Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКА «ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ИЗ МЕТАЛЛА»

в 5 классе

 

Составитель: учитель технологии Хаматгалеев Э. Р.

 

Стерлитамак

Подготовка к уроку начинается с подготовки чертёжных инструментов (циркули, линейки, карандаши, ластики, транспортиры, треугольники, листы масштабно-координатной бумаги и ватмана (А4)). Подготовить чертёжные принадлежности учитель должен с учётом того, что в ходе проведения урока может выявиться нехватка этих инструментов, т. к. большинство из этих инструментов для учеников 5 класса являются новыми, которыми им на данном уроке придётся оперировать впервые.

Начало урока – традиционное: приветствие, проверка отсутствующих, сообщение темы и цели урока.

Проверка домашнего задания может быть сведена к ответам на вопросы по предыдущему параграфу, выполнению заданий интерактивного теста «Тонколистовой металл и проволока», карточек-заданий, выполнению упражнений в тетради на печатной основе.

Актуализация знаний учащихся и мотивация к познавательной деятельности могут содержать в себе вопросы, отражающие предшествующие и сопутствующие межпредметные связи, связь новой темы с практической деятельностью человека.

План изучения нового материала: 1. Сообщение сведений о видах графической документации. 2. Масштабы. 3. Виды. Расположение видов на чертеже. 4. Основные правила выполнения графических изображений. 5. Обозначения на чертежах. 6. Развёртка. 7. Типы линий. Назначение линий.

Средства наглядности могут быть как натуральные (например, изделия из тонколистового металла и проволоки, используемые в быту), так и графические (изобразительные), т. е. показ таблиц, чертежей (опосредованная наглядность), и показ на классной доске приёмов изображения фигур и тел (непосредственная наглядность).

Желательно чередование видов наглядности: демонстрационной (презентация на экране) и раздаточной (инструкционно-технологическая карта).

Для поддержания интереса к изучаемому материалу полезным будет совершить исторический экскурс (эпизодическое сообщение), в частности, на данном уроке были рассмотрены элементы истории масштабов и размеров.

Проверку знаний, умений и навыков целесообразно проводить периодически, после объяснения обучающимся каждого структурного пункта плана изучения нового материала. Способы контроля: наблюдение за учащимися в процессе работы, устный опрос и др. (по усмотрению педагога).

В ходе изучения нового материала (или каждый раз после долгой работы с интерактивной наглядностью) необходимо проводить интерактивные физкультминутки, которые позволяют обучающимся расслабить мышцы глаз, произвести разминку для глаз.

На практическом этапе выполнять чертёж развёртки коробки из тонколистового металла начинаем с построения осевых линий и проведения контуров заготовки для развёртки в тонких линиях. На этом этапе важно дать понять ученикам, что эти построения мало отличаются от построения различных геометрических фигур на плоскости, которое они выполняли в начальных классах и уже выполняют в 5 классе.

Учитель выполняет построение развёртки на классной доске, сопровождая свои действия контролем построений учащихся и объяснением порядка и правил работы (см. текст объяснения в плане-конспекте урока).

После выполнения данного задания следует отвлечься и провести физкультминутку (см. план-конспект урока) с выполнением упражнений на физическую активность, которые оказывают благотворное влияние на позвоночник, мышечный тонус и эмоциональный настрой обучающегося.

Следующий этап практической работы – выполнение технического рисунка детали «Уголок».

В связи с тем, что дети сталкиваются с этим видом построений впервые, можно облегчить задачу и позволить выполнить работу в тонких линиях с помощью линейки, а обводку контуров детали сплошной толстой основной линией целесообразно выполнять уже от руки, на-глаз.

Учитель также выполняет построение технического рисунка на классной доске, сопровождая свои действия контролем построений учащихся и объяснением порядка и правил работы. См. текст объяснения в плане-конспекте урока.

Но наиболее привлекательным для многих детей, скорее всего, окажется последний этап практической работы – построение модели детали «Уголок» в системе автоматизированного трёхмерного проектирования «КОМПАС-3D».

Для выполнения данного задания необходимо оборудовать помещение хотя бы одним компьютером и мультимедийной установкой с проекционным экраном (будет лучше, если компьютеров будет больше, чем один).

В случае работы в кабинете информатики, где имеется возможность обеспечить компьютером каждого обучающегося, весь класс выполняет данное задание одновременно за определённый период времени, имея на руках инстуктивно-технологические карты с этапами построения трёхмерной модели.

В случае же, когда работы выполняются в мастерской с использованием на весь класс одного компьютера, обучающиеся приглашаются к выполнению задания по одному. Остальные ученики в это время наблюдают за построением модели детали, что позволит им оказаться частично подготовленными к моделированию детали и облегчит задачу учителя по инструктированию учащихся.

Работу учеников учитель сопровождает объяснением приёмов работы и этапов построения: «Для выполнения задания необходимо активизировать программу «Компас 3D LT V9». На панели инструментов нажать кнопку «Создать» и выбрать из предложенного списка «Деталь». После этого нужно выделить одним нажатием на левую кнопку мыши плоскость, на которой мы будем выполнять эскиз уголка (в нашем случае – горизонтальная плоскость). Наведя на выделенное, нажать на правую кнопку мыши и выбрать в контекстном меню пункт «Эскиз». В координатной плоскости XOY выполнить построение эскиза уголка, активизировав инструментальную панель «Геометрия» и воспользовавшись инструментами «Отрезок» и «Окружность». Активизировав инструментальную панель «Редактирование», произвести операцию «Усечь кривую двумя точками», получив, таким образом, главный вид эскиза уголка. После этого активизировать инструментальную панель «Редактирование детали» и произвести «Операцию выдавливания». Технический рисунок уголка выполнен. Дополнительно можно нажать на кнопку «Повернуть» верхней панели инструментов и произвести вращение детали в пространстве.

В конце занятия рабочие места приводятся учащимися в порядок.

Учитель сообщает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Ученикам, у которых в ходе практической работы были выявлены трудности и ошибки в построении развёртки и технического рисунка, даётся дополнительное индивидуальное задание (по аналогичным построениям).

Не лишним будет и выдать детям на руки диски с бесплатной версией программы «КОМПАС-3D», которую они бы могли установить на домашних персональных компьютерах, а также инструкционно-технологическую карту по построению модели уголка и аналогичное задание для самостоятельной работы дома.

На этапе подведения итогов урока учитель совместно с детьми формулируют выводы по уроку, проводится опрос по вопросам самоконтроля, выполняются задания интерактивного теста с разбором типичных ошибок, выставляются в журнал и комментируются отметки за практическую работу на уроке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.