирным путем; Золотая Орда насильственным путем), 2. этнический конфликт: Предубеждения и предрассудки–> чувство превосходства –> этноцентризм –> национализм   Формы национализма:шовинизм (менталитет превосходства), национальный экстремизм (движение скинхедов), геноцид (массовое уничтожение армян в Османской империи в начала 20 века; Холокост), расизм (любая нетерпимость) Типыконфликтов: 1. Государственный (РФ vs субъект РФ – Чечня 1990-х гг.), 2. Этнотерриториальный(Грузино-южноосетинский конфликт с 1980-х гг.), 3. Этнодемографический(защита чистоты крови – Современная Украина, запрещающая русский язык, русских на своей территории и т.д.), 4. Социально-психологический(беженцы в Европе – физическое насилие над женщинами Германии в Новый 2016 год) Государства, в которых много национальностей и конфессий, называется мультинациональным Так, в РФ насчитывается около 190 национальностей   С этим понятием связанкультурный и религиозный плюрализм Так, в Швейцарии три государственных языка – немецкий, французский, итальянский В РФ провозглашены свобода вероисповедания и пр.   Две тенденции: 1. Китаизация 2. Исламизация: Нацполитика мусульманских государств, цель которых – построение «исламского общества»; распространение ислама на мир; проникновение ислама в христианские страны
ТЕРМИН ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Социализация –процесс усвоения индивидом культуры общества и социальных ролей ПРИМЕР: У Маугли социализация отсутствует     Социальный статус –положение человека в обществе сообразно его возрасту, полу, происхождению, профессии, семейному положению     Социальная роль –модельповедения сообразно социальному статусу Первичная социализация:от рождения до зрелости Агенты –семья, окружение – личные отношения Вторичная социализация:до конца жизни Агенты – учреждения и организации (государство, церковь, СМИ, армия, образование) – формальные отношения   Даже преступная группаможет быть агентом     Статусный набор –несколько статусов (мать, бухгалтер)   Статусный ранг –место в иерархии статусов (Иванов среди прочих писателей имеет высокий с.р.,поскольку является Нобелевским лауреатом по литературе)   Расхождение рангов:  Когдав одной группе у индивида высокий ранг, а в другой группе низкий ранг (Министр культуры, но «подкаблучник» у жены), Когда условия одного статуса несовместимы с условиями другого статуса (депутат ГД нарушает закон, занимаясь предпринимательской деятельностью)     Ролевые конфликты:внутриролевые (требования одной роли могут быть полярными – родитель не только мягок с ребенком, но и строг); межролевые (противоречие требований ролей – успех в карьере противоречит исполнению женщиной домашних обязанностей); личностно-ролевые (требования роли противоречат устремлениям личности – работа не позволяет человеку заняться любимым делом – петь)   ЗАПОМНИТЬ: Социализация осуществляется всю жизнь в процессе: 1. Воспитания, 2. Обучения, 3. Познания Виды:  непосредственно социальный статус (человек как представитель социальной группы – студент в социальной группе студенчество); личный статус (индивид в малой группе – студент в своей университетской группе); основной статус (главный по жизни – хороший семьянин и отличный работник); неосновной (эпизодический – студент подрабатывает официантом во время каникул или обычный пешеход); предписанный (например, сын врачей, или башкирской национальности); достигаемый (образование, профессия и пр.); смешанный (человек, ставший инвалидом)     Образованиекак агент социализации: Закончив университет с красным дипломом, Вася быстро получил престижную работу, окончательно состоявшись т.о. как член общества Политика государства как агент с.: Благодаря программе социальной поддержки населения инвалид смог найти себе работу по возможностям (слепые официанты в Ресторанах темноты)   Закономерность: Неравные статусы –> неравные условия социализации Неравные условия социализации –> неравные статусы (См. примеры к социальной мобильности)   ОБЩИЙ ПРИМЕР: Я – русская, Я – представитель молодежи, Я – 11-классница, Я – дочь, Я – промоутер в каникулы, Я – будущая студентка Как у дочери у меня есть социальные роли: Я – помощница для своей матери, Я – папина дочка, Я – заботливая дочь Иногда у меня случается личностно-ролевой конфликт (вместо того, чтобы ходить в кино – мне приходится делать уроки)   Мой статусный ранг пока не высок, ведь у меня все еще впереди
ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Социальный контроль – механизмрегуляции общественных отношений с целью их укрепления и стабилизации:     1. Социальная норма –общественные правила поведения между людьми     2. Санкции –общественная реакция на поведение человека или группы Компоненты: социальные нормы, нормы права, нормы морали   Методы: Изоляция (тюрьма), Обособление (психбольница), Реабилитация(соцслужбы, центры) Признаки:не имеют конкретного адресата и непрерывны во времени; возникают в связи с жизнедеятельностью людей; регулируют общественные отношения; возникает в процесс развития общества; соответствует типу культуры, менталитету и пр. Виды: 1. Социальный, 2. Нравственный, 3. Государственный (правовой) Виды2: Внешний 1. Формальный (армия, суд, полиция), 2. Неформальный (семья, соседи, коллеги) Внутренний: 1. Самоконтроль, 2. Совесть Виды:обычаи (одобрены общество и рекомендуемы – празднование Нового года); традиции (унаследованные «привычки» – в России это встречи выпускников и пр.); нормы морали (правило поведения – «золотое правило» нравственности и пр.); правовые нормы (санкционированные либо установленные государством – убийство уголовно наказуемо); религиозные нормы (религиозные догматы – «не мстить»); политические нормы (регуляция политических отношений – в РФ народ это единственный источник власти); эстетические нормы (о красоте и пр.)   