Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Физиологические основы формирования ребенка



Физиологические основы формирования ребенка

Олег Чагин

Есть такое слово Онтогенез. Я предлагаю всем, кто собирается быть папами или мамами открыть интернет и узнать, что это такое.

Онтогенез – это как формируется человек, ребенок. Относительно нашей темы. Почему это надо знать. Если вы поймете и узнаете кК формируется ребенок, его порядок и этапы развития, вы будете лучше понимать динамику этого процесса. Мы будем говорить об эволюции. Каждый день в онтогенезе ребенка это десятки и тысячи сотен лет эволюции. то есть это огромный труд наших всех предков. которые почему-то все думают, что мы произошли от приматов, но с таким же успехом можно думать, что мы произошли от рыб или из космоса.

Онтогенез. Если мы понимаем онтогенез, то нам легче понять, почему и что происходит с нашим ребенком. Почему это важно знать. Казалось, бы ну следите за ним как миллионы лет было и сообразно этому периоду поступайте. Но, когда это было раньше и когда это было в естественных условиях, климатических и географических, тогда да, тогда это было все естественно. Был естественный отбор, это великое горе, великое завоевание цивилизации, благодаря этому мы и сидим здесь. Несколько сотен лет назад мы лишились естественного отбора и социальные факторы стали доминировать. Ну и отсюда начались какие – то проблемы. Лишившись естественного отбора мы должным были взять на себя ответственность за сохранение ребенка, выращивание ребенка. т.е. мы уже начинаем выращивать, уберегая от множества разных причин, по которым он раньше бы вовсе не выжил. Так вот почему это важно, если раньше естественный отбор и как только нарушался какой-то порядок в развитии ребенка, происходил какой-то фактор естественный отбор вычеркивал из этой линии жизни определенные виды и категории, то уже с приходом цивилизации этот механизм утратился. Почему важно наше участие. Если представить это как ленту жизни, нас будет интересовать период рождения или зачатие, онтогенез; на ленте мы отмети период 3-4 года, момент полового созревания, и все оставшееся.

 

Рисунок 1. – Лента жизни

 

Если мы первый участок  не будем делать правильно, т.е. мы нарушим (например, накормив беременную жену апельсином,  получим аллергическую реакцию). С медицинской точки зрения в плане здоровья есть очень короткий промежуток времени, в течение недели-полутора, когда содержание кальция у мамочки если есть необходимый, то зубы у ребенка будут нормальными, хорошими; если дефицит, то ребенок возьмет, конечно, все, что можно из организма, но может не хватать, а значит будут еще и другие проблемы. Раньше это было незначительно, потому что это естественный был процесс. На сегодняшний день это нужно учитывать, т.е. нужно знать, что нужно делать в какой период. Но это до рождения. После рождения следующий период начинается.

Я бы хотел остановиться на моменте искусственного и естественного вскармливания. Ну, вы знаете, что при естественном вскармливании нагрузку создает и испытывает ребенок, артикуляционная группа, челюстно-лицевой аппарата, т. е. для того, чтобы наесться – это приблизительно такое давление, как в шине автомобиля. И он прекращает кушать не когда он наестся, а прекращает кушать только тогда, когда у него вся эта группа устает и он уже не может дальше есть, потому что у него чувство сытости как у котят – отсутствует. То есть он перестает кушать только тогда, когда он устает и он что делает? – откидывается, набирается сил, поспал, восстановился и пошло-поехало опять.

Искусственники в этот момент. Вот проколоть дырочку в соске конечно можно, только так ее проколоть, чтобы у ребенка возникла потребность именно в такой мощной силе вот этого сосания невозможно. Поэтому, когда дырочка маленькая – он не наедается (т.е. ел, ел, устал и не хватает еды), а когда сильно большая – он переедает и начинаются проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушением сна и так далее. Выращиваем таким образом невротика, потому что он хочет кушать, у него это основная потребность и когда он не получает питательные вещества, он что делает как все мы? Нагрузка во время кормления необходима для того, она не специально получилась, мы так выросли, для того, чтобы артикуляционный аппарат сформировался полноценно. Логопеды знают эту тему, искусственников сразу видно, есть такой термин слабое верхнее нёбо. Т.е. все эти челюстно-лицевые группы не формируются под нагрузкой. Самое минимальное, что мы из этого получим: нарушение дикции, аномальные прикусы и т.п. Нормальных прикусов у молодых людей до 30 лет практически нет, а значит был нарушен естественный механизм кормления.

