Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны основные методы и приёмы интерактивного общения, используемые на логопедических занятиях.
В качестве приложения в методической разработке представлены примеры игр, развивающих заданий, обеспечивающих интерактивное общение.
Данные методические рекомендации адресованы учителям-логопедам, воспитателям, психологам, работающим с детьми с ограниченным возможностями здоровья.
Содержание
Введение .............................................................................................................4
I. Аналитическая часть
1.1. Особенности формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых детей.........................................................................................................6
1.2. Интерактивное обучение в коррекционной работе с учащимися школы VIII вида...................................................................................................................7
II. Практическая часть
2.1. Краткая характеристика интерактивных методов и приёмов в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта.....................................................................9
2.2. Направления реализации интерактивных методов и приёмов интерактивного общения.....................................................................................15
Заключение ................................................................................................20
Глоссарий..........................................................................................................22
Список литературы..........................................................................................24
Приложение......................................................................................................26
Введение
На современном этапе развития социума в педагогике, в том числе и коррекционной, возникает необходимость использования инновационных технологий.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и приёмов обучения.
Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где «inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Наиболее трудоёмкими по организации и сложными, как для логопеда, так и для самих учащихся, являются занятия по развитию связной речи и коммуникативных навыков у детей.
Известно, что нарушения связной речи у умственно отсталых учащихся обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развёртывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.
Одной из причин нарушения формирования связной речи у умственно отсталых детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связные высказывания становятся более развёрнутыми, увеличивается количество слов в предложении.
Интерес к теме связного высказывания вызвать и поддержать у детей с ограниченными возможностями здоровья помогают интерактивные методы и приёмы обучения.
К сожалению, в настоящее время в вопросе интерактивного обучения основная масса материалов ориентирована на работу со школьниками и студентами. Литературы по интерактивному обучению школьников с ограниченными возможностями здоровья крайне мало (в основном интерактивные игрушки, игры, программы, рассчитанные на детей с нормальным и высоким уровнем интеллекта). Казалось бы, интерактивные методы и приёмы работы неприменимы к особенностям эмоционально-волевой и познавательной сферам детей с умственной отсталостью. Но в рамках методики интерактивного общения, появляется возможность адаптировать существующие интерактивные методы обучения в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Время диктует новые методы и способы обучения и воспитания и даёт возможность использовать современные инновационные технологии в коррекционной педагогике.
Актуальность данной разработки состоит в том, что с одной стороны, возникает необходимость использования различных интерактивных методов в коррекционной работе по развитию связной (диалогической) речи у учащихся школ VIII вида, и зачастую ограниченным использованием их педагогами на занятиях, с другой стороны.
Целью написания методической разработки является обобщение имеющегося практического опыта по применению различных интерактивных методов и приёмов работы по формированию и развитию коммуникативных навыков у учащихся с интеллектуальной патологией.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Разработать комплекс интерактивных методов и приёмов, используемых на занятиях по развитию коммуникативных навыков.
2. Дать краткую характеристику интерактивным методам и приёмам, способствующим развитию диалогической речи у детей с нарушением познавательной сферы.
2. Определить основные направления реализации данных методов и приёмов.
3. Сформулировать методические рекомендации по организации интерактивного общения на логопедических занятиях в школе VIII вида.
Новизна представленной разработки заключается в том, что в ней впервые рассмотрены логопедические технологии в рамках интерактивного обучения в системе работы специальных (коррекционных) учреждений.
Данная методическая разработка может быть полезна не только логопедам, но и учителям, воспитателям специальных (коррекционных) учреждений с целью формирования коммуникативных навыков у детей с интеллектуальным нарушениями.
В приложении представлены различные средства и приёмы (игры, развивающие задания) интерактивных методов обучения, используемых на занятиях по развитию диалогической речи.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. 1. Особенности формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых учащихся
Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Речь у ребёнка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что объединяет все виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств, способствуют возникновению у детей с ограниченными возможностями в развитии речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.
Известно, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняет ход и качество мышления ребёнка, что неизбежно проявляется не только в когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Кроме того, потребность в общении у детей с нарушениями интеллекта заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.
Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей с недостатками интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребёнка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.
Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Именно в общении ребёнок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности. Поэтому развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями в развитии необходим определённый уровень сформированности навыков коммуникации. Однако пассивность детей, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему— все это тормозит процесс формирования коммуникативных умений.
