|
|||
ПОЯСНЕНИЯ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ 5 страницаК этому времени карачаевцы, уверенные в неприступности своих ущелий и поддержке крымских ханов, представляли собой большую опасность для русских войск на Кубани, как скопище непокорных племен. Поэтому сюда было направлено основное внимание Емануеля. 20 октября 1828 года он предпринял специальный военный поход на Карачай. 12-часовое отчаянное сражение карачаевцев (с 7 до 19 часов) закончилось победой русских войск. Генерал Емануель неотложно докладывал Николаю I, что Фермопилы Северного Кавказа взяты нашими войсками и оплот Карачаевский у подошвы Эльбруса для всех непокорных племен разрушен. По подсчетам Емануеля, в этом сражении русские войска потеряли убитыми: 1 обер-офицер, 3 унтер-офицера, 32 рядовых бойцов; ранеными: командир полка Верзилин, 3 обер-офицера, 30 унтер-офицеров, 103 рядовых солдат. 21 октября в центральном ауле Карачая Карт-Джурте Верховный Правитель Карачая Олий (вали) Ислам Крымшаухалов и представители трех ведущих карачаевских фамилий подписали присягу на верность России. Так завершился процесс присоединения Балкарии и Карачая к России. ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО ОБЩЕСТВА Важное место в истории экономического, культурного развития и взаимоотношений с соседними народами и странами занимает социальная структура изучаемого народа. В некоторых случаях, например, в случае с карачаевцами и балкарцами, из-за отсутствия достаточных письменных источников об этом важном вопросе можно судить по преимуществу по данным археологии, этнографии, фольклора, других смежных научных дисциплин. Изучение археолого-этнографических балкаро-карачаевских поселений позволяет говорить о том, что существовавшие в древности и средние века моногенные (однофамильные) поселения постепенно расширяются и уступают место полигенным (многофамильным) поселениям, наблюдается переход от родственного принципа расселения к общинному, соседскому типу. Одновременно наблюдается переход от одноочажных, малых жилищ к многоочажным, большим жилищам, а позднее можно разглядеть обратный переход от многокомнатных больших домов к малым жилищам, что свидетельствует об обособлении малых семейных ячеек. Погребальные памятники также говорят о переходе от единичных захоронений к коллективным, а затем наблюдается обратный процесс выделения одиночных погребений. Появление отдельных надземных погребальных сооружений - мавзолеев, носящих имена отдельных князей и родоначальников, говорит о появлении феодальных отношений и большом имущественном расслоении. О достаточно развитых феодальных отношениях говорят и балкаро-карачаевские башни, крепости, замки, носящие имена своих владельцев: Абаевых, Балкаруковых, Шакмановых, Щахановых и т. п. Наиболее ранние оборонительные сооружения периода родовых отношений, постепенно спускаются в долины в населенные пункты. Этот факт, как и в других районах Кавказа, свидетельствует о том, что феодальные отношения прочно входят в обыденную жизнь общества. Балкаро-карачаевское общество разделялось на достаточно четкую иерархию: на вершине стояли князья - таубии, затем шли свободные крестьяне - уздени, за ними независимые крестьяне - кара-киши, крепостные - чагары, неимущие - куклы, карауаши. Рожденные от брака с крестьянкой назывались чанка. НАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ САМОУПРАВЛЕНИЯ - ТEРЕ Об институте Тёре мы уже упоминали неоднократно. Это был самобытный народный форум - суд, управлявший всей жизнью и деятельностью Балкарии и Карачая. В его состав входили на демократических основах избранные представители всех сословий. Во главе Тёре стоял избранный, самый авторитетный из князей. Подобные Тёре были и в каждом отдельном балкарском обществе, а главный Тёре руководил всей Балкарией. При главе Тёре - верховном правителе Олие (Вали) - находились глашатаи, извещавшие всю Балкарию о принятых решениях. При нем же находилась военная дружина, состоящая из отдельных отрядов воинов, приведенных каждым из князей. Воины собирались на Басиат кошах. Там они занимались военной подготовкой, джигитовкой и пр. Отряды воинов оберегали границы Балкарии и по приказу Олия выходили на защиту родной земли. На Тёре рассматривались все уголовные и гражданские вопросы, выносились наказания, узаконивались новые обычаи и обряды. Таким