|
|||
Признаки здорового эмоционального состояния у детейСтр 1 из 2Следующая ⇒
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка: - наличие чувства доверия к миру; - способности проявлять гуманные чувства; - способности сопереживать и чувствовать состояние другого; - наличие положительных эмоций и чувства юмора; - способности и потребности в телесном контакте; - наличие чувства удивления; - вариативности поведения; - способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества; - способности к положительному подкреплению себя и собственных действий; - способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом. Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других. Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами. Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины: биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.; психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д. Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих. Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие: - принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств; - создание в семье атмосферы положительных эмоций; - создание в семье атмосферы безопасности для ребенка; - поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуаль-ных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка); - в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления); - включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка. Признаки здорового эмоционального состояния у детей
|
|||
|