|
|||
Дух и ОгоньДух и Огонь (иконография праздника Сошествия Святого Духа на апостолов)
В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы (по-еврейски — Шавуот) совершался в память дарования израильскому народу синайского законодательства. Праздновался он в пятидесятый день после Пасхи. Подобно этому в пятидесятый день после новозаветной Пасхи – Воскресения Христова - совершилось Сошествие Святого Духа на апостолов. Место синайского законодательства заступила благодать Святого Духа. В основе иконографии праздника лежат события, описанные в книге Деяний святых апостолов (Деян. 2:1–13), из которой нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы собрались в сионской горнице, и в третий час дня (по нашему времени в девятом часу утра) послышался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, и явились языки пламени и почили по одному на каждом из апостолов. Они исполнились Духа Святого и начали проповедовать на разных языках. И это слышали иудеи, которые собрались в Иерусалиме из разных стран, при этом каждый из них слышал проповедь апостолов на языке той страны, из которой прибыл. Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в миниатюрах, мозаиках и фресках. В одном из самых ранних сохранившихся изображений Сошествия Святого Духа, рукописном Евангелии, созданном в 586 году сирийским монахом Рабулой, есть миниатюра, изображающая это событие. В центре композиции представлена Богоматерь, по сторонам от Неё под сводами Сионской горницы стоят двенадцать апостолов. Святой Дух в виде голубя нисходит с небес. Над головами Богородицы и апостолов горят красные языки пламени. Исполнилось пророчество Иоанна Крестителя: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Вставка: Сошествие Святого Духа на апостолов, Евангелие Рабулы, 586 г., Сирия. Присутствие Богородицы в этом сюжете не случайно. Святой евангелист Лука пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (Деян. 1:14). Изначально иконографический сюжет Пятидесятницы совпадал с сюжетом Вознесения Господня, поскольку оба праздника вплоть до V века отмечались в один день — через семь недель после Пасхи. И это вполне логично — сошествие Святого Духа на апостолов является исполнением обетования о Его сошествии, которое дал Христос ученикам перед восхождением на небо. Так на ампуле для благовоний из коллекции собора в городе Монца (Северная Италия) сюжет Вознесения Господня дополнен важнейшей деталью из сюжета Сошествия Святого Духа – десницей Бога Отца, которая выпускает голубя, и Он стремительно летит с небес на Богоматерь и апостолов. Вставка: Ампула из собора в г. Монца, Италия В послеиконоборческий период иконография праздника заметно изменилась: центром нисхождения Святого Духа становится этимасия (греч. ἑτοιμασία) – «Престол уготованный». Для кого уготованный? – Для Судии Второго пришествия. Сам престол – символ Бога Отца, Евангелие на престоле – символ Бога Сына, а голубь – символ Святого Духа. В целом это аллегория Святой Троицы, которая являет Себя во всей полноте после Пятидесятницы. Богоматерь в этой иконографии отсутствует, поскольку смысловой акцент смещается в сторону Страшного суда, апостолы по обетованию Спасителя сидят на двенадцати престолах судить «двенадцать колен Израилевых», то есть все народы. Примером этой иконографии может служить мозаика XIII века в куполе собора святого Марка в Венеции. Вставка: Сошествие Святого Духа на апостолов. Купол собора святого Марко, Венеция, XIII в. На следующем этапе развития иконографии праздника Пятидесятницы внизу композиции появляется темный проем в форме арки, как бы вход в Сионскую горницу, точнее сказать, выход из нее во внешний мир, поскольку в момент сошествия Святого Духа Сионская горница стала Церковью во всех смыслах этого слова: и как мистическое тело Христово, и как иерархическая организация во главе с апостолами, и как культовое здание, в котором уже была совершена евхаристия во время Тайной вечери. В этом темном проеме символически представлены люди шестнадцати национальностей, которые упомянуты в книге Деяний святых апостолов (Деян. 2:9-11). Это будущая паства рождающейся Церкви, о ней было сказано: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Сами апостолы располагаются вокруг этого проема подобно тому, как располагаются священнослужители на синтроне – каменных скамьях вдоль стен алтарной апсиды в древних храмах. Центральное место на синтроне, соответствующее «горнему месту» в наших храмах, не занято, на нем невидимо присутствует Христос, сказавший: «… и се, я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). По правую и по левую руку от Него сидят Первоверховные апостолы Петр и Павел (вот кому это было уготовано!). Затем по два евангелиста с каждой