образом, Тёре является государственным, юридическим и гражданским органом управления Балкарии. На балкарское Тёре для рассмотрения особо важных своих вопросов приходили и представители Карачая и Дигории. Название института Тёре происходит от древнетюркского слова тёр - закон, обычай. Термин тёр на карачаево-балкарском языке означает еще и понятие почет. На заседаниях Тёре выносили приговор за различные проступки. Уличенного в них очень часто подвергали одному из самых позорных наказаний - привязывали к Камню позора - Налат таш, который обычно устанавливался в самом людном месте аула и каждый прохожий выражал обвиненному свое презрение. Подобные камни были известны в Верхней Балкарии, в ауле Мухол, в Верхнем Чегеме, в средневековом поселении Крыс-кам в Баксанском ущелье. Фотография одного из камней позора в Верхнем Чегеме выставлена в экспозиции Нальчикского краеведческого музея. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА В общей системе обычного права балкарцев и карачаевцев большое место отводилось различным социальным институтам. Среди них особое значение имели институты родственных отношений. Широко было развито молочное родство между людьми, не связанными кровными узами родства. Такие люди с малых лет отдавали своих детей побратимам и они воспитывались в их домах. В доме побратимов эти дети считались молочными братьями и питались молоком одной матери. Такая мать называлась Эмчек ана - молочная мать, а сын назывался Эмчек улан - молочный сын. Институт этот назывался общетюркским термином Аталык, т. е. отцовство. Этот институт, ученый и путешественник в 20-х годах Х века Ибн-Фадлан отмечал у волжских болгар. Название этого института широко вошло в язык многих народов. Многие кабардинские и балкарские князья и крестьяне отдавали своих детей в семьи своих друзей в Балкарию или Кабарду и тем самым способствовали укреплению дружбы и взаимоуважения народов. Следующим таким же прекрасным институтом социальных отношений является институт куначества, получивший название от общетюркского слова конак - гость. Куначество, или гостеприимство, испокон века является неотъемлемой частью духовного богатства народов Кавказа. Гость считался лицом почти священным, ему предназначалось все лучшее, чем располагал хозяин дома. Эту особенность кавказцев неоднократно отмечали многие европейские ученые и путешественники XIII-XIX вв. Для примера можно вспомнить балкарского князя Пулада (Болата), дерзнувшего ответить отказом самому Тимуру, который потребовал у него выдачи его гостя - золотоордынского эмира Утурку. Таких примеров кавказоведческая литература знает множество. Такие социальные термины, широко вошедшие в этнографию кавказских народов, как Аталык, Куначество, Узден, термины одежды, оружия и многие другие показывают значительное влияние карачаево-балкарской этносоциальной культуры на соседние народы. ГЛАВА IX Отсутствие достаточных письменных документов об экономическом развитии Балкарии и Карачая указанного времени выдвигает на первое место и в данном случае археолого-этнографический материал. Основу экономики балкарцев и карачаевцев составляло земледелие, скотоводство, ремесло и промыслы, торговля-обмен, охота и т. д. Культура земледелия была характерна для предков балкарцев и карачаевцев с древнейших времен. Об этом говорят археологические находки медно-бронзовых серпов киммерийской эпохи в Карачае, остатки железных лемехов на поселениях болгаро-алан, а также массивные террасированные склоны гор в верховьях Черека, Чегема, Баксана, Кубани и Зеленчуков, служившие террасовыми полями средневекового земледелия. Однако земледелие, из-за чрезвычайной скудости земельных угодий, не могло играть ведущего роль в экономике балкарцев и карачаевцев. Хотя в Карачае и Балкарии усиленно обрабатывался каждый клочок земли, на это тратились огромные силы, сооружались оросительныс каналы, своего хлеба в этих областях почти никогда не хватало. Его приходилось закупать у соседних народов, обменивать на богатейшую скотоводческую продукцию: масло, молоко, мясо, сыры, шкуры, кожи, меха и пр. О том, что земледелие глубоко отражено в культуре балкарцев и карачаевцев, говорят обрядовые земледельческие игры и празднества: Сабан-той, Эрирей, - топонимы: Сабан-кош и мн. др. На празднествах Сабан-той балкарцы варили густую кашицу геже из семи видов злаков, устраивали