Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эколого-развивающая среда, как фактор физического и психического здоровья детей»



 

 

Доклад

 «Эколого-развивающая среда, как фактор физического и психического здоровья детей»

Подготовила:  Тукаева Д.Э., воспитатель

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Так как именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности; закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности; формирование здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И поэтому нам, педагогам (и, конечно же, родителям) следует повернуться лицом к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, потому что, только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Сложившаяся неблагополучная ситуация подтолкнула к определению следующих проблем: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, воспитания гуманной, социально - активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающей мир.

Для реализации этих целей и строится предметно-развивающая среда группы связанная с экологизацией.

Если условно разделить развивающую среду на внутренние и внешние зоны, то внутренними функциональными зонами будут выступать: зона обучения, зелёный и живой уголки, зона библиотеки. На участке детского сада создали внешние экологические зоны-экологическую тропинку, огород, теплицу. Каждая из этих зон выполняет свою функциональную роль.

Зона обучения - хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. Столы располагаются по кругу, т.е. так чтобы педагог работал "не над", а "вместе" с детьми. В зоне обучения имеется глобус, карта, развивающие игры и д.р.. Функциональная роль этой зоны - обучающая, релаксационная. Дети находятся здесь не только на занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. В течение дня здесь проходят пальчиковая гимнастика (способствующая нервно-психическому развитию) и дыхательные упражнения.

Зелёный уголок создан для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формирования научного мировоззрения. В то же время уголок это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа предполагает превращение детей в "учёных", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Игры детей с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма (кисти рук, также, как и стопы, являются зонами теплообменниками; через эти зоны проходит 70% тепла; температура воды должна быть не ниже 28 градусов). "Огород на подоконнике" - где круглый год выращивается лук, укроп, петрушка, что используются затем в рационе питания детей, тем самым, повышая запас витаминов.

Во многих группах имеется "живой уголок", где содержатся черепахи и аквариумы с золотыми рыбками. Также представлено большое разнообразие комнатных растений. На примере которых, можно показать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений и животных нашего живого уголка. Аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, хорошо вписывается в интерьер группы и дает воспитателям возможность организовать серию интересных наблюдений за обитателями этого маленького водоема, его особенностями, сформировать у ребенка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира. В процессе дежурства в уголках дети приобретают навыки по уходу за живой природой, воспитывается бережное отношение к ней, происходит развитие эмоциональной сферы ребенка.

На участке детского сада функционирует теплица. В процессе работы дети приобретают навыки ухода за растениями, знакомятся с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе; развивается наблюдательность, вырабатываются навыки экологически безопасного поведения. И, конечно же, развивается эмоциональная сфера, происходит оздоровление ребёнка.

На участке детского сада создана и функционирует экологическая тропинка. Формы и методы работы на экологической тропе зависят от целей, поставленных педагогом. Функциональная роль экологической тропы обширна - познавательная, оздоровительная; происходит развитие эмоциональной, сенсорной сферы ребенка, знакомства с правильным обращением с природой.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач ложно достигнуть, если в группе создано сообщество дети - родители - педагог.

Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья; тестирование, спортивно-экологические праздники.

Таким образом экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда группы, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни- это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.