Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАРТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ



КАРТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Песочные психотерапевты обратили внимание на то, что пространство песочницы используется клиентами вполне определенным образом. Райс-Минухин (Ryce-Menuhin 1992) предложил схему восьми ≪зон≫, показывающую, каким образом ≪три основных уровня психической деятельности, а именно — сознательный уровень, уровень личного бессознательного и уровень коллективного (архетипического) бессознательного проецируются на песочные композиции≫ (р. 91)

Амманн (Ammann, 1991, р. 48) делит пространство песочницы на сектора для того, чтобы понять, какой смысл несет расположение предметов в тех или иных местах подноса. Поднос делится на верхнюю и нижнюю части, а также правую и левые стороны. Верхняя часть рассматривается как патриархальная, связанная с пространством, воздухом и духовным началом

Нижняя часть символизирует матриархальное, связанное с землей, инстинктами и телом. Левая сторона ассоциируется с бессознательным и представляет внутренний мир. Правая, в свою очередь, ассоциируется с сознанием и представляет внешний мир, реальность и жизненные цели человека. При этом каждый угол служит местом как входа, так и выхода различных энергий

Амманн считает, что нижний левый сектор отражает инстинктивные проявления и творческие импульсы, источником которых является ≪океан бессознательного≫. В то же время он поглощает человека и его сознательное ≪Я≫. Линия или путь, пролегающие в данном секторе, рассматриваются в качестве своеобразной формы общения человека с качествами, находящимися за пределами левого нижнего угла. Расположение здесь единичных, обращенных лицом вправо предметов можно рассматривать как отражение движения к цели, а так же как переживание клиентом своего одиночества. Амманн связывает нижний правый угол с образом матери и других наиболее близких клиенту людей. Расположение предметов в правом нижнем секторе отражает наличие неразрешенного внутрисемейного конфликта и указывает на роль и место человека в семье

Верхний левый угол отражает духовный и религиозный опыт. Предметы и пути, расположенные в верхнем левом секторе, связаны с проявлениями воображения, магическими и духовными переживаниями. Через верхний левый угол в песочницу входят и покидают ее духовные энергии — как пугающие, так и защищающие клиента. Верхний правый угол отражает отношения с отцом, школой И профессией. Расположение предметов в верхнем правом секторе демонстрирует движение к будущему

Амманн считает, что центр песочницы символизирует центр самосознания или ≪Я≫. Он отражает наиболее актуальные проблемы личности и связывает разные элементы композиции воедино. Центр обозначает целостность, начало жизни и потенциальные возможности человека. Он выступает в качестве символа начала движения и в то же время обозначает конец пути (Cooper, 1978, р. 32). В песочной терапии в центре песочницы нередко создаются особые формы и располагаются особые объекты. Отсюда может начинаться спираль, завершающаяся в одном из углов либо, наоборот, спираль, начинающаяся в углу, иногда завершается в центре. Диагональные линии, соединяющие противоположные углы, пересекаясь в центре, образуют знак ≪X≫

Брэдвей разделяет пространств0 песочницы по ее длине на семь зон, а по ширине — на пять. Это образует сетку, каждая клетка которой имеет соответствующее цифровое и буквенное обозначение, что позволяет быстро регистрировать то, что клиент делает в разных частях подноса. Брэдвей отмечает, что деление песочницы на зоны для лучшего понимания значения предметов, расположенных в разных частях песочницы, может быть различным. Она добавляет:≪Если вы собираетесь использовать подобное деление, я думаю, что вам было бы лучше разработать свой собственный метод, основываясь на своем опыте≫ (Bradway and McCoard, 1997, р. 26)

Исходя из собственного опыта работы с художниками, я сделала вывод, что они интуитивно чувствуют значение материалов песочной терапии и расположения предметов в разных частях подноса. Клиенты же, не имеющие опыта художественной работы, используют песочницу как средство реализации 3 творческого потенциала или познания своих недостатков. В конце концов, для лучшего понимания пространства, формы и материалов в песочной терапии они полагаются на свои интуитивные возможности. Таким образом, анализ расположения песка, воды и объектов в разных частях подноса позволяет понять содержание всей песочной композиции