водные игры: Су-оюн и др. Огородничество и садоводство практиковались в Балкарии и Карачае с конца XVII - нач. XVIII вв. СКОТОВОДСТВО Ведущей отраслью экономики балкарцев и карачаевцев было скотоводство, которое являлось для них главным занятием с древнейших времен. Судя по археологическим находкам костей, в состав их стада издавна входили овцы, бараны, свиньи, козы, быки, коровы, лошади и др. Этот набор почти без изменения сохраняется здесь до принятия ислама, когда исключаются свиньи. Важно отметить, что археологи вблизи средневековых поселений в Балкарии и Карачае открыли большие кошары с загонами для овец, в которых могли разместиться до 1500 голов овец. Находки ножниц для стрижки овец, остатков войлочных киизов, кожаных сапожек и ноговиц и др. свидетельствуют о значительной роли скотоводства в экономике и быту карачаево-балкарцев, в развитии их домашних промыслов, традиционной кухни, состоящей преимущественно из мясомолочной продукции. Скотоводческий уклад хозяйства балкаро-карачаевцев нашел отражение в духовной культуре и фольклоре этих народов. Покровителем крупного рогатого скота считался у них Сыйыргын, божеством и покровителем мелкого скота был Аймуш. Первый ягненок нового приплода всегда приносился в жертву божествам, дабы приплод был богатым. Жертвенный ягненок назывался Тёлю баш, т. е. Голова приплода. По бараньей лопатке балкарцы и карачаевцы гадали и предсказывали будущее общества, надвигающиеся изменения и т. п. Надо сказать, что этот способ гадания был характерен для балкарцев и карачаевцев еще с XIV века до н. э., т. е. с эпохи так называемой Кобанской археологической культуры, которая оставила глубокий след в культуре балкаро-карачаевцев. Многие ученые и путешественники XVII-XVIII вв. отмечали; что разведение овец составляет главнейшее упражнение балкарцев и карачаевцев. Академик Ю. Клапрот писал, что зимой балкарцы гонят свои стала в Кабарду на пастбище, держат много овец, ослов, мулов и лошадей, которые невелики, но сильны, проворны для езды по горам. По словам академика И. Гюльденштедта, Палласа и других, балкарцы ежегодно платили кабардинцам по одной овце с семьи за использование этих зимних пастбищ. Клапрот уточняет этот факт следующими словами: Когда же жатва обильна и пастбища их цветущи, в эти годы они держат скот при себе всю зиму и не только не идут к кабардинцам, но запрещают этим последним приходить к себе, что порождает частые споры- В хозяйстве балкарцев и карачаевцев главным занятием всегда считалась заготовка сена и другого корма для скота на зиму. Судя по этнографическим данным, сведениям исторических и фольклорных материалов, сенокос являлся одной из самых главных работ и всегда отмечался с особой торжественностью - устраивались пиры, игрища, приносились жертвы и т. п. С расселением на Кавказе древнейших овцеводов-кочевников III-го тыс. до н. э. здесь возникает новая форма хозяйствования - яйлажное скотоводство, когда скот на лето перегонялся на летовки - яйлаг, т. е. жайлыкь (летовка), и зимники кышлык, от чего происходит понятие кишлак. Значительным подспорьем являлось разведение домашней птицы. Об этом говорят находки скорлупы куриных яиц на средневековых поселениях Балкарии и Карачая. Скотоводство являлось основным источником богатства Карачая и Балкарии, скот одевал и кормил балкарцев и карачаевцев. По статистическим данным 1886-1887 гг. эти области были самыми богатыми регионами Северного Кавказа, по отношению к ним определялось богатство и благосостояние соседних народов. Например, в Балкарии в 1866 г. Насчитывалось: лошадей - 3289, ослов - 1424, крупного рогатого скота - 15747, овец - 118273 головы. В начале века эти показатели резко возросли. Так, в Баксанском ущелье насчитывалось 10775 голов крупного рогатого скота, 62012 овец (в среднем на одну семью приходилось по 25 голов крупного скота и 144 овец); в Чегемском обществе было соответственно 14780 и 65432 (т. е. по 27,7 и 100,3 головы на каждую семью); в Холамском - 6919 и 23407 головы (по 23,9 и 80,7 на семью); в Безенгиевском обществе - 4150 и 15648 головы (по 20,5 и 77,5 на семью); в Балкарском обществе - 9941 и 57286 головы (по 14 и 82 на семью). Всего в Балкарии к концу изучаемого нами времени насчитывалось 46558 голов крупного рогатого скота и 223788 голов овец. Наиболее богатым было Чегемское общество. Сравнивая