стороны, далее остальные шесть апостолов. Разумеется, апостол Павел, а также евангелисты Лука и Марк, не входившие в число двенадцати, в Сионской горнице присутствовать не могли. Однако икона представляет не только историческое событие, она создает образ новорожденной Церкви, краеугольными камнями которой являются четыре Евангелия. Невозможно представить образ Церкви без апостола Павла, который «более всех потрудился» на апостольском поприще, написав четырнадцать книг Нового Завета. Наконец, мы подходим к самому трудному для понимания моменту в иконографии праздника Пятидесятницы. Постепенно «племена и языцы» в черном проеме стали заменяться неким старцем в царских одеждах и короной на голове. В руках у него плат с двенадцатью свитками. Внешне он походит на царя Давида, однако надпись рядом с ним объясняет, что это – Космос. Кто же этот загадочный персонаж? Существует мнение, что это пророк Иоиль, его пророчества не раз упоминаются в книге Деяний апостолов. В частности, его цитирует апостол Петр: «…излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2:28–29). Такое объяснение давалось также некоторыми афонскими монахами, однако иконография пророка Иоиля довольно устойчива и не тождественна облику загадочного старца. Есть предположение, что старец со свитками – царь и пророк Давид, здесь иконография во многих памятниках совпадает буквально, до мелочей. Кроме того, апостол Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы (Деян. 2:29-35) цитировал пророчество Давида о воскресении Христа, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления». А о самом Давиде сказал, «что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня». И это не фигура речи. В непосредственной близости к Сионской горнице находится могила Царя Давида, которую можно видеть и сегодня. Но почему тогда святой Давид во всех памятниках изображен без нимба, и какое отношение к нему имеет загадочная надпись «Космос»? Нет, здесь что-то не так. Один известный профессор предложил совсем иное прочтение иконографии праздника Пятидесятницы. Он считает, что в сюжете зафиксирован момент избрания апостола Матфия на место предателя Иуды, а пророк Давид держит плат с двенадцатью жребиями. На этом собрании апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, – сказал он, – исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде… В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст… достоинство его да приимет другой» (Деян. 1:16,20). Предположение остроумное, но не выдерживает критики: почему среди выбирающих оказались апостолы Павел, Лука и Марк? Иные толкуют фигуру царя как изображение Иисуса Христа в образе Ветхого Деньми, пребывающего со своими учениками до скончания века. Опять не подходит: иконы этого типа всегда подписывают конкретно «Иисус Христос Ветхий деньми» во избежание отождествления с Богом Отцом. Ну и последнее, самое абсурдное: современные уфологии склонны видеть в загадочном старце космического пришельца, что, якобы, доказывает сокровенное знание Церкви о внеземных цивилизациях.
Правильный ответ о значении и символике Царя-Космоса подскажут метаморфозы, которые происходили в иконографии праздника под аркой Сионской горницы. Как уже отмечалось, изначально темное пространство отводилось шестнадцати народам, упомянутым в книге Деяний апостолов, а в их лице и всему человечеству, которое Церковь готовилась принять в свое лоно. Нередко случалось, что для изображения множества народов просто не хватало места (или времени, или чего-то еще), количество персонажей сокращалось. Доходило до того, что оставалось всего двое: некий человек - представитель всех народов и царь, символизирующий собой власть и богоустановленный порядок. Наконец, Царь-Космос соединил в своем лице все значения и смыслы и явился единственным представителем человечества, погруженного во тьму неведения истинного Бога. Вставка: Сошествие Святого Духа на апостолов. Новгород, XV в. Космос держит в своих руках плат с двенадцатью свитками, которые символизируют апостольскую проповедь: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18:5). Надо заметить, что плат по форме напоминает корабль, очевидно, что это корабль Церкви. В XVII веке, не без влияния католичества, на православных иконах Пятидесятницы вновь стали появляться изображения Богородицы, арка с Космосом исчезает, и этот вариант становится все более распространенным. Вставка: подписать нижнюю икону. Таким образом, к началу XX века иконографический цикл замкнулся и во многом пришел к тому, с чего начал свой путь в VI веке.
Сошествие Святого Духа на апостолов. XVII век. Русский Север, Государственный Эрмитаж, СПб Протоиерей Виталий Шумилов, руководитель иконописной школы имени прп. Алипия
|
|||
|