Мы говорим сейчас о том, что не потому что это традиция, а потому что так человек сформировался, т.е. он вырос в условиях напряжения и нагрузки, в условиях выживания. Жесточайшие были условия, но только поэтому мы и сформировались. И поэтому когда мы этот фактор убираем, сразу начинаются дегенеративные изменения. их можно скомпенсировать стоматологией, прическами, одеждой, чем угодно. Но в самой сути, в самой основе мы видим эти нарушения.

Ну вот ребенок на спине либо на животе в положении. Вот мы на спину ребенка положили, потому что нужно его видеть; а если мы его на живот положим, то обязательно бабушка скажет, что он там задохнется, т.е. как бы целая культура вокруг этого. Вот разница в развитии ребенка, который спит и живет как бы на спине и на животе на одном годе, на одном годе жизни около трех месяцев в отставании. Вот мы перевернули его на спину – он лежит. Толкаться ногами, лежа на спине, он не может, сучит ногами просто; руками - он руки не контролирует; зрение у него не сформировано – что он видит, он ничего не видит. Вы, конечно, можете купить ему супер-пупер игрушки перед глазами, они будут вас радовать, для него они абсолютно никакой информации не несут. Если мы ребенка переворачиваем на живот, то у него вся жизнь получается перед носом, любое напряжение рук, которые требуются у него связываются с мозговыми структурами, он видит свои руки и понимает, что любое изменение у него замыкается вот в эти рефлекторные дуги. Ну и ногами он начинает ползать. Вы знаете, что детеныши ползают сразу от рождения. Потом начались физиологические изгибы: головку поднял и так далее. Ну и еще я говорю, что его (ребенка) нужно мучить постоянно. Это очень плохо, что он лежит и у него все хорошо. Ему нужно создавать стены проблем. Так вот разница между ребенком, который лежит на спине и ребенком, который лежит на животе – до трех месяцев. На годе разница в три месяца – это очень весомо. Потому что раз он не контролирует руки – то он что с ними делает, как бабушки говорят – проткнет себе глаз. И раз он руки не контролирует, что надо сделать… И вместо того, чтобы научить ребенка двигать руками и понимать эту связь, мы его, как говорится, обездвиживаем. И потом, через это обездвиживание.. Но нужно понимать, что все эти рефлекторные механизмы потом переходят в психологические комплексы. Всегда. Первый физиологический комплекс, который из физиологии идет – это потребность получить дополнительные питательные вещества еще в утробе. Т.е. ребенок, когда чувствует, что ему не хватает чего-то, голодный, он что делает, когда в животе – он начинает там двигаться. Если ребенка перекармливать, то этот механизм у него не сформируется. А в чем он по-простому если его назвать? Для того чтобы поесть – надо подвигаться, поработать. И выходит, что этот механизм у человека уже взрослого, можно полностью отключить таким вот способом. Это упрощенно, конечно, но тем не менее очень важно. Любая капелька вот в этом периоде это то же самое, как если сравнить с садом или огородом: ждать капусту или морковку, если вы когда-то семя маленькое не посадили и не полили – бесполезно. А у нас почему-то это нормально. Мы потеряли этот физиологический процесс. Мы не выращиваем клубнику, морковку или арбуз с дыней, мы их покупаем уже готовыми. Так вот детей нельзя готовыми покупать - их выращивать надо. вот этот надо понимать. Человек потеряв понимание этой, так называемой, технологической цепочки выращивания детей, сталкиваясь с детьми только в определенных процессах, он теряет вот эту линию воспитания. Да, вот ребенок родился и начинается: мы его бережем, нам хочется, чтобы он был спокойный, послушный, тихий на радость мамам; а потом вырастает тихий, послушный взрослый; ну и потом мы видим государственную систему управления. Из знающих как понравиться, тихих и послушных. Мозгу ребенка, мягко скажем, нужно дозревать. Т.