скотоводческое богатство Балкарии и других районов Терской области, авторы т. н. Абрамовской комиссии по земельным вопросам Нагорной полосы Северного Кавказа писали, что балкарцы имели крупного рогатого скота в 1,7 раз больше, чем в Грозненской области, в 3,4 раза больше, чем во Владикавказской, в 1,9 раз больше, чем в Хасавюртовской, в 1,3 раза больше, чем в Кабарде. По количеству овец соответственно эти цифры были: больше в 8,3 раза, 6,6 раза, 3,3 раза, и 3,5 раза. К 1913 году в Карачае приходилось 130 голов скота на одну душу населения, а всего к концу XIX века в Карачае было более 700 тыс. голов скота. ОХОТА Обилие и разнообразие животного мира Балкарии и Карачая способствовали развитию охоты, которая была существенным подспорьем в экономике карачаевцев и балкарцев. Археологические находки говорят, что объектом охоты для них были медведи, волки, лисы, зайцы, олени, кабаны, горные козы - туры и мн. др. Хороший охотник всегда считался человеком достойным и уважаемым в обществе. О таких охотниках слагались народные песни, что свидетельствует о том, что охота глубоко вошла в систему народного хозяйства балкарцев и карачаевцев. Об этом говорит поклонение божеству - покровителю охоты и охотников - Абсаты. В честь Абсаты балкарцы и карачаевцы устанавливали различные изображения - стелы из камня, другого материала. Одно из таких изображений в виде 4-х метровой каменной стелы в форме дикого животного было найдено археологами в 1959 году в дремучем лесу Чегемского ущелья. Ныне остатки этой стелы стоят во дворе Краеведческого музея в г. Нальчике. Перед отправкой на охоту балкарцы и карачаевцы приносили жертву Абсаты, оставляли ему по одной стреле или пуле, а после удачной охоты ему выделяли определенную долю дичи. ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ И ТОРГОВЛЯ Как и перечисленные виды деятельности, домашние промыслы и торговля играли важную роль в системе экономики Карачая и Балкарии. Поскольку это были высокогорные области, здесь издавна получило широкое развитие горнорудное дело. Предки балкарцев и карачаевцев, а затем и они сами научились добывать и обрабатывать горные руды. Обо всем этом красноречиво говорят многие археологические находки медных, бронзовых, железных, свинцовых, серебряных, золотых изделий. Этот факт подтверждают и многочисленные места древних выработок меди, железа, свинца и серебра у сел. Карт-Джурт, Верхний Чегем, Верхняя Балкария, Верхний Баксан и др. Следы металлических орудий: рубанка, пилы, скребков и др. - на деревянных изделиях служат таким же аргументом для определения высокого развития металлообработки. Их горы обеспечивают им селитру и серу, - писал Клапрот, - и им не приходится для их добывания, подобно черкесам, выщелачивать подстилку овечьих стойл и загородок. Их порох мелкий и отличается особенной силой. Всевозможные украшения: серьги, кольца, перстни, диадемы, уникальные навершия для женских шапочек - все это говорит о высоком уровне ювелирного мастерства балкарцев и карачаевцев. Многочисленные башенные сооружения, склепы и мавзолеи свидетельствуют о высоком уровне камнерезного и строительного мастерства. Есть прямая возможность предполагать, что строительное дело в Балкарии и Карачае выделилось в отдельную отрасль ремесла. Нет сомнения в том, что в такую же отрасль ремесла выделилось изготовление войлока - киизов, войлочных изделий, бурок, башлыков, головных уборов и т. п. По словам академика И. Гильденштадта, балкарцы все необходимое выменивали на шерсть, толстое сукно домашнего производства, войлоки, лисьи и куньи меха и т. д. Торговля у балкарцев и карачаевцев в XIV-XVIII вв. была в основном меновая, не за деньги, - писал Э. Кемпфер. Де ла Мотрэ писал, что деньги настолько мало известны или так редки в этой стране, что торговля совершается путем обмена. О том, что деньги еще не были в ходу, говорят и археологические находки. Например, в XVIII веке монеты в Балкарии еще служили украшением и подвешивались вместе с бусами на шею девушек из богатых семей. Балкарцы и карачаевцы вывозили в XIX веке на еженедельные рынки в Они и Рачу многие товары домашнего производства: войлочные ковры, сукна, башлыки, сыры, молочные и мясные продукты. О широких масштабах торговли свидетельствуют находки турецких монет у сел. Ташлы-тала, арабских монет у сел. Верхняя Балкария, Верхний Чегем, Быллым и