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ФОРМЫСоздаваемые клиентом песочные формы, а также выбор им разных предметов и их расположение на подносе являются актами индивидуального творчества. Многообразие различных вариантов построения песочных композиций отражают не только личные потребности и проблемы клиента, но и характерную для всех людей способность психики к самоисцелению. Создаваемые разными людьми песочные композиции могут характеризоваться сходством форм и пространственного расположения предметов, а также особенностей самих миниатюр. Сходные формы в работах разных людей свидетельствуют о том, что эти люди находятся на одних и тех же стадиях своего психического развития

Процесс песочной терапии включает в себя создание целой последовательности образов. Создание песочных композиций способствует переходу клиента на следующие стадии процесса индивидуации. При создании своего варианта песочной терапии Кальфф интегрировала собственные представления о процессе психического развития ребенка с юнгианскими представлениями о процессе индивидуации, изложенными в работах Эрика Ньюманна (Neumann, 1954; 1988). Кальфф смогла передать свои взгляды другим юнгианским аналитикам. Среди них была, в частности, Вейнриб, предложившая четкую схему описания различных стадий процесса песочной терапии. Эта схема представляет собой большую ценность, поскольку помогает понять взаимосвязь и значение песочных композиций, создаваемых на разных этапах психотерапевтического процесса (Weinrib, 1983, р. 98). Ниже приводятся эти стадии:

1. Первоначальные реалистические сцены, указывающие на проблемы клиента и возможные подходы к их разрешению

2. Погружение в личное бессознательное (тень) и более четкое проявление проблем и подходов к их разрешению

3. Частичное разрешение основного комплекса

4. Проявление противоположных качеств психики, центрирование и проявление Самости

5. Появление нового ≪Я≫ и обострение конфликта между мужскими и женскими аспектами личности

6. Проявление anima/animus

7. Изменение позиций ≪Я≫ по отношению к надличностному опыту

8. Соединение матриархальных элементов психики с патриархальными

Автор заметил, что в случаях, когда песочная терапия сочетается с арт-терапией, а не с вербальной психотерапией, описанные Вейнриб стадии могут также использоваться для анализа создаваемых клиентом композиций

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ОБРАЗЫПри проведении групповой арт-терапии создание художественной продукции является проявлением индивидуального творчества. Тем не менее в конце групповой сессии, во время обсуждения индивидуальных работ можно наблюдать сходные темы, проявляющиеся в изобразительной продукции нескольких членов группы. Зачастую это также отмечено выбором одних и тех же материалов или цветов, что характерно для рисунков членов группы, работающих рядом друг с другом, хотя и не обращающих внимания на работы соседей. Одна из групп студентов, занимающихся вместе уже третий год, отличалась от других тем, что в рисунках ее членов часто было много общего. И хотя участники к этому привыкли, они иногда с удивлением обнаруживали сходство своих работ, наблюдавшееся даже тогда, когда в ходе сессий они вовсе не взаимодействовали друг с другом. Так, например, в ходе одной сессии участники группы должны были найти в нарисованных ими каракулях какой-либо образ и шесть человек, сидевших на одной стороне комнаты, определили в них фигуру собаки. Трое или четверо студентов, сидевших на другой стороне, обнаружили в собственных каракулях фигуры птиц. В ходе работы с глиной несколько человек создали различные образы с крыльями, другие участники — образы с наличием отверстий, третьи — образы, напоминавшие змей. МакНифф(Мс>Щ 1986, р. 99) в своем введении к диалогу с Джеймсом Хиллманом пишет: Не существует какого-либо единственно правильного объяснения художественных образов или сновидений, хотя некоторые объяснения будут более корректными, чем другие. Образы не появляются по воле человека; они обладают своей собственной энергией и не принадлежат ни одному человеку

Хиллман утверждает, что образы приходят к человеку, потому что любят его. Они продолжают нас посещать, желая быть нашими гостями, приходя туда, где их ждут, и начиная с нами разговор. Игнорируя образы, мы рискуем их потерять (McNiff, 1986)

Образы собак и птиц, обнаруженные участниками одной группы в ходе арт-терапевтической сессии, отличались друг от друга и отражали различные потребности авторов. Они имели разное содержание. Тем не менее собака часто ассоциируется с ≪надежностью, бдительностью и благородством≫. Птицы же символизируют ≪трансцендентное начало, душу, способность к общению с богами или способность к духовным переживаниям≫ (Cooper, 1978). Образы собак в работах студентов были символом надежности и отражали стремление участников группы к сплоченности и взаимной поддержке. Птицы же символизировали потребность в общении и осознание участниками группы своих переживаний