е. количество нервных центров у ребенка в голове сформировано, а связи между ними еще нет. И он тратит первые недели и месяцы жизни на то, чтобы дозреть. И это такая тяжелая работа. Это миллионные объемы формирования этих связей. Мы думаем, что он спит, но у него в голове в этот момент ядерный реактор.  Аналогов по интенсивности происходящих процессов в мозге у новорожденного, в природе аналогов у взрослого уже нет. На это нужны строительные материалы. Какой строительный материал нужен на развитие мозга? Мы говорим про глютамин. Для чего нужен строительные материал на выращивание связи? Вот нервные ядра, например, в них смысл есть только если они связаны. Можно изобразить между ними связи. Понятно, что между какими-то ядрами отношения есть, между остальными нет. Желательно для полноценной работы мозга, чтобы нервные ядра были связаны со всеми. Но это будет только тогда, когда этот нервный центр должен быть востребован. У вот у ребенка есть такой счастливый период в нашей эволюции, что у ребенка эти связи формируются не потому, что они востребованы здесь и сейчас у него, как у взрослого, а потому что они должны будут быть востребованы потом. Взрослые, потеряв этот механизм, теряют способность к формированию этих связей и формируют их только вынужденно. У ребенка это безусловно. Потому что на формирование этих связей у взрослого человека нужно потратить энергию, а энергию организм тратить не хочет. И если только в этом не возникнет необходимость. Но и в этом случае он не будет тратить энергию, а попробует обойтись тем, что у него уже есть. Мы говорим здесь об адаптационном синдроме. Адаптация. Мы выжили засчет адаптации, но людьми мы стали засчет того, что кто-то из нас, из наших предков, вышел за границу ареала, преодолел какие-то усилия и получил с этого преимущество, потеряв огромное количество сородичей. Только потому мы стали людьми. Сейчас необходимости выходить за границу ареала в социальном плане у нас нет. Терять сородичей мы на этом не можем, нет такой потребности, - поэтому мы вырождаемся. Мы нарушили естественный ход нашего развития и формирования. Так вот получается, что в идеале, хорошо бы каждая клетка была связана с каждой. 10 центров – это сколько связей можно сформировать между центрами? Вот возьмем, к примеру, 70 миллиардов нервных клеток, которые нужны для нашей жизнедеятельности, и мозг работает не в десяти процентном объеме, как всегда, а в полном энергетическом потенциале. Грубо говоря, один нервный центр сформировать может несколько тысяч нервных связей с другими. Но если эти несколько тысяч будут связаны с несколькими тысячами других, то энергетический потенциал для такого объема можно будет сравнить с энергетическим потенциалом поселка, города и так далее. Потенциал, сформированный из 90 процентов нервных клеток полностью – невозможен на данный момент. Мозг с огромным запасом, чрезмерным. Считается, что всей энергии на земле не хватит, чтобы обеспечить такой мозг по его потенциалу. Так вот получается глютамин. Глютамин – аминокислота; она вырабатывается мозгом; необходима для созревания мозга. В чем тут проблема? Ребенок первоначально не имеет метаболизма печени. Всю энергию, которую он получает – он получает от мамы. Мама согревает его своим теплом, кормит его своим молоком, обеспечивает его жизнедеятельность. Это основа жизни: безопасность, любовь, тепло, - все этим категории – они безусловные. А потом наступает момент, когда ребенку нужно понемногу переходить на обеспечение энергией себя самостоятельно. Должен метаболизм мозга сместиться на метаболизм печени. Там уже за это отвечает туарин – аминокислота, которую сейчас добавляют в энергетические напитки. И вот это соотношение глютамина и туарина – это работы Павлова и Доронина, которые вот эту тему объяснили и доказали. Вот это соотношение формирует наш индивидуальный тип. В чем его уникальность? Когда мы переводим период онтогенеза в социум, мы начинаем наблюдать следующие вещи:

- чем отличается глютаминовый стереотип от туаринового? Для глютаминового стереотипа стимуляция мозга самодостаточна. Т.е. сам процесс мыслительной деятельности для туаринового типа самодостаточен. А для печеночного типа, т.к. он связан с теплом, а тепло самая дорогая энергия у нас на Земле, первостепенна. Мы наследники печеночного типа, мы живем на северной территории и в чем особенность метаболизма? В чем особенность «русского духа»? Можно конечно вводить религиозные, моральные, нравственные категории, но мы будем придерживаться научной точки зрения и вводим понятие метаболизма. Печеночный тип – невозможно потратить энергию, чтобы не было результата. И вы если помните своих дедушек и бабушек, то знаете, что это их характерная особенность. Представьте, городской какой-нибудь академик или профессор приезжает в деревню и заводит разговор с деревенским мужиком. И вот у них происходит такой «глютаминовый – туариновый» разговор, как это можно назвать. И вот этот мужик, допустим, спрашивает у профессора, чем тот занимается. Понятно, что профессор отвечает что-то длинной фразой, из которой мужик ничего не понимает. И снова спрашивает: «Так, а работаешь где? Чем занимаешься»? – «Ну, я вот там….» - «А ты что делаешь?» - «А я вот дрова рублю, баню топлю.. картошку собираю»… То есть для «печеночного» типа мир – это предметный мир, для него качественно то, что сделано руками, а вот наука – это уже беспредметная категория. Но при этом нельзя забывать, что науку мы получили как раз благодаря «туариновому» типу.