Трудности в общении у детей с нарушениями интеллекта объясняются не только степенью и характером их интеллектуального недоразвития. На развитие навыков коммуникации существенное влияние могут оказывать внешние объективные причины:
ü условия раннего воспитания в специализированном коррекционном учреждении;
ü исходный уровень готовности ребёнка участвовать во всех видах коммуникативной деятельности;
ü замкнутость и однообразие круга общения в закрытом коррекционном заведении;
ü отсутствие мотивов общения как следствие общей психической инактивности;
ü характер самой личности и др.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков коммуникации выходит на первый план при воспитании таких детей.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Большое значение придаётся проблеме социализации детей, в решении которой ведущую роль играет общение со сверстниками и взрослыми. Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков.
Ведущая роль с реализации технологий общения на логопедических занятиях в настоящее время отводится интерактивным методам и приёмам работы.
1.2. Интерактивное обучение в коррекционной работе с учащимися школы VIII вида
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка.
Нарушения речи у школьников с нарушением интеллекта являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственного отсталого ребёнка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточность способствует у них развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы.
Важное значение в социализации выпускников школы VIII вида является уровень сформированности у них коммуникативных навыков.
Вместе с тем в настоящее время имеется незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления об особенностях коррекции речевых нарушений у детей с недоразвитием познавательной сферы. Остро стоит вопрос о повышении уровня мотивации к логопедическим занятиям у детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь на помощь логопеда приходит интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии, в ходе которых и происходит формирование и развитие коммуникативной функции речи.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Каткая характеристика интерактивных методов и приёмов в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта
На логопедических занятиях с детьми по развитию коммуникативных навыков используются следующие интерактивные методы:
1.Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия).
2.Кинезиотерапевтические методы (коррекционная ритмика, психогимнастика, логоритмика, фонетическая ритмика, кинесиология).
3.Психокоррекционные методы (драматизация, пантомима, театрализация, инсценировки, спектакли, диалоги (беседы, дискуссии, интервью, проблемные вопросы), биодрама),
4. Информационно-компьютерные технологии: видеоэкскурсия, просмотр мультфильма, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим обсуждением услышанного.
5. Элементы арт-терапии: рисование, лепка, куклотерапия, музыкотерапия, танцетерапия.
Данные методы могут быть применимы как в урочной форме, так и во внеклассной деятельности в виде виртуальных путешествий, проведения спектакля, логопедического праздника, викторины, КВН и др. формах организации нестандартных занятий.
Главная задача логопедических методов и приёмов – обеспечить интерактивное общение. Методика интерактивного общения включает в себя не только интерактивные формы обучения с использованием новых технологий, но и диалоговое общений, адаптированное к умственно отсталым детям. Интерактивно общаясь с ребёнком, мы обучаем, развиваем, воспитываем его, корригируем дефекты, социализируем, адаптируем к окружающему миру, помогаем в школьном обучении и готовим к дальнейшей самостоятельной жизни.
Самое главное значение в работе логопеда отводится игровому методу, который пронизывает всю деятельность детей на логопедических занятиях. Игры, способствующие формированию коммуникативных навыков у детей, могут быть различных видов:
- сенсорные;
- познавательные;
- образовательные (тематические);
- интеллектуальные;
- сюжетно-ролевые (деловые);
- подвижные.
Интерактивными средствами игрового метода являются соответственно сами игры, настольные, игрушки, дидактические игровые пособия.
В игре ребёнок учится контактировать с педагогом, другими учащимися, общаться, соблюдать определённые правила игры и адекватно взаимодействовать в коллективе, выполнять роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у детей с нарушением познавательной сферы формируется необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность в целом.
Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой метод переходит в сказкотерапию. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи.
Нередко сказкотерапию объединяют с играми с песком. Песочные игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Песок и вода не имеют структуры и могут, превратиться по желанию ребёнка во что угодно: в поверхность луны, пляж, лесную полянку и др. не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно в работе с застенчивыми, замкнутыми детьми.
Задания многих игр на логопедических занятиях предполагает сотрудничество ребят: совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий, решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность, речевую активность.
Широкое применение в логопедической практике получили кинезиотерапевтические методы – «терапия движением». Одной из форм такой терапии является коррекционная ритмика. Это широкое понятие, включающее в себя элементы логоритмики, фонетической ритмики, музыкально-ритмических занятий, коррегирующей гимнастики, писхогимнастики. Все эти компоненты коррекционной ритмики тесно связаны между собой. Большое значение в развитии коммуникативных навыков у учащихся с нарушениями в развитии придаётся логопедической ритмике и психогимнастике.
Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров общения, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
В коррекционной педагогике широко применяется метод образовательной кинесиологии – «гимнастике мозга». «Гимнастика мозга» - одна из доступных, мягких фор адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков.
Все перечисленные формы работы способствуют формированию адекватной самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.
Психокоррекционные методы - драматизация – это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.
Драматизация способствует:
1. развитию социального сознания учащихся;
2. совершенствованию лингвистических способностей;
3. выявлению интересов и потребностей учащихся;
4. увеличение словарного запаса;
5. развитие навыков говорения;
6. улучшению качества речи;
7. снятие «психологического барьера», связанного с боязнью публичных
выступлений и страхом совершить ошибку.
Диалоги являются одним из видов драматизации.
Существуют различные виды диалогов:
1. свободные (беседы, дискуссии, интервью).
2. стандартные или типовые (социально-ролевые).
При этом использование вспомогательных средств (карточки с рисунками, куклы, «телеэкран» и т.д.) позволят активизировать внимание, речь и активность учащихся.
Инсценировки, спектакли. Одна из главных задач логопеда в данном виде деятельности – это обеспечить в той или иной форме участие каждого ребёнка. На первых этапах работы хорошо ставить кукольные спектакли, пальчиковые, которые позволяют реализовать данный метод. Дети не стесняется публики, при необходимости могут «подсмотреть» слова и при этом чувствовать себя полноценным участником театрализованного действия.
Театрализациякак коллективная деятельность, направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Драматизация как эффективный метод интерактивного общения позволяет в атмосфере доброжелательности, использовать, парные, коллективные и индивидуальные формы работы, создавать творческий настрой, раскрывать потенциал каждого учащегося в непринужденной, игровой форме. Стимулирует интерес к предмету и облегчает усвоение различных лексических и грамматических структур.
В качестве разновидностей драматизации используют биодраму и кукольную драматизацию. Метод биодрамы - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация, где между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или взрослого.
При кукольных драматизациях взрослые (дети между собой) разыгрывают кукольный спектакль (пальчиковый театр), проигрывая заданные педагогом ситуации и сюжеты.
Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции.
При обучении детей связному высказыванию сначала необходимо развить у них умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание здесь уделяется формированию умению слышать и слушать собеседника, используя для этого различные беседы. Условно их разделяют на беседы-рассказы, беседы-рассматривания и беседы-обсуждения.
В ходе бесед - рассказов педагог сообщает детям определённую информацию, например, игровой замысел речевой ситуации. В этот рассказ включается вопросно-ответный диалог о предмете обсуждения, учащиеся делятся личным опытом, что, в свою очередь, требует от них использования тематической лексики.
Беседы - рассматривания строятся в виде вопросно-ответного диалога о демонстрируемых игрушке, картине, иллюстрации.
Беседы – рассуждения проводятся на различные темы, после просмотренного мультфильма, экскурсии, на материале услышанной сказки или рассказа, по иллюстрациям и картинкам и др.
Беседа позволяет повысить активную умственную деятельность учащихся, развивает их внимание и речь.
В старших классах можно частично использовать метод дискуссии как интерактивную форму общения.
В педагогическом смысле дискуссия – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания
мнений учащимися. В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров. Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы: - изложение проблемы или описание конкретного случая; - ролевая игра; - демонстрация кинофрагмента; - обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации).
Так же для развития коммуникативных навыков у учащихся старших классов возможно проведение такой формы интерактивного общения как интервью. Интервью строится согласно определённому плану, заранее подобранных по теме вопросов. На начальных этапах работы по развитию коммуникативных навыков у учащихся старшего звена, вопросы задаёт логопед конкретному ребёнку. Затем уже в роли интервьюера могут выступать сами ребята. При направляющей помощи педагога учащимся доступно составление плана интервью, т.е. разработка вопросов по заданной теме, ситуации, тексту.
Умение и желание ребёнка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний.
На современном этапе развития общества и образования невозможно представить обучение детей без использования информационно-компьютерных технологий.К методам, способствующим формированию у детей с нарушением интеллекта коммуникативных навыков, можно отнести: видеоэкскурсию, просмотр мультфильмов, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим обсуждением услышанного т.п. Средствами интерактивного обучения здесь являются ТСО – магнитофон, DVD - проигрыватель, телевизор, компьютер, ноутбук, планшет.
