Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новосибирский областной колледж культуры и искусств



Новосибирский областной колледж культуры и искусств

 

Хрестоматия

нотных примеров

по курсу «Музыкальная литература»

(русская музыка)

 

Составитель И. Тамарова

 

 

Новосибирск 2010


 

 

Хрестоматия [ноты]:нотные примеры по курсу «Музыкальная литература»/ Сост. И. Тамарова.– Новосибирск: Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2010. – 11 с.

 

Данная методическая работа предлагается студентам фольклорно-этнографического отделения в качестве пособия для игры на фортепиано по предмету «Русская музыкальная литература».

Здесь представлены основные музыкальные примеры, репрезентирующие стиль композитора, предназначенные для лучшего усвоения и запоминания музыкального материала курса.  Примеры отобраны для практической работы (игры наизусть), с учетом отсутствия начальной музыкальной подготовки учащихся. Хрестоматия может служить учебным пособием для студентов 4 курса ФЭО, учащихся ДМШ и ДШИ.

© И. Тамарова, составитель, 2010

© И. Тамарова, компьютерный набор, компьютерная верстка, 2010

© Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2010


Методическое пояснение

 

 

Предлагаемая хрестоматия отражает наиболее крупные этапы изучения музыкальной литературы (раздел «Русская музыка») студентами фольклорно-этнографического отделения (специальность 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество). Особенностью учащихся данной специализации является недостаточное, либо отсутствующее начальное музыкальное образование. Это затрудняет использование на уроке такого вида работ, как игра тем на фортепиано, и требует определенной коррекции отбора музыкального материала.

Музыкальная литература  - предмет мобильный, приспособленный к задействованию систем multimedia, сетевых ресурсов и дистанционного обучения гибче остальных предметов. Естественно, за широкими возможностями современных технологий важно не забывать традиционные формы работы по предмету, являющиеся основой методики: семинарных аналитических занятий, викторин, игры тем на инструменте. Игра тем имеет функцию развития способности воспринимать и воспроизводить отдельные элементы музыкальной ткани и понимать их выразительное значение.

 Для ознакомления с творчеством каждого из изучаемых композиторов отобрано по 5 музыкальных примеров. Представляется, что это минимальное количество, необходимое для запоминания. Темы, предлагаемые к изучению, легко ложатся на слух, отражают характерные стилевые особенности композитора и несложны технически. Также избегаются цитаты, предпочтение отдано авторским мелодиям. По темам курса, касающимся творчества Скрябина и Стравинского, музыкальный материал дается только в аудиовосприятии (игра тем отсутствует) так как комплексный фактурно-тембровый тематизм данных авторов не позволяет вычленить одноголосную мелодическую линию как полноценную тему.

В тексте хрестоматии присутствуют общепринятые обозначения тем сонатной формы: ГП – главная партия, ПП – побочная партия. Обозначение тембра голоса в вокальной мелодии поначалу присутствует, но в большинстве случаев учащимся предлагается самим дописать на полях тембр конкретного оперного персонажа. Учащиеся могут исполнять темы на фортепиано, или на любом другом инструменте, а так же воспроизводить голосом, если есть определенный уровень точности исполнения.

В связи с отсутствием технических сложностей в музыкальном материале хрестоматии, данное методическое пособие можно использовать также в работе с учащимися ДМШ и ДШИ, изучающими курс музыкальной литературы.

Продолжением данного методического пособия мыслится хрестоматия по курсу «Музыкальная литература» (отечественная музыка), где будет представлено творчество композиторов советского периода.

 

 

 

Михаил Иванович Глинка

 

Вальс - фантазия

 

 

 

Опера «Жизнь за царя», 3 д., Романс Антониды

 

 

Опера «Жизнь за царя», 4 д., Ария Сусанина

 

 

Опера «Жизнь за царя», эпилог, хор «Славься»

 

 

 

Опера «Руслан и Людмила», 2 д., Ария Руслана, ПП

 


Александр Сергеевич Даргомыжский

 

Романс «Я Вас любил»

 

 

Опера «Русалка», 1 д., Ария Мельника

 

 

Опера «Русалка», 2 д., Хор «Сватушка»

 

 

Опера «Русалка», 2 д., Песня Наташи

 

 

Опера «Русалка», 3 д., Ариозо Мельника

 

 

 

Александр Порфирьевич Бородин

 

Симфония № 2 «Богатырская». 1 ч., ГП

 

Симфония № 2 «Богатырская». 4 ч., ПП

 

Опера «Князь Игорь», 1 д., Хор бояр

 

 

Опера «Князь Игорь», 2 д., Ария Игоря, ПП

 

 

Опера «Князь Игорь», 2 д., Половецкие пляски

 


Модест Петрович Мусоргский

 

 

Опера «Борис Годунов», вступление

 

 

Опера «Борис Годунов», Пролог, 1 к., Хор

 

 

Опера «Борис Годунов», лейтмотив царевича Димитрия

 

 

Опера «Хованщина», вступление «Рассвет на Москве – реке»

 

 

Опера «Хованщина», лейтмотив Ивана Хованского

 


Николай Андреевич Римский – Корсаков

 

Опера «Снегурочка», 4 д., финальный хор.

 

 

Опера «Садко», 2 к., Песня Садко

 

 

Опера «Царская невеста», 2 д., Ария Марфы

 

 

Опера «Царская невеста», 4 д., Ария Марфы (лейтмотив златых венцов)

 

Симфоническая сюита «Шехерезада», лейтмотив Шахриара

 


Петр Ильич Чайковский

 

Балет «Лебединое озеро», тема лебедей

 

 

Опера «Пиковая Дама», лейтмотив трех карт

 

 

Симфония № 1 «Зимние грёзы», 2 ч., ГП

 

 

Симфония № 4, 2 ч., ГП

 

 

Симфония № 6 «Патетическая», 1 ч., ПП


Сергей Васильевич Рахманинов

 

Этюд – картина ор. 39 № 5 es moll

 

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 ч., ГП

 

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 3 ч., ПП

 

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1 ч., ГП

 

Вокализ


Содержание

 

 

1. М.И. Глинка………………………………………………….. 4

2. А.С. Даргомыжский…………………………………………. 5

3. А.П. Бородин………………………………………….……... 6

4. М.П. Мусоргский……………………………………………. 7

5. Н.А. Римский – Корсаков…………………………………… 8

6. П.И. Чайковский…………………………………………….. 9

7. С.В. Рахманинов……………………………………………..10

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.