На нашей территории людей, относящихся к категории «печеночного» или «туаринового» типа больше, чем где-либо. Это связано с географией, с историческими процессами. Те люди, которые были вытеснены на берега незамерзающих морей, они этот механизм усвоили меньше. Здесь никакой расовой теории нет, конечно, чисто политическая география. Так вот будет ли наш ребенок более ответственен за «сделать» или «поговорить» - зависит от того, в каком режиме мы его будем выращивать. Вовремя ли у него переключится вот этот механизм на обеспечение себя теплом. Но вы знаете, что кроватки, колясочки, одежда и вот это вот все, что дает городская жизнь, приводит к тому, что этот механизм у нас тормозится. И мы видим в социальных процессах, что если раньше, в 12-13 лет мальчик был уже интегрирован в хозяйство, в 15 лет он уже мог жениться, то сегодня у нас до 30 лет продлили возрастную категории «молодежь». Например, по городу можно увидеть, идет со спины человек, на вид ему 30-37 по одежде, походке, а обгоняешь – около 50.  Исследования «Когда вы чувствуете себя финансово независимым», по Москве и по области, на выявление социального иждивенчества показали период до 28 лет. То есть до этого возраста включительно молодой человек считает, что он еще живет на иждивении. Что он делает? Ждет, когда бабушка умрет, чтобы освободилась квартира. То есть мы очень интенсивно теряем «печеночный» стереотип и увеличивается количество так называемых «глютаминщиков». В чем их особенность? Мы с вами сейчас говорим больше не о социальных процессах, а о физиологических. Так вот, никогда «глютаминщик» не будет преодолевать усилия и выходить за границы ареала, потому что это угроза его гомеостазу. Для него это дискомфорт. Представим, что у него все было хорошо: мама, квартира - тепло, холодильник – еда, а тут ему говорят, давай, там на БАМ, на Север и т.д. Зачем ему это? Так вот, так как мы воспитательной средой не формируем его стресс-нагрузку, которую он должен постоянно преодолевать, потому что мы же его любим и бережем, чтобы он не испытывал стресс (у Асмолова есть даже такой термин «безстрессовое образование»), никогда такой он не будет испытывать стресс или риск. Почему? Потому что для него это опасно. А почему это опасно? Потому что, если он задерживает свое развитие на глютамине, то самое лучшее, что настигает ребенка в этом случае, это ДСТ-синдром  (дисплазия соединительной ткани). Это всегда происходит под влиянием глютамина. ДСТ-синдром имеют сейчас до 80% детей. В чем он характеризуется внешне: рыхлость соединительной ткани, субтильность, отсутствие мышечного каркаса, который должен обеспечить работу мышц, костей. Из-за этого кость слабая (остеопороз); сутулость, плоскостопие, близорукость. И если у вас такой ребенок, будет ли он стремиться к физическим нагрузкам, преодолению трудностей и так далее? Скорее всего нет. Как он будет решать все свои проблемы? Как решал все свои проблемы человек еще 200-300 лет назад: умениями своими (навыками) либо физической силой (воин). Ребенок в наше время пользуясь критериями успешности и активности родителей, а не его личными, будет реагировать на атрибуты успешности: кроссовки, телефон, место жительство, на какой машине папа приехал и т.п. То, что предыдущему поколению было недоступно, потому что ценились больше человеческие качества. И вот это соотношение между глютамином и туарином, которое приводит к недоразвитости физического развития ребенка, формирует его определенный психологический тип, т.е. он начинает приспосабливаться и адаптироваться. Для такого ребенка риск смертельно опасен. Никогда мы от него не получим подвига, никогда мы не получим действия в интересах других людей, потому что все силы он тратит именно на себя. Это очень маленький ресурс и он его очень ценит. Интересный момент в формировании речи. Важный момент, потому что речь отличает нас от всех остальных живых организмов, населяющих землю. Засчет чего мы говорим? За счет того, что между двумя зонами в головном мозге, между зонами Брока и Вернике, сформировался этот дугообразный пучок. Как он научился говорить (по одной из версий): мама вынуждена была донашивать ребенка на руках, потому что оставить его одного в природе нельзя. Что будет с ребенком, если оставить его в природе одного новорожденного? Ну во-первых он не вырабатывает тепло печенью, он не согревает себя, ну и во-вторых, это опасно, его сожрут просто, поскольку он беззащитен. И любая мать из-за угрозы ее ребенку, проявляет агрессию. Если взять медведицу, то встретив чужого медвежонка на своем пути, она его усыновляет и покуситься на ее медвежат – значит спровоцировать мать-медведицу на агрессию, она вступает в смертельный бой за детенышей.

Так вот, получается, женщина вынуждена своего ребенка донашивать. Она его донашивает на руках, лицом к себе и кормит грудью. И вы, конечно, не помните, но был такой момент, цепочка «грудь-кормление-мама». Ребенок еще не видит ничего, только слышит, и когда начинают зрительные центры включаться, то первое, что он видит, какое-то пятно. Давайте изобразим сейчас овал лица и наметим три точки: глаза и рот. Три динамические точки, которые являются для ребенка триггером. Когда зрительная фокусировка еще только формируется. И это единственное, что ребенок пока видит перед собой в моменты кормления, просыпания – в моменты, когда он счастлив. И он видит вот это лицо, и он видит потом связь между теми звуками, которые он слышит и изменения между этими тремя точками. За это отвечают как раз зоны Брока и Вернике и формируется речь. И вот это я называю Лик, то, что в религиозном сознании у нас осталось как Лик, Икона, Мама. Она не критикуема, она безусловна, совершенна и т.д. Ребенок ее воспринимает некритически.