В последнее время в логопедической работе нашли своё применение и элементы арт-терапии. К арттерапевтическим методам, способствующим интерактивному общению детей на занятиях, можно отнести следующие формы работы:
- рисование (чаще пальчиковое рисование);
- лепка (при работе с умственно отсталыми детьми вместо пластилина и глины целесообразно применять тестопластику);
- музыкотерапия и танцетерапия;
- куклотерапия.
Элементы арт-терапевтических методов могут применяться как структурным звеном в занятии по формированию коммуникативных навыков у детей, так и отдельным целостным занятием (например, танцетерапия с музыкотерапией используются на логоритмическом занятии).
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в младшем школьном возрасте развиты все формы общения, доминирующей среди них является внеситуативно - личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений. Эта высшая форма коммуникативной деятельности служит целям познания социального мира людей. Она формируется на основе личностных мотивов и на фоне разнообразной деятельности: учебной, игровой, трудовой и познавательной, удовлетворяя потребность во взаимопонимании и сопереживании, используя все ранее усвоенные средства общения комплексно.
Повышение эффективности работы по формированию и дальнейшему развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения возможно благодаря применению интерактивных методов и приёмов обучения.
2.2. Направления реализации интерактивных методов и приёмов интерактивного общения
Интерактивное общение – это диалоговое общение. Основные направления подбора средств комплексной и адаптационной коррекции в условиях специализированного учреждения основываются на принципе взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе обучения и воспитания в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процессов социализации школьников с недоразвитием познавательной деятельности, речи и особенностями эмоционально-волевой сферы.
Развитие коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в три этапа.
Первый этап – вопросно – ответный диалог.
Второй этап –общение между детьми.
Третий этап –совершенствование усвоенных навыков.
На каждом этапе работы логопед строит коррекционно – развивающую деятельность на основе направлений применения методов интерактивного общения:
1. Логопед – ребёнок.
Эта форма общения организуется чаще на индивидуальных занятиях.
Данное направление осуществляется через проведение различных видов игр: сенсорных игр, познавательных, образовательных (тематических), интеллектуальных, подвижных, деловых.
Игры могут проводиться непосредственно перед составлением рассказа для введения в тему повествования, в ходе составления рассказа с целью максимального погружения в смысл описываемой ситуации, по завершению составления повествования в качестве обобщения и закрепления связного высказывания.
В данном направлении реализуются такие методы как: беседа, инсценировка диалога между логопедом и ребёнком, интервью, логоритмические упражнения, психогимнастика, биодрама, пантомима, элементы арт-терапии.
На индивидуальных занятиях удобно использовать ИКТ, предоставляя ребёнку различные развивающие задания, направленные на формирование лексики, коррекции словесно - логического мышления.
2. Логопед – группа детей.
Самая распространённая форма организации работы группы детей, т.е. использование и традиционных, и инновационных методов обучения в комплексе.
Поэтому при такой организации работы могут применяться все интерактивные методы обучения, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков и развитию связной (диалогической) речи.
Все методы направлены на побуждения педагога к участию в ходе занятия всех детей без исключения.
На занятиях по развитию связной речи данные методы могут применяться при введении в тему или сюжет рассказа, при работе над смыслом текста, характеристикой героев, а так же на заключительном этапе – составления целостного высказывания.
Для большего воздействия на эмоциональную сферу ребёнка на занятиях применяется и музыкотерапия, сопровождающая игровую и практическую деятельность детей. Для внутреннего «проживания» ситуации или характеристики героя, составление связного высказывания идёт на фоне музыки (звуков природы, музыки для релаксации), соответствующей тематике и сюжету.
3. Логопед – игрушка – ребёнок (дети).
Использование игрушки необходимо, как для установления эмоционального контакта (педагог ведёт диалог с ребёнком через игрушку, от лица игрушки), так и для нормализации эмоционального состояния ребёнка, снижения его уровня тревожности, агрессии и самоагрессии (на первых этапах работы педагог использует любимую игрушку ребёнка.
Игрушки используются для передачи эмоционального состояния героев и организации диалогов.
Также в этом направлении используются различные виды кукольного театра, в том числе пальчикового.
Игрушки и кукольный театр широко используются для формирования плавной речи у заикающихся детей. Ребёнок как бы становится этим героем и, говоря от его имени, перестаёт запинаться.
