|
|||
Перечень возможных диагностических методик:Стр 1 из 2Следующая ⇒ Перечень возможных диагностических методик:
Для выявления особенностей самооценки возможно использование следующих методик: - Проективные методики – «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др. - Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер), являясь методом экспресс диагностики семейных взаимоотношений и особенностей коммуникативной сферы семьи, также может помочь выявить уровень самооценки членов семьи. - Метод «Незаконченные предложения» существует в большом количестве вариантов, вариант разработанный Л. Саксом и В. Леви помогает выявить систему личностных отношений, отношений испытуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для выявления эмоционально-психологических особенностей семейной системы могут использоваться: - Тест «Рисунок семьи» - проективный рисуночный тест - в первую очередь предназначенный для выявления внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы специалиста, касающихся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо. Методика удобна в применении, может использоваться в широком возрастном диапазоне: как с детьми, так и со взрослыми, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. - Семейная генограмма – изучает эмоциональные проблемы, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. - Тест «Дом, дерево, человек». - «Незаконченные предложения» и др. Для определения уровня развития коммуникативных навыков можно использовать следующие методики: - «Семейная социограмма» – рисуночная проективная методика - позволяет выявить положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Методику можно использовать для оценки динамики семейных взаимоотношений в процессе работы специалистов с семьей. - Семейная генограмма – графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами. Для изучения внутрисемейных отношений: - Методика PARI– касается разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. - Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) – выявляет характер родительского отношения к ребенку – как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов и установок, проявляющихся в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. - «Незаконченные предложения». - Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) – предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком. - Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»(В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер) – позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений. - Методика «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горькова, Е. Е. Ромицына) – изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания. - Шкала семейного окружения – измеряет и описывает: отношения между членами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особое значение, основную организационную структуру семьи (показатели, управляющие семейной системой). - Шкала семейной адаптации и сплоченности– измеряет особенности функционирования семьи по трем важнейшим параметрам семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. Также для выявления причин семейных нарушений можно использовать графический диагностический метод генограммы. Генограмма – это графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами. Однако главной областью ее применения является изучение семейных историй (тем) – специфических, несущих эмоциональную нагрузку проблем, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. При диагностике семьи целесообразно использовать следующие методы и методики: 1. Тест Басса-Дарки 2. Диагностическая методика «шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Г. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина 3. Методика «ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой 4. Методика измерения родительских установок и реакций (PARY) 5. Опросник «Мера заботы» 6. Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера 7. «Родительское отношение» А.Я. Варга, В.В. Столин 8. Методика «Семейное пространство» Анкетирование на выявление фактов жестокого обращения в семье ребенка и в его социальном окружении: 1. Тест «Акцентуации характера» Е.А. Личко (для детей 12-16 лет) 2. Проективный тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука (для детей 6-11 лет) 3.Проективные тесты «Человек», «Человек под дождем», «Несуществующее животное», «Три дерева» (в индивидуальной работе) 4.Анкета для родителей «Травматический опыт детей» 5. Пострисуночный опросник 6. Беседа В индивидуальной и групповой работе могут использоваться следующие методы: 1. «Методика коррекции эмоционально-волевой сферы» для детей, которые испытывают неуверенность, депрессивное состояние, а также для детей с агрессивным и эмоционально не стабильным поведением; 2. «Сказкотерапия» для психологической помощи детям; 3. «Арт-терапия» для семей, переживших психотравму; 4. «Телесная терапия» для детей, переживших физическое, психологическое, сексуальное насилие; 5. «Родительская педагогическая мастерская». Основная задача мастерской – способствовать гармонизации родительско-детских взаимоотношений.
|
|||
|