др. Множество находок изделий из драгоценных камней и др. говорят также о широком размахе торговой деятельности. По территории Каравая проходил, например, Великий шелковый путь из Хорезма в Византию, что также способствовало торговле. Активную торговую деятельность развернули в Карачае и генуэзские купцы. По подсчетам авторов XIX века, балкарцы и карачаевцы получали огромные средства за свои сукна, выбрасываемые на рынки Кавказа и других районов. Так, например, в Чегемском обществе в год производилось 114500 аршин, в Баксанском - 108500, Балкарском - 100000, Холамском - 41000 ар. сукна, т. е. на каждый двор приходилось в среднем по 170 аршин сукна. Авторы утверждают, что если продавать это сукно даже по 50 коп., то общая счмма получаемой балкарцами прибыли будет более 195000 рублей. Если к этой сумме, полученной только за торговлю сукнами, добавить прибыль от других товаров, тогда общая сумма будет значительно большей. Сюда надо добавить стоимость бурок, башлыков, мясомолочной продукции и пр. Например, из трех карачаевских аулов в 1878 г. было вывезено 16075 бурок и 3470 полстей сукна. Выведенная карачаевцами порода овец - карачаевская, прославлена высоким качеством мяса и шерсти. Эта порола овец неоднократно награждалась золотыми медалями и грамотами XIX века в Лондоне, Москве, ярмарках Новгорода и Варшавы и т. д. Такова была в общих чертах экономическая база Балкарии и Карачая. ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ Балкария и Карачай представляют собой почти сплошной горный массив Центрального Кавказа, поэтому их поселения носят горный характер. Одни располагались в высокогорных районах, на склонах горных склонов и на вершинах горных плато, другие на плоскости и в долинах ущелий. Ранние поселения носили характер однофамильных родовых поселений, защищенных родовыми оборонительными комплексами, башнями и пр. Несмотря на неудобные условия планировки балкаро-карачаевских поселений, в них уже в XIV-XVII вв. археологи выявляют хорошо продуманные и вымощенные улочки, проулки между рядами жилищ. В горных условиях Балкарии и Карачая основным строительным материалом для возведения жилищ является камень. Но в Карачае наряду с каменными жилищами встречаются и специфические срубные дома из бревен. Раскопки на Эль-Джурте и обнаружение обгорелых бревен, сведения путешественников XVII-XVIII вв. позволяют констатировать, что срубные дома были характерной особенностью быта карачаевцев. Восточной границей их распространения было Баксанское ущелье, где встречаются и каменные, и срубные дома. Во всех других ущельях Балкарии дома строились из камня, как и у соседних народов Центрального Кавказа. Архитектурные особенности и отдельные детали балкарских жилищ XVI века, например, домов Тамука Кулиева в Булунгу, Хаджимурата Кулиева в Верхнем Чегеме (Эль-тюбю), Буллы Забакова в Кюнлюме, Мусарби Малкарова в Верхней Балкарии и мн. др. представляют почти копии архитектурных деталей всемирно известных памятников в Микенах, Египте, гробнице Хнемхотепа в Бени-Хасане, сооруженных за 3000 лет до указанных жилищ балкарцев. Знакомство с отдельными элементами балкарской народной архитектуры, - пишут архитекторы, - дает возможность особенно реально представить, как происходило зарождение архитектурной и строительной культуры вообще, причем позволяет судить об этом наиболее ясно, поскольку здесь эти зачаточные формы существуют не как археологические отрасли, а действующие элементы еще обитаемых построек. ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ Одежду карачаевцы и балкарцы шили из домотканых сукон, обработанной кожи, сафьяна, мехов и пр. С развитием торговли и обмена либо вся одежда, либо ее отдельные элементы изготавливались из фабрично-заводских тканей. Археологические находки говорят о том, что сюда доставлялись шелка из Китая, Индии, Персии и из европейских стран. Наиболее полное представление археология дает о женской одежде, которая состояла из меховых и войлочных шапочек с металлическими навершиями, украшенными драгоценными камнями, из шелковых рубашек; плотных платьев из домотканых и фабричных тканей, сафьяновых сапожек, различных накидок и пр. Женский туалет состоял из множества украшений: перстней, колец, серег, туалетных сумочек и т. п. Один из наиболее полных наборов балкарской женской одежды XIV в. можно увидеть в Краеведческом