Участники группы работают по одиночке и не замечают сходства своих работ вплоть до того момента, пока не покажут их друг другу. Убеждение человека в том, что его внутренний мир уникален, вступает в противоречие с наблюдаемой общностью разГлава 12. Визуальная экспрессия | 1 6 5 ных работ. Постепенно приходит понимание того, что, несмотря на наличие общих закономерностей, характерных для процесса психического развития всех людей, каждый развивается по-своему. Все группы, осваивающие арт-терапию или песочную терапию, похожи друг на друга уже потому, что они изучают одни и те же методы, и участники этих групп ощущают себя частью целого

В ходе арт-терапии освоение песочной терапии протекает в группе. Наличие в кабинете множества расположенных рядами песочниц может ассоциироваться с пляжем, когда в солнечный день там можно видеть многочисленные горы из песка, отверстия в нем, тропинки, фигуры и замки, протянувшиеся вдоль побережья. Все эти сооружения, пока они не разрушены ветром, водой и людьми, с интересом рассматривают прохожие и сами авторы работ. В отличие от пляжа, за построением композиций, создаваемых в процессе песочной терапии, наблюдает лишь психотерапевт, чье присутствие и внимание к действиям клиента влияет на ход создания песочных композиций и их содержание

Ни один человек не увидит больше этих работ, и сам клиент также не сможет увидеть работ, выполненных другими людьми

В процессе изучения песочной терапии обучающиеся имеют возможность видеть работы друг друга, когда они окончательно созданы. Так же как и в вышеупомянутой группе студентов, участники при этом спонтанно создают сходные композиции. По наблюдениям автора, в начале обучения песочной терапии примерно половина композиций содержит изображение гор или возвышенностей, в то время как другая половина — отверстия или углубления в песке. В последующем песочные композиции содержат больше уникальных элементов, но также могут быть похожими друг на друга. Отмечается сходство по выбору предметов, их количеству и расположению в композиции. Так, например, на третий день пятидневного интенсивного курса обучения, организованного для учителей специальных школ, две женщины, находившиеся в одной части комнаты, создали песочные композиции с плоскими поверхностями и пятью отверстиями, соединявшимися под землей. Отмечалось также сходство в выборе этими женщинами предметов, однако они по-разному объяснили значение собственных работ. Одна из них сказала, что хотела передать в своей компози ции стремление объединить семью, тогда как другая старалась выразить желание относительно того, чтобы ее дети стали более независимыми. Многие люди удивляются, когда в группе появляются похожие работы. Сходные образы по-видимому не могут считаться достоянием одного или нескольких человек; они приходят к людям и принадлежат сами себе. Как утверждает МакНифф (McNiff, 1986), ≪образы заключают в себе энергию жизни и не принадлежат отдельным людям≫

Приведенные выше примеры иллюстрируют феномены, наблюдаемые в ходе обучения артили песочной терапии, когда в композициях сразу нескольких участников группы появляются одни и те же образы. Это свидетельство того, что творческая работа ведет к проявлению общих для разных участников группы тем и образов, позволяющих им общаться друг с другом на более глубоком уровне и одновременно воплощать индивидуальный замысел. Практические занятия по арт-терапии являются эффективным методом обучения, позволяющим студентам понять процесс творчества и феномены, которыми он сопровождается

При этом всегда существует возможность проанализировать ход работы каждого, поскольку художественная продукция может сохраняться на протяжении длительного времени

Многие аспекты группового арт-терапевтического процесса уже изучены, однако предстоит еще очень много сделать для регистрации и исследования всех с ней связанных процессов

В отличие от обучения арт-терапии, освоение песочной терапии, как правило, предполагает теоретические семинары, прохождение обучающимися индивидуальной песочной терапии под руководством опытного специалиста, а также супервизии в ходе последующей работы с клиентами. Практические же групповые занятия с использованием песочной терапии проводятся главным образом в ходе подготовки специалистов по экспрессивной терапии. Сравнение индивидуальной песочной терапии с происходящим во время групповых занятий проливает свет на индивидуальные и универсальные формы и процессы. В то же время участники групп, создавая индивидуальные песочные композиции, являются участниками группового процесса, что является дополнительным фактором их поддержки и обусловливает общность создаваемых образов.__



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.