Виды2:побуждающие (приветливость сослужит тебе хорошую службу), запрещающие (нельзя убивать), императивные (нужно чтить закон), рекомендательные (будьте терпимы друг к другу!)   Формальные:негативные (за вождение в нетрезвом виде – штраф до 30 тысяч рублей), позитивные (Иванов заключил 30 договоров на окна и получил от начальства денежную премию – 10 тысяч рублей) Неформальные: негативные (муж ударил жену и получил нагоняй от собственного отца), позитивные (ролик на Ютюбе о спасение мужчиной ребенка из бурной реки получил лестные отзывы) В Японии, например, очень развит самоконтроль – они могут пить больше русских, буянить, Но никогда не сядут за руль пьяными   В России же самоконтроль отсутствует напрочь, а главным «контролем» самого себя является национальное достояние – авось (авось успею, авось проскочу и пр.)   Для Японии нормой является НЕприглашать к себе в дом даже близких друзей (так у них заведено)   В России вполне нормально приглашать к себе друзей (гостеприимство)   НО и там, и там нормой является – вежливость в общении с людьми        
ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Социальный конфликт – спор, столкновение людей или групп по какому-либо вопросу или обладанию каким-либо благом   ЗАПОМНИТЬ: конфликт всегда возникает из-за потребностей   ЗАПОМНИТЬ: отличается от противоречия – фундаментальной несовместимости во мнениях, взглядах (консерватор и либерал)   Субъекты:  свидетели, подстрекатели (зачинатели конфликта), пособники (развивают конфликт), посредники (миротворщики) Объект –то, по поводу чего возникает конфликт Стадии: 1. предконфликтная (осознание напряжения сторонами конфликта, но стремление преодолеть его, или же выбор способа воздействия на противника); 2. сам конфликт (недоверие, отсутствие уважения, согласие невозможно); 3. разрешение конфликта   Способы разрешения: 1. компромисс (взаимные уступки), 2. переговоры (мирная беседа), 3. посредничество (третья стороны), 4. арбитраж (обращение к полномочному лицу), 5. применение силы, власти (одностороннее внешнее подавление)   Повод к конфликту:случайный (стихийно вспыхнувший – случайно наступил на ногу незнакомцу) и специально созданный (наступил на ногу, чтобы «нарваться») Функции:  позитивные (быстрое реагирование на наличие брешей в общении, стимуляция к общественным изменениям, снятие напряженности посредство такой «встряски»); негативные (стрессы, дезорганизация и разрушение системы) Причины:социальное неравенство; религиозные, культурные различия; поведение человека и его характер   Пути выхода из конфликта:  реставрация (возвращение к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание – «все само собой образуется»); обновление Виды: 1. подлительности (долгосрочные, краткосрочные); 2. пообъему (глобальные, региональные, групповые, личные); 3. по своему источнику (преднамеренные, спонтанные); 4. по средствам (насильственные, ненасильственные); 5. по форме (внутренние, внешние); 6. по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, регрессивные) ОБЩИЙ ПРИМЕР: 1. Объект – возник конфликт по вопросу «Надо ли возвращать в Россию смертную казнь?», 2. Субъекты – 10А класс (15 человек выступают за введение, 15 – против), 3. Конфликт специально созданный (в рамках урока по обществознанию), 4. Конфликт позитивный (раскрепостить учеников, научить детей аргументации), 5. В ходе конфликта один из подростков прикрикнул на другого, но потом извинился. 6. Конфликт не разрешился, была произведена реставрация (прозвенел звонок, и дети забыли о споре)   1. Объект – конфликт по поводу обладания нефтяными источниками на Ближнем Востоке, 2. Субъекты – Англия и Америка, 3. В конфликте есть подстрекатель (США вторглось в Ирак), пособники (политики, военные, исполняющие приказы), свидетели (весь мир), 4. Пройдено лишь две стадии (конфликт в самом разгаре), 5. Конфликт негативный, 6. Это конфликт долгосрочный (длится не одно столетие), глобальный, насильственный, 7. Если и есть способ решить его, то переговорами и компромиссом
ТЕРМИН ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПРИМЕРЫ
Молодежь – социально-демографическая группа в возрасте от 16-25 лет с особенным социальным положением и набором социально-психологических качеств   ЗАПОМНИТЬ: Это период выбора профессии, своего места в жизни, выработки своей системы взглядов, убеждений, принципов   ЗАПОМНИТЬ: Молодежь в качестве субкультуры рассматривается как девиантная: 1. Особенный стиль в одежде, музыке, 2. Оппозиционная традиционной система взглядов и ценностей 3. Культура демонстративного потребления Девиантное (от­клоняющееся) поведение –социальное поведение, не соответствующее социальным нормам данного общества   ЗАПОМНИТЬ:отличается от делинквентного поведения –преступное поведение Особенности:переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей; активный поиск своего места в жизни; много возможностей; НО: максимализм, категоричность, противопоставление себя доминирующей культуре и т.д.   Причины:  биологические (наследственность и пр.); психологические (травмы, черты характера и пр.); концепция аномии (распад социальных ценностей и норм – анархия); теория стигматизации (клеймение – совершил один поступок и теперь все думают, что он никогда не исправится) Меры воздействия на отклонения:запретительные и социальная помощь (кризисные центры, телефоны доверия и пр.). Типы самодеятельности:агрессивная (скинхеды); эпатажная («золотая молодежь»); альтернативная (хипстеры); социальная (гринписовцы); политическая (партия молодежи России) Формы:пьянство, наркомания, правонарушения, проституция, само­убийство, гомосексуализм НО есть позитивные формы: Гениальность (изобретатели, писатели), Героизм (герои войны, спасатели), Альтруизм (меценатство, благотворительность)   Есть целый рынок продукции, ориентированный исключительно на представителей молодежи: 1. Смартфоны Apple + модные приложения, 2. Популярные книги (Сумерки), 3. Популярные фильмы (кинокомпании Марвел), 4. Брендовая одежда, 5. Популярная музыка, 6. Рестораны быстрого питания, В теории маркетинга есть целый раздел, посвященный изучению молодежи как целевой аудитории современной рекламной компании ОБЩИЙ ПРИМЕР: 1. Петров страдает алкоголизмом – девиантноеповедение, 2. Причина – психологическая – его сократили на работе, а новую работу найти не может, 3. Ему запрещала жена пить, не помогло, 4. Он обращался в социальные службы – не помогало, 5. В очередной раз, когда жена стала кричать на него, он не выдержал и в опьяненном состоянии нанес жене тяжкий вред здоровью, 6. Петров избил жену и получил срок 2 года условно – делинквентное поведение ЧАСТНЫЙ ПРИМЕР: 1. Затворничество – девиантное поведение, 2. Человек стал затворником из-за стигматизации – когда-то его обвинили в убийстве ребенка, но потом с него сняли обвинения, тем не менее, жители не поверили в его невиновность, 3. Его подвергли остракизму – изгнание из общины путем народного самосуда
ТЕРМИН КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРЫ
Семья –это и малая социальная группа (удовлетворяет личные потребности, основан на браке или кровном родстве) и социальный институт (удовлетворение важнейших общественных потребностей – как «ячейка общества»)   Брак –историческая форма отношений между женщиной и мужчиной по санкционированию их интимной жизни, установлению супружеских, родительских и прочих п и о   ЗАПОМНИТЬ: Так чужие друг другу люди становятся родственниками –>   Родство –отношения, возникающие при заключении брака либо в результате кровной связи (отец, мать, ребенок)   Национальная политика –целенаправленная деятельность государства по регулированию вопросов «мирного уживания и взаимного уважения» национальностей одного государства или наций-государств =>   Главная цель – обеспечить реализацию прав и свобод всех народов, проживающих на одной территории без покровительства какому-либо народу   В Конституции РФ: каждый субъект имеет право на свой язык, законодательство; провозглашается свобода вероисповедания; запрет дискриминации по национальному признаку Семья начинается с заключение брака и заканчивается смертью одного из супругов или разводом     Правовая основа –Конституция РФ, «Концепция национальной политики РФ» Чем регулируется? 1. Семейное право (Конституция, Семейный кодекс), 2. Нормами морали, обычаями, традициями Функции:репродуктивная (воспроизводство детей); социализации (воспитание детей); хозяйственно-бытовая; экономическая (материальная поддержка); социально-статусная; эмоциональная (психологическая поддержка); защитная; духовно-нравственная (развитие личности каждого в семье); досуговая (совместное времяпрепровождение)   Принципы по Семейному кодексу:добровольность брачного союза; равенство супругов; приоритет семейного воспитания детей; приоритет защиты несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи   Принципы национальной политики в РФ:  1. Равенство независимо от пола, расы, национальности, языка, религии; 2. Запрещение ограничивать права граждан по названным выше признакам; 3. Сохранение целостности РФ; 4. Равноправие всех субъектов РФ; 5. Гарантия прав коренных малочисленных народов РФ; 6. Право каждого гражданина определять свою национальную принадлежность; 7. Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; 8. Разрешение национальных конфликтов; 9. Запрещение деятельности, направленной на разжигание ненависти; 10. Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников Тенденции в российских брачно-семейных отношениях: снижение возраста регистрация брака; жизнь в гражданском, юридически неоформленном браке; европейские тенденции по заключению брака между людьми одного пола; повышение роли женщины в браке; развитие партнерского типа отношений между супругами; увеличение разводов   В Шотландии (Великобритания) в 60-е годы была введена независимая судебная система В Австралии создана Всеавстралийская федерация. В рамках этой федерации печатаются газеты на 30 языках, телепередачи выходят на 60 языках   Русский язык – который считают родным более трети жителей Латвии – нельзя использовать на большинстве уроков в Латвийских школах В Украиненедавно запретили издавать и продавать книги на русском языке

