|
|||
Новосибирский областной колледж культуры и искусствНовосибирский областной колледж культуры и искусств
Хрестоматия нотных примеров по курсу «Музыкальная литература» (русская музыка)
Составитель И. Тамарова
Новосибирск 2010
Хрестоматия [ноты]:нотные примеры по курсу «Музыкальная литература»/ Сост. И. Тамарова.– Новосибирск: Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2010. – 11 с.
Данная методическая работа предлагается студентам фольклорно-этнографического отделения в качестве пособия для игры на фортепиано по предмету «Русская музыкальная литература». Здесь представлены основные музыкальные примеры, репрезентирующие стиль композитора, предназначенные для лучшего усвоения и запоминания музыкального материала курса. Примеры отобраны для практической работы (игры наизусть), с учетом отсутствия начальной музыкальной подготовки учащихся. Хрестоматия может служить учебным пособием для студентов 4 курса ФЭО, учащихся ДМШ и ДШИ. © И. Тамарова, составитель, 2010 © И. Тамарова, компьютерный набор, компьютерная верстка, 2010 © Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2010 Методическое пояснение
Предлагаемая хрестоматия отражает наиболее крупные этапы изучения музыкальной литературы (раздел «Русская музыка») студентами фольклорно-этнографического отделения (специальность 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество). Особенностью учащихся данной специализации является недостаточное, либо отсутствующее начальное музыкальное образование. Это затрудняет использование на уроке такого вида работ, как игра тем на фортепиано, и требует определенной коррекции отбора музыкального материала. Музыкальная литература - предмет мобильный, приспособленный к задействованию систем multimedia, сетевых ресурсов и дистанционного обучения гибче остальных предметов. Естественно, за широкими возможностями современных технологий важно не забывать традиционные формы работы по предмету, являющиеся основой методики: семинарных аналитических занятий, викторин, игры тем на инструменте. Игра тем имеет функцию развития способности воспринимать и воспроизводить отдельные элементы музыкальной ткани и понимать их выразительное значение. Для ознакомления с творчеством каждого из изучаемых композиторов отобрано по 5 музыкальных примеров. Представляется, что это минимальное количество, необходимое для запоминания. Темы, предлагаемые к изучению, легко ложатся на слух, отражают характерные стилевые особенности композитора и несложны технически. Также избегаются цитаты, предпочтение отдано авторским мелодиям. По темам курса, касающимся творчества Скрябина и Стравинского, музыкальный материал дается только в аудиовосприятии (игра тем отсутствует) так как комплексный фактурно-тембровый тематизм данных авторов не позволяет вычленить одноголосную мелодическую линию как полноценную тему. В тексте хрестоматии присутствуют общепринятые обозначения тем сонатной формы: ГП – главная партия, ПП – побочная партия. Обозначение тембра голоса в вокальной мелодии поначалу присутствует, но в большинстве случаев учащимся предлагается самим дописать на полях тембр конкретного оперного персонажа. Учащиеся могут исполнять темы на фортепиано, или на любом другом инструменте, а так же воспроизводить голосом, если есть определенный уровень точности исполнения. В связи с отсутствием технических сложностей в музыкальном материале хрестоматии, данное методическое пособие можно использовать также в работе с учащимися ДМШ и ДШИ, изучающими курс музыкальной литературы. Продолжением данного методического пособия мыслится хрестоматия по курсу «Музыкальная литература» (отечественная музыка), где будет представлено творчество композиторов советского периода.
Михаил Иванович Глинка
Вальс - фантазия
Опера «Жизнь за царя», 3 д., Романс Антониды
Опера «Жизнь за царя», 4 д., Ария Сусанина
Опера «Жизнь за царя», эпилог, хор «Славься»
Опера «Руслан и Людмила», 2 д., Ария Руслана, ПП
Александр Сергеевич Даргомыжский
Романс «Я Вас любил»
Опера «Русалка», 1 д., Ария Мельника
Опера «Русалка», 2 д., Хор «Сватушка»
Опера «Русалка», 2 д., Песня Наташи
Опера «Русалка», 3 д., Ариозо Мельника
Александр Порфирьевич Бородин
Симфония № 2 «Богатырская». 1 ч., ГП
Симфония № 2 «Богатырская». 4 ч., ПП
Опера «Князь Игорь», 1 д., Хор бояр
Опера «Князь Игорь», 2 д., Ария Игоря, ПП
Опера «Князь Игорь», 2 д., Половецкие пляски
Модест Петрович Мусоргский
Опера «Борис Годунов», вступление
Опера «Борис Годунов», Пролог, 1 к., Хор
Опера «Борис Годунов», лейтмотив царевича Димитрия
Опера «Хованщина», вступление «Рассвет на Москве – реке»
Опера «Хованщина», лейтмотив Ивана Хованского
Николай Андреевич Римский – Корсаков
Опера «Снегурочка», 4 д., финальный хор.
Опера «Садко», 2 к., Песня Садко
Опера «Царская невеста», 2 д., Ария Марфы
Опера «Царская невеста», 4 д., Ария Марфы (лейтмотив златых венцов)
Симфоническая сюита «Шехерезада», лейтмотив Шахриара
Петр Ильич Чайковский
Балет «Лебединое озеро», тема лебедей
Опера «Пиковая Дама», лейтмотив трех карт
Симфония № 1 «Зимние грёзы», 2 ч., ГП
Симфония № 4, 2 ч., ГП
Симфония № 6 «Патетическая», 1 ч., ПП Сергей Васильевич Рахманинов
Этюд – картина ор. 39 № 5 es moll
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 ч., ГП
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 3 ч., ПП
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1 ч., ГП
Вокализ Содержание
1. М.И. Глинка………………………………………………….. 4 2. А.С. Даргомыжский…………………………………………. 5 3. А.П. Бородин………………………………………….……... 6 4. М.П. Мусоргский……………………………………………. 7 5. Н.А. Римский – Корсаков…………………………………… 8 6. П.И. Чайковский…………………………………………….. 9 7. С.В. Рахманинов……………………………………………..10
|
|||
|