Потом где-то на отметке в 3-4 года, если обратиться к нашему рисунку, в жизни ребенка появляется папа, который (прим. автора) как сверхсущество из потустороннего мира. Бог практически. В религии он так и зафиксирован. Почему сверхсущество? Потому что ребенок видит, что вдруг появляется в его жизни существо, которое главнее мамы. А до этого главнее мамы никого у него не было. И надо сказать, что мама тоже меняется. А почему из потустороннего, потому что ребенок не знает, откуда он пришел, и куда уйдет. И вот задача отца уже, научить ребенка обходиться без себя, подготовить его к выходу за границу этого ареала. Это разная идеология воспитания мальчика и девочки. Потому что это две стратегии: адаптация либо развитие. Адаптация – это умение пользоваться тем, что есть, женский тип (все в дом). Здесь нет ничего негативного, на 99,9% мы адаптируемся в этой жизни, мы адаптанты. Но засчет того, что кто-то из нас или наших предков из этого круга адаптации вышел за границы ареала, получает стратегически какое-то преимущество и приводит его назад к дому. Ну пример этому: в древности когда кто-то вышел за этот круг и нашел новую дорогу, новый дом – то есть получил преимущество. Отсюда стратегия всякого выбора: если он уйдет и останется там, то может построить новую семью, но на самом деле, он должен привести ее назад, в ареал.

В чем стратегия развития мозга ребенка, женского и мужского? Девочку нужно воспитывать по принципу «дом – весь мир», а для мальчика принцип будет «весь мир – дом». Вот как бы две разные стратегии.

Вот такой пример: если женщина сидит у костра, сколько ей надо мужчин, чтобы они на все 360 градусов ушли за мясом? Сколько ей нужно, чтобы вернулось?

И вот тут начинается культура. Раньше это все было нормально. Община была последним социальным институтом. Любой член общины был в чем-то специалист. То есть община была заинтересована, чтобы любой ребенок стал каким-то мастером. И вот получается, что пойдя в любом направлении, ребенок может найти себе применение, стать мастером.

Возвращаемся к периоду 3-4 года – половое созревание. Если у ребенка в этот период проявляется какое-то качество, то его надо развивать именно в этот период. А если мы в этот пе6риод подумаем, что он должен у нас на английском языке разговаривать, например, то необходимый навык «мастерства» у ребенка не сформируется. И вот вся наша система образования сегодня построена на том, что образовательные модули вводятся без понимания возрастной шкалы, зачастую опираясь на ошибочное представление, что чем раньше, тем лучше. Но этим мы нарушаем естественный ход развития ребенка, мы не даем ему сформироваться полноценно. Вот это уже даже не социальная, а видовая угроза, и за это может последовать очень жесткая обратная реакция. То есть минимальное, что могут делать люди, это отчуждаться. Отчуждение от государственного управления, от политики. Это очень мощный симптом.

Переходим к периоду полового созревания ребенка. Гормональный поток, очень важный элемент. Здесь важно, что половой гормон в этом гормональном потоке объединяется с молекулами стресса, с половыми гормонами и только в случае такого соединения, формируется мужская половая ориентация. Но гормон стресса должен как-то утилизироваться, из организма выходить. Выводится он через физическую активность с помощью печени. То есть если ребенок будет испытывать физическую нагрузку и иметь возможность эту нагрузку, гормон стресса, утилизировать через физическую активность – это нормально. Так жили раньше и так функционируют целые социальные институты по типу спорта, армии и т.п. Но есть еще один механизм, умнее, когда используются эндорфины при поощрении правильных действий. В результате вашей нагрузки или любой деятельности, должно быть поощрение, что вы это сделали правильно и для чего-то. И уже этот механизм участвует в формировании определенных зон мозга, которые отвечают за способность длительное время совершать максимальные усилия, то, что мы называем волей. Если мы ребенку не создаем эти условия, трудности, которые он должен преодолеть, то вот этот механизм у него не сформируется. Вы ему говорите «надо», «должен», а он не понимает, как, например, дальтоник не видит в Третьяковской галерее картины в полном цвете. Это уже социальное явление. Для такого ребенка «должен» - это то же самое, как выйти за границу ареала – угроза. Вы мальчику объясняете про семейную жизнь, а он по-своему считает и не понимает – зачем? К примеру, на 50 тыс. он может жить в Москве в родительской квартире, и на те же 50 тыс. снимать отдельную квартиру и жить своей семье – уже не так. И вот сделать так, чтобы социальные условия стимулировались естественным ходом развития – это есть основа государственной политики. Потому что если этого не будет, то мы имеем все эти разрушительные механизмы и отсутствие понимания, почему это все происходит.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.