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ:

Классификация семьи:

1. По отношению к закону: зарегистрированный (юридический), незарегистрированный (гражданский), церковный

2. Групповой брак: многомужество (полиандрия – Тибет) и многоженство (полигиния – Египет)

3. По числу детей: многодетная (от 3 детей), малодетная (1-2 ребенка), бездетная

4. По распределению домашних обязанностей: патриархальная (традиционная), матриархальная, коллективистская (партнерская)

5. По родственной структуре: однопоколенная (супруги), нуклеарная (двухпоколенная – супруги и дети), расширенная (трехпоколенная и более – супруги, дети и другие родственники),

6. По типу воспитания: авторитарная (власть родителей), либеральная (самоопределение личности ребенка), демократическая (формирование гуманистической личности ребенка)

ПЛАН:

Социальные процессы в современной России

1. Трансформация стратификации российского общества:

А) Экономическая основа стратификации

Б) Складывание предпринимательского слоя

В) Возрастание престижа предпринимательской, финансовой, юридической и пр. видов деятельности

Г) Растущая дифференциация доходов населения

Д) Формирование среднего класса

Е) Широкая маргинализация общества

2. Социальные слои современного российского общества:

А) Верхний (6% занятого населения): политические деятели, крупные бизнесмены и предприниматели, видные деятели науки и культуры

Б) Средний (18%): мелкие и средние предприниматели, менеджеры, администраторы, квалифицированные служащие, лица интеллектуальные профессий

В) Базовый (66%): рабочие, специалисты, военнослужащие, продавцы

Г) Нижний (10%): уборщики, курьеры, вахтеры

Д) Социальное дно (люмены): алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы

2. Тенденции развития социальной структуры современного российского общества



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.