музее г. Нальчика. Мужская одежда состояла из кафтанов, меховых шуб, ноговиц, горских чабуров и чарыков из обработанной кожи. Обращает на себя внимание ген-чарыкъ, которое происходит от древнетюркского слова ген - обработанная кожа, а чарыкь - это общетюркский термин: обувь, тапки и т. п. Основным украшением мужского костюма были кинжал, пояс и хазыры, вошедшие в литературу как газыри. Столь же широко распространен на Кавказе самобытный мужской головной убор - башлык, т. е. наголовник, характерный для карачаево-балкарцев еще со времен скифов. Вообще, многие элементы женского и мужского костюма карачаевцев и балкарцев носят на себе явные преемственные черты одежды их предков - скифов, болгар, алан. Завершая краткую характеристику карачаево-балкарской народной одежды, необходимо сказать, что она оказала существенное влияние на одежду соседних народов. Дело в том, что любое название перенимается народом вместе с самим предметом, например, галифе, фуражка, костюм, билет и т. д. Следовательно, бытующий у всех народов Кавказа термин башлык не мог получить такое распространение без самого предмета. Если бы этот элемент одежды был изобретен другим народом, то вряд ли у него не нашлось слова голова, чтобы назвать на своем языке наголовник. То же самое относится и к термину аркалыкь - наспинник, к термину газыри (хазыр) - готовый. Дело в том, что этнографы давно отмечают, что первоначально газыри представляли собой готовые заряды для ружей. ПИЩА И УТВАРЬ Как отмечалось, пища балкаро-карачаевцев в основном была мясомолочная, как и у их предков: скифов, болгар, алан и др. Из-за нехватки своего зерна, мучная пища была представлена в кухне этих народов гораздо беднее. Балкаро-карачаевцы обогатили кухню своих соседей всемирно известным айраном и сырами. Среди мясных блюд особое место занимает жёрме, бытовавшее у многих тюркских народов Алтая, Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Кавказа. Отличительной особенностью кухни балкаро-карачаевцев являлись кумыс, конина, шашлык из жеребенка - казы и т. п. Эти элементы особо подчеркивают преемственную генетическую связь карачаево-балкарцев со скифами, сарматами, болгарами, аланами. Рассмотренные выше историко-археологические, этнографические материалы, данные говорят об экономическом развитии, являются базой для формирования их духовной культуры, мифологии, религиозных представлений и всего мировоззрения в целом. ВЫВОДЫ Балкарцы и карачаевцы представляют собой древнейший народ Кавказа. Уже до монголо-татарских и тимуровских погромов они составляли единый этнос, с одним языком и одной территорией. С XIV-XV вв. начинается их территориальное обособление, при сохранении единого языка, общей культуры, психологии и традиций. Древнейшими пратюркскими предками их были представители так называемой курганной (или ямной) археологической культуры древнейших кочевых племен-овцеводов. Материальными памятниками этих предков были курганы и могильники в г. Нальчике, у селений Ак-баш, Кишпек, Шалушка, Быллым; у станиц Мекенской в Чечено-Ингушетии, Тифлисской, Казанской, Ново-Титаровской в Краснодарском крае, у сел. Усть-Джегута в Карачае и др. Кавказско-кочевнический симбиоз предков балкаро-карачаевцев особенно наглядно проявился в сложении знаменитой Майкопской культуры, получившей свое название от кургана в г. Майкопе. В майкопское время предки карачаево-балкарцев имели тесные этнокультурные и языковые контакты со всемирно известной цивилизацией шумеров Двуречья. Наследники ямной культуры - скифы, сарматы, а позднее болгары и аланы явились завершающими весь многовековой процесс формирования балкаро-карачаевского народа. Имеющийся в науке материал доказывает, что балкарцы и карачаевцы на Северном Кавказе проживают уже более 5000 лет. До монголо-татарских погромов их этно-исторической территорией были горы и предгорья Северного Кавказа между реками Лаба и Терек. ПОЯСНЕНИЯ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ Рис. 1. Картина мира по Аль-Истахри. ХРОНИКА ОСНОВНЫХ ДАТ И СОБЫТИЙ IV II тыс. до н. э. Древнеямная археологическая культура, сложение пратюркской общности. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абаев М. Балкария. Исторический очерк. Нальчик, 1993. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕКСТЫ 1. Малкъар халкь жомакъла. В 2-х томах. Нальчик, 1959,1963.
|
|||
|