Методы куклотерапии и театрализации применяются на занятиях (чаще внеклассных мероприятиях) в качестве закрепления содержания текстов рассказов или пересказов, сказок, мультфильмов.
Интересным и необычным приёмом по формированию навыков общения является работа с интерактивными игрушками («говорящая» кукла). Такие куклы могут загадывать загадки, рассказывать сказки, петь песни. Логопед организует подобное общение куклы с детьми (или ребёнком). К сожалению, на данное время это самое дорогостоящее средство обучения
4. Логопед – схема – ребёнок (группа детей).
Нередко в логопедической практике в школе VIII вида встречаются неговорящие, т.е. не владеющие вербальной речью. У них большое значение приобретают другие виды коммуникации – поддерживающая, опорная – жесты, мимика, картинки и символы. Такие дети впоследствии будут воспитываться либо дома с родственниками, либо в учреждениях собеса. Поэтому главной задачей специалистов нашей школы – научить детей использовать средства невербальной коммуникации как элемент срочной сигнализации о своих насущных потребностях: пище, отдыхе, туалете. С этой целью в логопедической практике широко используются пиктограммы и предметные картинки.
Особое внимание уделяется такому элементу невербального общения как взгляд. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроениях ребёнка. Общеизвестно положение, что дети с глубоким нарушением интеллекта могут дифференцировать 4 состояния: радость, беспокойство, покой и недомогание. Эти состояния тоже отражаются в схематично нарисованных человеческих лицах.
Эта методика используется и для работы с аутичными детьми, для коррекции эмоционального состояния ребёнка, для уточнения последовательности действий, формирования временных представлений, вызывания чувства безопасности, упорядоченности, защищённости. Работа ведётся через схемы, программы, изображённые графически, различные пиктограммы.
Здесь могут быть использована методики Нуриевой Л.Г. «Развитие речи аутичных детей», система знаков, разработанная в Центре патологии речи г.Москва, книга «Леб система» автор А Ягелло, пиктографические коды программы BOARDMAKER, карточки PECS - Система альтернативной коммуникации с помощью карточек.
Так же пиктограммы используются для формирования коммуникативной функции речи у детей с апраксией. Здесь можно говорить об альтернативном интерактивном общении (посредством картинок, схем, пиктограмм).
На занятиях по развитию речи часто используются опорные таблицы – схемы, мнемотаблицы, представляющие собой схематичный или рисуночный план составления рассказа-описания-повествования или пересказа.
Работа с подобным планом ведётся на протяжении всего занятия.
5. Логопед – ребёнок – ребёнок.
Это специфический вид работы, когда обучение одного ребёнка с выраженными нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения ведётся с помощью другого ребёнка без особых отклонений. Ребёнок по этапной инструкции педагога проводит фрагмент занятия (физминутку, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, логоритмическое упражнение) с другим ребёнком. Этот приём применяется при затруднении или невозможности непосредственного общения педагога с ребёнком для установления контакта и вовлечения его в совместную деятельность.
В рамках данного направления работы применимы методы: интервью («сильный» ребёнок задаёт вопросы «слабому»), пантомима и психогимнастика («слабый» повторяет за «сильным» движения), арт - терапия («сильный» помогает в работе «слабому»), работа с компьютером (первым задание выполняет «сильный» ученик, «слабый» повторяет за ним это же или аналогичное задание).
На занятиях по развитию связной речи этот приём применяется на этапе составления рассказа. Логопед просит сначала сильного ребёнка составить предложение. Более «слабый» ученик повторяет за «сильным». При отборе картинного материала, игрушек для составления связного высказывания посильную помощь детям с выраженными речевыми нарушениями оказывают дети с меньшей речевой патологией.
6. Логопед – ребёнок (дети) – ТСО (магнитофон, компьютер, TV, DVD).
Средствами интерактивного общения здесь являются: различные интерактивные программы и игрушки, а так же обучающие задания с использование наглядного материала на компьютере, логические игры на развитие лексики, книги с иллюстрациями, электронные пособия в форме презентаций.
Сюда же можно отнести и работу с применением телевизора и DVD. Использование фрагментов мультфильмов, обучающих фильмов, записанных на DVD для расширения представлений об окружающем мире, для показа предметов, объектов, действия для развития общения.
Здесь возможен такой метод как видеоэкскурсия – когда дети проходят виртуальное путешествие по тем местам, где невозможно оказаться в реальности в данное время (сад, лес, вокзал и др.).
В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информа